средние районы (50-100 тыс. чел.) 3-6
большие районы (100-250 тыс. чел.) 6-12
При этом численность обслуживаемых МГН одним центром составляет:
5-10 тыс. МГН - для районов с низкой плотностью жилой (и высокой плотностью общественной) застройки;
10-30 тыс. МГН - для районов с высокой плотностью жилой застройки.
5.2.14 В реконструируемых исторических районах со сложившейся застройкой, но не полной системой социального обслуживания рекомендуется так называемый блок-модульный метод в виде мини-центров и комплексов с неполным набором учреждений дневного и надомного обслуживания с учетом требований СП 147.13330.
Блок-модульный метод характеризуется специализацией (социальных работников) обслуживания по родственным видам услуг (бытового-доставочного, бытового-хозяйственного, досугового, оздоровительного, социально-реабилитационного, абилитационного, консультативно-правового), учетом сопоставимой частоты спроса, равной территориальной доступностью и сходными затратами времени на оказание услуг.
5.2.15 Типы блоков надомного обслуживания (БНО) и радиус обслуживания приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Типология блоков надомного социального обслуживания
Тип блока | Назначение блока | Радиус обслуживания, км |
БНО.0 | Административные работники и методический аппарат (руководители, заведующие отделениями, инструкторы социальных работников) | До 3 |
БНО.1 | Социальные работники, обеспечивающие доставку товаров и услуг в жилище МГН | До 1,5 |
БНО.2 | Для социальных работников, оказывающих помощь МГН по домашнему хозяйству | До 0,5 |
БНО.3 | Социальные работники, осуществляющие сервисные услуги (написание писем, прогулки, консультации и пр.) | До 1,5 |
БНО.4 | Услуги посреднического характера (медицинские работники, правоведы, психологи, педагоги) | До 0,5 |
5.2.16 Типы блоков дневного пребывания (БДП) и радиусы обслуживания приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Типология блоков дневного обслуживания
Тип блока | Назначение блока | Радиус пребывания, м |
БДП.1 | Занятия досугом (любительская и просветительская деятельность, лечебная физкультура, активный и спокойный отдых и т.п.) | До 1500 |
БДП.2 | Культурно-бытовые мероприятия, медико-реабилитационные консультации, медицинские процедуры | До 500 |
БДП.3 | Бытовое и медико-оздоровительное обслуживание | До 250 |
5.2.17 С учетом примерно равной частоты посещений МГН отдельных блоков дневных учреждений (отделений ЦСО) и блоков надомных услуг целесообразно их объединение в следующие модули:
модуль административно-организационного обеспечения сети учреждений надомно-дневного обслуживания – М0=БНО.0;
модуль сервисного и досугового обслуживания – М1=БНО.3+БДП.1. Радиус доступности - до 1,5 км;
модуль доставочного и дневного обслуживания – М2=БНО.1+БДП.2. Радиус обслуживания - до 500 м. Возможно кооперирование модуля с домами-интернатами, расположенными в селитебной зоне города;
модуль медико-посреднических услуг – М3=БНО.4+БДП.3. Радиус доступности - до 250 м. Возможна кооперация с учреждениями здравоохранения профилактического типа;
модуль хозяйственно-бытовых услуг – М4=БНО.2. Радиус доступности - до 500 м.
5.2.18 Для укрупненного подсчета объема объектов социального обслуживания рекомендуется придерживаться общей полезной площади, определяемой суммой помещений учреждений с учетом социальных, административных, хозяйственных и методических функций системы обслуживания - см. таблицу 5.
Таблица 5 - Удельный показатель общей площади объектов социального обслуживания на 1 тыс. МГН
Структура системы социального обслуживания | Общая площадь учреждений социального обслуживания (при базовой обеспеченности), м2 на 1 тыс. МГН |
Учреждения социального обслуживания | 341 |
Административно-хозяйственные и методические подразделения центра социального обслуживания (аппарат ЦСО) | 26 |
Здание органов социальной защиты населения | 10 |
Всего | 377 |
5.2.19 Для определения необходимой территории под строительство центров социального обслуживания и специального жилища следует руководствоваться таблицей 6.
Таблица 6 - Удельная площадь участков центров социального обслуживания и домов жилищного фонда социального использования
Тип здания | Площадь территории, м2 |
Территориальный центр социального обслуживания | Не менее 40 на 1 место |
Специальный жилой дом с обслуживанием | 125 на 1 чел. |
5.2.20 Количество протезно-ортопедических предприятий со стационаром, предполагающим лечение, протезирование и прохождение адаптационного периода по приспособлению пользования протезом, рекомендуется принимать из расчета 1-1,5 на один миллион человек. Наряду со стационарным предприятием рекомендуется строительство одной протезно-ортопедической мастерской на 250 тыс. чел.
5.2.21 В числе первоочередных и обязательных должна быть обеспечена доступность инвалидов во все учреждения социальной защиты населения, а также государственные и муниципальные учреждения, в той или иной степени связанные с решением проблем инвалидов. Такие учреждения следует размещать по возможности вблизи центров муниципальных районов, специальных жилых домов для инвалидов.
5.2.22 Специализированные детские дошкольные образовательные организации и школы-интернаты для детей с физическими нарушениями следует размещать в озелененных районах или в пригородной зоне на удалении от промышленных предприятий, улиц и дорог с интенсивным движением транспорта и железнодорожных путей, а также других источников повышенного шума, загрязнения воздуха и почвы в соответствии с действующими нормами. Специализированные школы-интернаты для детей с нарушением зрения и дефектами слуха следует располагать на расстоянии не менее 1500 м от радиостанций, радиорелейных установок и пультов.
Подразделения абилитации могут включаться в состав дошкольных образовательных организаций либо учреждений социального обслуживания.
5.2.23 Полная характеристика (нормы, расчет, размещение) учреждений стационарного социального обслуживания МГН, включая дома-интернаты, хосписы, лечебно-профилактические центры, госпитали и больницы, центры реабилитации, санатории и дома отдыха, дома ветеранов профессиональных и творческих объединений и пр. даны в СП 141.13330.
5.2.24 Лица МГН, способные к самообслуживанию, учитываются единой с остальными группами населения сетью учреждений и предприятий.
Предприятия торгово-бытового обслуживания стандартных услуг (продовольственные магазины, приемные пункты прачечных, химчисток и пр.) рекомендуется размещать на расстоянии не более 300 м (при нормируемом максимальном радиусе доступности 500 м), учреждения лечебно-профилактические - на расстоянии не более 500 м. Пешеходные пути от жилых домов до объектов обслуживания необходимо формировать с учетом их размещения, отдавая предпочтение наиболее посещаемым учреждениям, выполняя общие требования, предъявляемые к организации путей передвижения для инвалидов.
Предприятия общественного питания для инвалидов (социальные столовые) рекомендуется предусматривать в пределах жилого квартала (микрорайона), а также в местах размещения учреждений социального обслуживания и реабилитации инвалидов.
Предприятия, требующие присутствия клиента должны иметь радиус удаленности до 500 м.
5.2.25 Учреждения первичного медицинского обслуживания, например, аптеки, согласно действующим нормам, должны размещаться в радиусе до 500 м. Однако, для безрецептурной продажи лекарств, перевязочных средств, предметов ухода за больными рекомендуется организация аптечных киосков в радиусе до 300 м.
Поликлиники, амбулатории в существующей городской застройке, имеющие превышение нормативных расстояний (1000 м), для обеспечения инвалидов и других МГН должны быть дополнены амбулаторным обслуживанием, приближенным к жилым комплексам, медпунктами, гериатрическими кабинетами, встроенными или пристроенными к существующим зданиям.
5.2.26 Доступность учреждений культуры общегородского значения (театры, концертные залы, цирки и др.), размещаемых в общественно-деловых зонах города, для инвалидов обеспечивается в основном с помощью транспортных средств, а также посредством организации подъездов и подходов к этим объектам, а также автостоянок.
В условиях реконструкции жилой застройки рекомендуется формировать клубы социальной поддержки и библиотеки с ориентацией на инвалидов и других МГН (общение, проведение лекций, благотворительных мероприятий, продажа необходимых товаров, оказание услуг и др.). Радиусы обслуживания этих объектов рекомендуется принимать не более 500 м.
5.2.27 Доступность зданий культового назначения для инвалидов должна быть обеспечена так же, как и к другим общественным зданиям. Особое внимание рекомендуется уделять организации безопасных пересечений пешеходных путей с проезжей частью прилегающих улиц, формированию подходов и площадей, а также входов в храмы.
5.2.28 Общественные уборные необходимо устанавливать исходя из расчета 1 прибор на 1 тыс. чел. и оборудовать в них, как правило, одну кабину для инвалида. Их месторасположение должно иметь специальное обозначение. При организации подземных туалетов необходимо устройство подъемника или пандуса.
5.3 Производственные зоны
5.3.1 При реализации возможности трудоустройства инвалидов практически на всех предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимо выполнять общие требования, обеспечивающие безопасное передвижение инвалидов к местам приложения труда. В частности, следует предусмотреть для инвалидных колясок подъезд к главному входу предприятия шириной не менее 1,8 м [4].
5.3.2 Остановки общественного транспорта и стоянки личного автотранспорта инвалидов рекомендуется размещать не далее 50 м от контрольно-пропускного пункта на предприятие. Они должны быть оборудованы платформой, уровень поверхности которой соответствует уровню пола транспортных средств общественного транспорта. Платформу следует оборудовать навесом или павильоном, поручнями, пандусом или подъемными механизмами, рисунок В.3.
5.3.3 Наземные пешеходные переходы через улицы, примыкающие к территории предприятия, желательно делать регулируемыми. Светофоры, регулирующие переход, следует оборудовать звуковым маяком и средствами звукового информирования, а также автодорожным знаком "слепые пешеходы", рисунок В.4. При интенсивном движении по магистралям в местах их пересечения с пешеходными подходами к предприятиям необходимо предусматривать подземные переходы с учетом требований 6.1.12 настоящего свода правил.
5.3.4 Пешеходные пути от остановок общественного транспорта и пешеходных переходов до контрольно-пропускного пункта предприятия оборудуются поручнями, направляющими передвижение инвалидов с нарушением зрения. Расположение поручней не должно препятствовать движению по предзаводской территории остальных людей. Архитектурное оформление входа на предприятие также может способствовать лучшей ориентации инвалидов с нарушением зрения.
5.3.5 На предзаводской территории специализированных предприятий для инвалидов с нарушением зрения рекомендуется установить знак (символ, эмблему, наименование предприятия и т.п.) согласно ГОСТ Р 50918, указывающий главный вход на территорию предприятия. Контрольно-пропускные пункты на территорию предприятия следует оборудовать звуковым маяком, информационным табло.
5.3.6 Места для стоянки личных автотранспортных средств инвалидов должны быть выделены разметкой. Места стоянки для автомобилей инвалидов, пользующихся для передвижения креслами-колясками или костылями, желательно располагать ближе к контрольно-пропускному пункту, обозначать специальным символом.
5.3.7 Целесообразно предусматривать четкую планировку территории предприятия в целях улучшения ориентации в пространстве инвалидов с нарушениями зрения.
Места труда инвалидов рекомендуется размещать, по возможности, компактно обеспечивая:
безопасность передвижения по территории;