Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 ноября 2016 г. N 501 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при разработке нефтяных месторожде стр. 15

При перевозке людей по наклонным горным выработкам с рельсовым транспортом применяются технические устройства, обеспечивающие плавную остановку поезда (вагонетки) при превышении на 25 % установленной скорости, обрыве каната, прицепного устройства или сцепки с возможностью проведения проверки его работоспособности от ручного привода.
Типы парашютного устройства и ходовой части применяемых вагонеток должны соответствовать типам рельсов и способам настилки рельсовых путей.
У вагонеток, используемых для перевозки людей по двухпутным горным выработкам, а также по горным выработкам, в которых посадочные площадки расположены с одной стороны, проемы с нерабочей стороны и междупутья закрываются наглухо.
268. На первом по направлению движения состава по наклонной горной выработке транспортном сосуде устанавливается световой сигнал красного цвета.
269. Ежесменно перед началом перевозки людей по наклонным горным выработкам вагонетки, прицепные устройства и крепление каната к вагонеткам осматриваются обслуживающим персоналом, а парашютные устройства -проверяются включением ручного привода.
Не реже одного раза в месяц указанный осмотр выполняется главным механиком обособленного структурного подразделения.
Результаты осмотров фиксируются по форме и в порядке, установленном организационно-распорядительным документом обособленного структурного подразделения.
Испытания парашютных устройств проводятся при вводе в эксплуатацию вагонеток и не реже одного раза в 6 месяцев в ходе эксплуатации.
270. Перед перевозкой людей пассажирские вагонетки без присутствия в них людей пропускаются один раз в оба конца по наклонной горной выработке.
271. Не допускается подъем и передвижение людей по наклонным горным выработкам во время подъема и спуска грузов по ним.
272. Не допускается во время спуска или подъема людей и грузов в наклонных горных выработках вход на площадки, на которых проводится сцепка и расцепка транспортных сосудов, лицам, не участвующим в проведении этих работ.
Не допускается во время спуска-подъема груза находиться в зоне действия тягового каната на верхней площадке и вне ниши для укрытия работающих - на нижней площадке.
На подходах к площадкам и на самих площадках вывешиваются предупредительные знаки.
273. При концевой откатке по наклонным горным выработкам применяются на верхних приемных площадках с горизонтальными заездами задерживающие стопоры; ниже верхних и выше нижних приемных площадок с горизонтальными заездами, на заездах всех приемных площадок с наклонными заездами устанавливаются амортизирующие барьеры с автоматическим или дистанционным управлением. При невозможности установки амортизирующего барьера состав вагонеток при движении вверх и вниз обеспечивается предохранительным канатом против расцепки вагонеток, при движении вверх - съемным ловителем, устанавливаемым на последней по отношению к запанцировке каната вагонетке.
При откатке бесконечным канатом на путях грузовой и порожняковой ветвей наклонного ствола, уклона или бремсберга устанавливаются ловители в следующем порядке:
ниже верхних и промежуточных приемных площадок, выше нижних и промежуточных приемных площадок - два ловителя:
первый на расстоянии 5 м от приемной площадки,
второй - на расстоянии 5 м от первого.
274. Стопоры и барьеры должны быть постоянно закрыты и открываются только для пропуска вагонеток.
На промежуточных и нижних приемных площадках устраиваются ниши для укрытия людей.
На участковых наклонных горных выработках длиной менее 30 м, предназначенных для доставки грузов, допускается применение барьеров с ручным управлением.
Требования настоящего пункта не распространяются на наклонные горные выработки, используемые только для перевозки людей.
275. При грузовой откатке бесконечным и концевым канатами применяются сцепные и прицепные устройства, не допускающие самопроизвольного расцепления, а при откатке бесконечным канатом в выработках с углом наклона более 18°, кроме того - контр-цепи.
Сцепные устройства вагонеток и прицепные устройства для откатки бесконечным канатом должны иметь запас прочности не менее 6-кратного, а прицепные устройства при откатке концевым канатом - не менее 10-кратного запаса прочности по отношению к максимальной расчетной статической нагрузке.
Прицепные устройства типа "баранчик" для откатки бесконечным канатом должны иметь 4-кратный запас прочности по отношению к пределу текучести материала.
Прицепные устройства типа "баранчик" испытываются нагрузкой в 2,5 раза превышающей расчетную статическую нагрузку. Ремонт прицепных устройств типа "баранчик" не допускается.
276. Прицепные устройства для откатки концевым и бесконечным канатами маркируются с указанием допускаемой нагрузки, номера и года выпуска.
При откатке концевым канатом прицепные устройства испытываются после каждой запанцировки каната спуском и подъемом груза максимально допустимой массы.
Результаты испытаний заносятся в книгу осмотра подъемной установки.
277. Не допускается спуск и подъем грузов по наклонным горным выработкам, оборудованным подъемными установками при отсутствии персонала для обслуживания приемно-отправительных операций на тех горизонтах, на которые проводится доставка грузов.
278. Не допускается локомотивная откатка на приемных площадках наклонных горных выработок в случае, когда тяговый канат лебедки, установленной в наклонной горной выработке, находится в поперечном сечении выработки, по которой ведется локомотивная откатка.
279. При перевозке людей по монорельсу подвесным локомотивом по горизонтальным выработкам скорость должна быть не более 20 км/ч, по наклонным - не более 10 км/ч.
280. Эксплуатационные зазоры между максимально выступающими частями подъемных сосудов стационарных подъемных установок, крепью и расстрелами в вертикальных стволах приведены в приложении N 14 к настоящим Правилам.
Зазор между движущимися бадьями и крепью ствола или выступающими частями оборудования, расположенного в стволе, должен быть не менее 400 мм.
Зазор между стенками раструба проходческого полка и выступающими частями движущейся направляющей рамки бадьи должен быть не менее 100 мм.
Перед пуском вновь навешенного или отремонтированного подъемного сосуда или противовеса, после ремонтных работ в стволе, связанных с рихтовкой армировки, проводников или крепи, после падения в ствол предметов, которые могут повлиять на положение армировки, проводится проверка зазоров. После ремонта, связанного с заменой армировки или проводников, проводится профилировка проводников.

XXII. Общие требования к канатам, прицепным и подвесным устройствам

281. В шахтных стволах применяются канаты с трудногорючей оболочкой.
Для людских и грузолюдских подъемных установок применяются подъемные и тяговые грузолюдские канаты марок ВК и В, остальные - не ниже марки 1 (далее - канаты).
282. Требования к шахтным канатам приведены в приложении N 15 к настоящим Правилам.
283. Не допускается применение канатов одинарной свивки из круглых проволок для навески проходческого оборудования, закрытых подъемных канатов в качестве проводников бадьевого подъема.
284. На одноканатных подъемных установках с канатными проводниками для обоих подъемных сосудов навешиваются головные канаты одного диаметра, конструкции и направления свивки.
285. При откатке бесконечным канатом по наклонным выработкам применяются однослойные круглопрядные канаты крестовой свивки с запасом прочности при навеске не ниже значений, приведенных в приложении N 15 к настоящим Правилам.
286. Канаты шахтных лебедок должны иметь при навеске запас прочности по отношению к максимальной расчетной статической нагрузке не менее:
7,5 - кратного для подвески грейферов и проходческих люлек в стволе;
6,0 - кратного для проходческих агрегатов и агрегатов для армирования ствола;
4,0 - кратного для скреперных, маневровых и откаточных лебедок по горизонтальным горным выработкам.
287. Тяговые канаты для перемещения забойного оборудования должны иметь запас прочности не менее 3-кратного по отношению к номинальному усилию на их рабочих барабанах.
288. В качестве нижних уравновешивающих канатов на подъемах применяются плоские канаты, нераскручивающиеся круглые однослойные прядевые канаты крестовой свивки и многопрядные канаты.
При использовании круглых прядевых канатов в качестве уравновешивающих их крепление к подъемным сосудам с обоих концов осуществляется через вертлюжные прицепные устройства.