СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменением N 1) стр. 24

Значения показателя Cv, соответствующие расчетным уровням безопасности движения для автомобильных дорог различных категорий, представлены в таблице 13.2.
Таблица 13.2 - Значения коэффициента вариации максимальной безопасной скорости, соответствующие расчетным уровням безопасности движения
Категория автомобильной дороги (по ГОСТ Р 52398)
Значения показателя Cv, на участках расчетной протяженности, соответствующие расчетным уровням безопасности движения, %
Высокий
Допустимый
IА, IБ
Менее 1,0
1,5-2,0
IВ, II с числом полос 4
Менее 1,5
1,5-3,0
II с числом полос 2, III
Менее 1,5
1,5-4,0
Примечание - Расчетная протяженность последовательно расположенных участков трассы принята равной 200 м.
При сравнении вариантов трассы проектируемой дороги по показателю Cv рекомендуется с помощью таблицы 13.2 определять протяженность участков проектируемой автомобильной дороги, соответствующих различным уровням безопасности движения. Выбирают вариант проектируемой дороги, который на большем протяжении обеспечивает высокий уровень безопасности движения, при этом не допускаются участки с низким и критическим уровнем безопасности движения.
13.2.2 Оценка согласованности проектных решений и поведения водителя в дорожном движении
13.2.2.1 Согласованность проектных решений и степень компенсации ошибок водителя оценивают по показателям ККбКит, порядок расчета которых представлен в приложении Ж.
При этом рекомендуется обеспечить соответствие расчетным уровням безопасности движения одновременно двух критериев согласованности проектных решений (по показателям К , Кб,) и критерия компенсации ошибок водителя (по показателю Кит).
13.2.2.2 Уровень соответствия расчетной и максимальной безопасной скорости движения (или скорости 85%-ной обеспеченности) оценивают в зависимости от значения показателя К .
В таблице 13.3 представлены предельные значения К  и величины превышения скорости движения 85%-ной обеспеченности над расчетной (∆V) для различных уровней безопасности движения.
Таблица 13.3 - Предельные значения итогового коэффициента обеспеченности расчетной скорости и превышения скорости движения 85%-ной обеспеченности над расчетной
Категория автомобильной дороги
(по ГОСТ Р 52398)
Vp, км/ч (по ГОСТ Р 52399)
Предельные значения К  и ∆V на участках проектируемой автомобильной дороги для расчетных уровней безопасности движения
Высокий
Допустимый
К
∆V, км/ч
К
∆V, км/ч
IA, IБ
140
1,05
5
1,10
15
IB, II с числом полос 4
120
1,10
10
1,15
20
II с числом полос 2, III
100
1,10
10
1,15
20
Примечание - Значения ∆V даны справочно для расчета параметров геометрических элементов трассы, удовлетворяющих критерию их согласованности (см. 13.2.2.4).
13.2.2.3 Соответствие максимальных безопасных скоростей движения автомобилей (или скоростей движения 85%-ной обеспеченности) при проезде смежных характерных участков трассы рекомендуется оценивать по значению коэффициента безопасности Кб.
В таблице 13.4 представлены предельные значения коэффициента безопасности Кб и соответствующее им значение изменения скорости движения 85%-ной обеспеченности  на смежных характерных участках проектируемой дороги для расчетных уровней безопасности движения.
Таблица 13.4 - Предельные значения коэффициента безопасности и изменения скорости движения 85%-ной обеспеченности на смежных характерных участках проектируемой дороги
Категория автомобильной дороги
(по ГОСТ Р 52398)
Предельные значения Кб и   на смежных характерных участках проектируемой дороги для расчетных уровней безопасности движения
Высокий
Допустимый
Кб
, км/ч
Кб
, км/ч
IA, IБ
0,95
10
0,85
20
IB, II с числом полос 4
0,90
10
0,80
25
II с числом полос 2, III
0,90
15
0,80
25
Примечание - Значения   даны справочно для расчета параметров геометрических элементов трассы, удовлетворяющих критерию их согласованности (см. 13.2.2.4).
13.2.2.4 В случае, когда критерии согласованности проектных решений (К  и Кб) не соответствуют значениям, указанным в таблицах 13.3 и 13.4, задачу обеспечения требуемого уровня безопасности движения рекомендуется решать на основе перебора вариантов смягчения параметров трассы и улучшения их сочетаний либо изменения расчетной скорости движения.
В целях смягчения параметров трассы в случаях, когда значения К  не соответствуют расчетному уровню безопасности движения для обеспечения критерия согласованности проектирования и поведения водителя при расчете радиусов кривых в плане, длин переходных кривых и уклона виража, расстояния видимости поверхности дороги, длины переходно-скоростных полос, к расчетной скорости Vp прибавляют соответствующее значение отклонения скорости движения 85%-ной обеспеченности от расчетной скорости ∆V, указанное в таблице 13.3.
При несоблюдении предельных значений по показателю Кб (или  ) на смежных участках трассы рекомендуется привести во взаимное соответствие значения скоростей движения на обоих участках или создать (посредством дополнительного участка усреднения скоростей) постепенный переход от одного уровня скорости к другому согласно данным таблицы 13.4.
13.2.3 Оценка степени компенсации ошибок водителей
Степень компенсации ошибок водителей за счет исключения сложных для восприятия сочетаний параметров геометрических элементов и применения соответствующих элементов инженерного оборудования проектируемой автомобильной дороги оценивают по показателю Кит, порядок расчета которого представлен в приложении И.
Значения показателя Кит, соответствующие расчетным уровням безопасности движения, представлены в таблице 13.5.
Таблица 13.5 - Значения итогового коэффициента аварийности, соответствующие расчетным уровням безопасности движения
Категория автомобильной дороги (по ГОСТ Р 52398)
Предельные значения показателя Кит на характерных участках проектируемой автомобильной дороги для расчетных уровней безопасности движения
Высокий
Допустимый
IA, IБ
Менее 2,5
Менее 3,5
IB, II с числом полос 4
Менее 2,5
Менее 5,0
II с числом полос 2, III
Менее 5,0
Менее 9,0
При условии несоблюдения предельных значений Кит, указанных в таблице 13.5, рекомендуются дополнительные меры по инженерному оборудованию и обустройству проектируемой дороги и (или) изменению ее параметров, имеющих наибольший вклад в величину Кит для устранения условий возникновения потенциально опасных участков и снижения тяжести последствии от возможных ДТП.

Приложение А (справочное). Характеристика уровней обслуживания движения

Таблица А.1
Уро-
вень обслу-
жива-
ния движе-
ния
Z
C
ρ
Характеристика потока автомобилей
Состояние потока
Эмоциональ-
ная загрузка водителя
Удобство работы водителя
Экономическая эффективность работы дороги
А
<0,2
>0,9
<0,1
Автомобили движутся в свободных условиях, взаимодействие между автомобилями отсутствует
Свободное движение одиночных автомобилей с большой скоростью
Низкая
Удобно
Неэффективная
В
0,2-0,45
0,7-0,9
0,1-0,3
Автомобили движутся группами, совершается много обгонов
Движение автомобилей малыми группами (2-5 шт.).
Обгоны возможны
Нормальная
Малоудобно
Малоэффективная
С
0,45-0,7
0,55-0,7
0,3-0,7
В потоке еще существуют большие интервалы между автомобилями, обгоны запрещены
Движение автомобилей большими группами (5- 14 шт.).
Обгоны затруднены
Высокая
Неудобно
Эффективная
D
0,7-0,9
0,4-0,55
0,7-1,0
Сплошной поток автомобилей, движущихся с малыми скоростями
Колонное движение автомобилей с малой скоростью.
Обгоны невозможны
Очень высокая
Очень неудобно
Неэффективная
Е
0,9-1,0
<0,4
1,0
Поток движется с остановками, возникают заторы, режим пропускной способности
Плотное
Очень высокая
Очень неудобно
Неэффективная
F
>1,0
0,3
1,0
Полная остановка движения, заторы
Сверхплотное
Крайне высокая
Крайне неудобно
Неэффективная

Приложение Б (обязательное). Дорожно-климатическое районирование

620 × 323 пикс.     Открыть в новом окне
Карта.
1 При обосновании общее дорожно-климатическое районирование территории России может уточняться в рамках отдельных субъектов Российской Федерации.
2 Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне.
2а Крымский федеральный округ следует относить к дорожно-климатической зоне IV.
3 При проектировании участков дорог в приграничных зонах при обосновании данными о грунтово-гидрологических и почвенных условиях, а также исходя из практики эксплуатации дорог в районе допускается принимать проектные решения как для смежной (северной или южной) зоны.
4 В горных районах дорожно-климатические зоны следует определять с учетом высотного расположения объектов проектирования, принимая во внимание природные условия на данной высоте.
5 Разделение на подзоны следует учитывать при определении расчетной влажности при расчетах на прочность и морозоустойчивость дорожных одежд.
Таблица Б.1
Зона и подзона
Примерные географические границы
I
Севернее линии Нивский-Сосновка-Новый Бор-Щельябож-Сыня-Суеватпуль-Белоярский- Ларьяк-Усть-Озерное-Ярцево-Канск-Выезжий Лог-Усть-Золотая-Сарыч-Сеп-Новоселово-Артыбаш-Иню-государственная граница-Симоново-Биробиджан-Болонь-Многовершинный. Включает зоны тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов
I1
Севернее линии Нарьян-Мар-Салехард-Курейка-Трубка Удачная-Верхоянск-Дружина-Горный Мыс-Марково
I2
Восточнее линии устье р. Нижняя Тунгуска-Ербогачен, Ленск-Бодайбо-Богдарин и севернее линии Могоча-Сковородино-Зея-Охотск-Палатка-Слаутсткое. Ограничена с севера подзоной I1
I3
От южной границы вечной мерзлоты до южной границы подзоны I2.
II
От границы зоны I до линии Тула-Нижний Новгород-Ижевск-Томск-Канск. На Дальнем Востоке от границы зоны I до государственной границы. Включает зону лесов с избыточным увлажнением грунтов
II1
С севера и востока ограничена зоной I, с запада - подзоной II3, с юга - линией Рославль-Клин-Рыбинск-Березники-Ивдель
II2
С севера ограничена подзоной II1, с запада - подзоной II4, с юга - зоной III, с востока и юга - границей зоны I
II3
С севера ограничена государственной границей, с запада - границей с подзоной II5, с юга - линией Рославль-Клин-Рыбинск, с востока - линией Псков-Смоленск-Орел
II4
С севера ограничена подзоной II3, с запада - подзоной II6, с юга - границей с зоной III, с востока - линией Смоленск-Орел-Воронеж
III
От южной границы зоны II до линии Белгород-Самара-Магнитогорск-Омск-Бийск-Туран. Включает лесостепную зону со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы
III1
Ограничена с севера зоной II, с запада - подзоной III2, с юга - зоной IV, с востока - зоной I
III2
С севера ограничена зоной II, с запада - подзоной III , с юга - зоной IV, с востока - линией Смоленск-Орел-Воронеж
IV
От границы зоны III до линии Буйнакск-Кизляр-Волгоград и далее в сторону границы с Казахстаном в широтном направлении. Включает степную зону с недостаточным увлажнением грунтов, в том числе зоны Крымского федерального округа
V
К юго-западу и югу от границы зоны IV и включает пустынную и пустынно-степную зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов

Приложение В (обязательное). Классификация типов местности и грунтов

Таблица В.1 - Типы местности по характеру и степени увлажнения
Тип местности
Признаки и зависимости от дорожно-климатических зон*
I
II
III
IV
V
1-й
Поверхностный сток обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи грунтов; мощность деятельного слоя более 2,5 м при непросадочных грунтах влажностью менее 0,7wl
Поверхностный сток обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы слабо- и средне-подзолистые или дерново-подзолистые без признаков заболачивания
Поверхностный сток обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы серые, лесные слабоподзолистые, в северной части зоны - темно-серые лесные и черноземы оподзоленные и выщелочные
Поверхностный сток обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы-черноземы тучные или мощные, в южной части зоны - южные черноземы, темно-каштановые и каштановые почвы
Грунтовые воды не влияют на увлажнение; почвы в северной части бурые, в южной - светло-бурые и сероземы
2-й
Поверхностный сток не обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы тундровые с резко выраженными признаками заболачивания; мощность сезонно-оттаивающего слоя от 1,0 до 2,5 м при наличии глинистых просадочных грунтов влажностью более 0,8 wl
Поверхностный сток не обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы средне- и сильноподзолистые и полуболотные с признаками заболачивания
Поверхностный сток не обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы подзолистые или полуболотные с признаками оглеения, в южной части - лугово-черноземные солонцы и солоди
Поверхностный сток не обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы - сильносолонцеватые черноземы, каштановые, солонцы и солоди
Грунтовые воды не влияют на увлажнение; почвы - солонцы, такыры, солончаковые солонцы и реже солончаковатые солонцы и реже солончаки
3-й
Грунтовые или длительно (более 30 сут) стоящие поверхностные воды оказывают влияние на увлажнение верхней толщи грунтов; почвы тундровые и болотные; торфяники; мощность сезоннооттаивающего слоя до 1 м при наличии глинистых сильнопросадочных грунтов, содержащих в пределах двойной мощности сезонного оттаивания линзы льда толщиной более 10 см
Грунтовые воды или длительно (более 30 сут) стоящие поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи; почвы торфяно-болотные или полуболотные
То же, что для зоны II
Грунтовые воды или длительно (более 30 сут) стоящие поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи; почвы болотные или полуболотные, солончаки и солончаковатые солонцы
Грунтовые воды или длительно (более 30 сут) стоящие поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи; почвы - солончаки и солончаковатые солонцы; постоянно орошаемые территории
Примечания
1 Участки, где залегают песчано-гравийные или песчаные грунты (за исключением мелких пылеватых песков) мощностью более 5 м при расположении уровня грунтовых вод на глубине более 3 м в зонах II, III и более 2 м в зонах IV, V, относятся к 1-му типу независимо от наличия поверхностного стока (при отсутствии длительного подтопления).
2 Грунтовые воды не оказывают влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в случае, если их уровень в предморозный период залегает ниже глубины промерзания не менее чем на 2,0 м при глинах, суглинках тяжелых пылеватых и тяжелых; на 1,5 м в суглинках легких пылеватых и легких, супесях тяжелых пылеватых и пылеватых; на 1,0 м в супесях легких, легких крупных и песках пылеватых.
3 Поверхностный сток считывается** обеспеченным при уклонах поверхности грунта в пределах полосы отвода более 2‰.
Таблица В.2 - Типы и подтипы глинистых грунтов
Грунты
Показатели
Типы
Подтипы
Содержание песчаных частиц,
% по массе
Число пластичности Ip
Супесь
Легкая крупная
Свыше 50
1-7
Легкая
50
1-7
Пылеватая
50-20
1-7
Тяжелая пылеватая
Менее 20
1-7
Суглинок
Легкий
Свыше 40
7-12
Легкий пылеватый
Менее 40
7-12
Тяжелый
Свыше 40
12-17
Тяжелый пылеватый
Менее 40
12-17
Глина
Песчанистая
Свыше 40
17-27
Пылеватая
Менее 40
17-27
Жирная
Не нормируется
Свыше 27
Примечания1 Для супесей легких крупных учитываются содержание песчаных частиц размером 2-0,25 мм, для остальных грунтов - 2-0,05 мм.
2 При содержании в грунте 25-50% (по массе) частиц крупнее 2 мм к названию глинистых грунтов добавляется слово "гравелистый" (при окатанных частицах) или "щебенистый" (при неокатанных частицах).
Таблица В.3 - Классификация грунтов по степени засоления
Разновидность грунтов
Суммарное содержание легкорастворимых солей, % массы сухого грунта
Хлоридное, сульфатно-хлоридное засоление
Сульфатное,
хлоридно-сульфатное засоление
Слабозасоленные
0,5-2,0
0,3-1,0
0,5-1,0
0,3-5,0*
Среднезасоленные
2,0-5,0
1,0-5,0
1,0-3,0
0,5-2,0
Сильнозасоленные
5,0-10,0
5,0-8,0
3,0-8,0
2,0-5,0
Избыточно засоленные
Свыше 10,0
Свыше 8,0
Свыше 8,0
Свыше 5,0
Примечание - В числителе даны значения для дорожно-климатической зоны V, в знаменателе - для остальных зон.
Таблица В.4 - Классификация грунтов по степени набухания
Разновидности грунтов (при влажности 0,5 w0)
Относительная деформация набухания, % толщины слоя увлажнения
Ненабухающие
Менее 2
Слабонабухающие
От 2 до 4
Средненабухающие
5 " 10
Сильнонабухающие
Свыше 10
Таблица В.5 - Классификация грунтов по степени просадочности
Разновидности грунтов
Коэффициент просадочности
Относительная деформация просадки, % толщины слоя промачивания
Непросадочные
Свыше 0,92
Менее 2
Слабопросадочные
От 0,85 до 0,91
От 2 до 7
Просадочные
От 0,80 до 0,84
От 8 до 12
Сильнопросадочные
Менее 0,79
Свыше 12
Примечание - Классификация не распространяется на скальные водоустойчивые грунты и грунты с исключением водонерастворимых цементирующих веществ, просадочность которых оценивают по данным лабораторных испытаний.
Таблица В.6 - Классификация грунтов по степени пучинистости при замерзании