Ж.2.4 Низкий уровень БДД наблюдается на участках автомобильных дорог, имеющих низкие потребительские свойства и (или) высокую их неоднородность, которые способствуют резкому снижению удобства и надежности работы водителей. Надежность работы водителей менее 60%. Длительность периода оптимальной работоспособности водителя менее 2 ч непрерывной работы. Этот уровень БДД свидетельствует о наличии на проектируемой дороге опасных участков, которые на стадии ее эксплуатации с высокой вероятностью приведут к возникновению опасных и очень опасных участков концентрации ДТП и будут способствовать совершению ДТП с наибольшей тяжестью последствий, частыми нарушениями водителями правил дорожного движения.
Ж.2.5 Область применения уровней БДД на различных стадиях проектирования автомобильных дорог приведена в таблице Ж.1.
Таблица Ж.1 - Область применения уровней БДД при проектировании автомобильных дорог
Уровень БДД | Область применения | Стадия проектирования | Расчетные показатели |
Высокий | Оценка качества вариантов проектов нового строительства и реконструкции автомобильных дорог. | Подготовка проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги | Cv |
Расчетный уровень БДД в проектах нового строительства и реконструкции автомобильных дорог: | Подготовка проектной документации | ||
- обеспечение соответствия расчетной и максимальной безопасной скорости движения; | Кб | ||
- обеспечение соответствия максимальных безопасных скоростей движения автомобилей на смежных характерных участках трассы; | |||
- обеспечение компенсации ошибок водителей за счет геометрических элементов и инженерного оборудования дорог. | Кит | ||
Требуемый уровень БДД при приемке дорог в эксплуатацию после нового строительства, реконструкции | Подготовка рабочей документации, приемка автомобильной дороги в эксплуатацию | Пд | |
Допустимый | Оценка качества вариантов проектов в стесненных условиях (горной местности, наличии застроенной территории), в проектах капитального ремонта дорог. | Подготовка проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги | Cv |
Расчетный уровень БДД в проектах капитального ремонта: | Подготовка проектной документации | ||
- обеспечение соответствия расчетной и максимальной безопасной скорости движения; | Кб | ||
- обеспечение соответствия максимальных безопасных скоростей движения автомобилей на смежных характерных участках трассы; | |||
- обеспечение компенсации ошибок водителей за счет геометрических элементов и инженерного оборудования дорог. | Кит | ||
Расчетный уровень БДД при приемке дорог в эксплуатацию после капитального ремонта | Подготовка рабочей документации, приемка автомобильной дороги в эксплуатацию | Пл | |
Предельный | Критерий выявления на проектируемых дорогах потенциально опасных участков дорог, наличие которых не допускается в проектах нового строительства и реконструкции | Подготовка проектной документации | Показатели , Кб, Кит соответствуют предельному уровню безопасности |
Низкий | Критерий выявления на проектируемых дорогах потенциально опасных участков дорог, наличие которых не допускается в проектах дорог | Подготовка проектной документации | Любые два показателя , Кб, Кит соответствуют низкому уровню безопасности |
Ж.3 Расчетные значения показателя риска ДТП с пострадавшими, соответствующие различным уровням БДД на участках проектируемой автомобильной дороги, представлены в таблице Ж.2.
Таблица Ж.2 - Расчетные значения показателя риска ДТП
Автомобильная дорога | Расчетные значения показателя риска ДТП (число ДТП на 1 млн авт.-км) на проектируемых автомобильных дорогах | |||
Высокий | Допустимый | Предельный | Низкий | |
Многополосная | Менее 0,13 | 0,13-0,17 | 0,17-0,24 | Более 0,24 |
Двухполосная | Менее 0,16 | 0,16-0,22 | 0,22-0,30 | Более 0,30 |
Ж.4 Ожидаемый уровень БДД на участках многополосных и двухполосных автомобильных дорог при оценке безопасности движения проектов нового строительства, реконструкции и капитального ремонта рекомендуется определять по таблице Ж.3.
В проектах капитального ремонта участков многополосных автомобильных дорог без разделительной полосы при сохранении существующего поперечного профиля дороги ожидаемый уровень БДД на участках проектируемой автомобильной дороги рекомендуется определять по таблице Ж.4.
Примеры оценки уровней БДД на участках проектируемой автомобильной дороги приведены на рисунках Ж.1, Ж.2.
Таблица Ж.3 - Расчетные показатели для оценки уровня БДД на проектируемых автомобильных дорогах - двухполосных и многополоспых дорогах с разделительной полосой по ГОСТ Р 52399
Уровень БДД | Автомобильная дорога | Показатели уровня БДД | |||
Критерии оценки и их расчетные показатели | |||||
Плавность трассы и однородность параметров дороги | Согласованность проектных решений и поведения водителя | Степень компенсации ошибок водителей дорогой | |||
Соответствия расчетной скорости максимальной безопасной скорости движения | Степень постоянства в поведении водителя на смежных элементах проектируемой трассы | ||||
Cv | Кб | Кит | |||
Высокий | Многополосная | Менее 1,0 | 0,85-1,05 | Более 0,95 | Менее 2,5 |
Двухполосная | Менее 1,50 | 0,85-1,10 | Более 0,90 | Менее 5,0 | |
Допустимый | Многополосная | 1,0-2,0 | 0,80-1,10 | 0,85-0,95 | 2,5-5,0 |
Двухполосная | 1,5-3,0 | 0,70-1,15 | 0,80-0,90 | 5,0-9,0 | |
Предельный | Многополосная | 2,0-3,5 | 0,55-0,80 | 0,60-0,85 | 5,0-13,0 |
Двухполосная | 3,0-9,0 | 0,45-0,70 | 0,55-0,80 | 9,0-22,0 | |
Низкий | Многополосная | Более 3,5 | Менее 0,55 | Менее 0,60 | Более 13,0 |
Двухполосная | Более 9,0 | Менее 0,45 | Менее 0,55 | Более 22,0 |
Таблица Ж.4 - Расчетные показатели для оценки уровня БДД на проектируемых автомобильных дорогах - многополосных автомобильных дорогах без разделительной полосы
Уровень БДД | Показатели уровня БДД | ||||||||
Критерии оценки и их расчетные показатели | |||||||||
Плавность трассы и однородность параметров дороги | Согласованность проектных решений и поведения водителя | Степень компенсации ошибок водителей дорогой | |||||||
Соответствия расчетной скорости максимальной безопасной скорости движения | Степень постоянства в поведении водителя на смежных элементах проектируемой трассы | ||||||||
Cv | Кб | Кит | |||||||
Высокий | Менее 1,75 | 0,80-1,10 | Более 0,95 | Менее 2,0 | |||||
Допустимый | 1,75-3,5 | 0,75-1,15 | 0,80-0,95 | 2,0-5,0 | |||||
Предельный | 3,5-5,0 | 0,45-0,75 | 0,60-0,80 | 5,0-19,0 | |||||
Низкий | Более 5,0 | Менее 0,45 | Менее 0,60 | Более 19,0 | |||||
|
Линейные графики: А - итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости; Б - коэффициентов безопасности; В - итоговых коэффициентов аварийности
Рисунок Ж.1 - Пример оценки уровня безопасности дорожного движения на участке двухполосной дороги на стадии подготовки инженерного проекта
650 × 433 пикс.   Открыть в новом окне |
Линейные графики: А - итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости; Б - коэффициентов безопасности; В - итоговых коэффициентов аварийности
Рисунок Ж.2 - Пример оценки уровня безопасности дорожного движения на участке многополосной дороги категории IВ на стадии подготовки инженерного проекта
Приложение И (рекомендуемое). Методика определения расчетных показателей для оценки безопасности движения при проектировании автомобильных дорог
И.1 Расчетный показатель для оценки плавности трассы проектируемой автомобильной дороги
И.1.1 Для оценки безопасности движения при сравнении вариантов трассы по критерию плавности трассы автомобильной дороги строят линейные графики коэффициентов вариации максимальной безопасной скорости Cv.
Линейный график показателя Cv строят с использованием линейного графика коэффициентов вариации максимальной безопасной скорости движения на основе данных расчета итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости, приведенных в [3].
Для построения линейного графика коэффициентов вариации максимальной безопасной скорости движения на каждом километровом участке проектируемой дороги вычисляют показатель Cv по формуле
%
, (И.1)
где - средневзвешенная величина максимальной безопасной скорости движения, определяемая по формуле (И.2), км/ч;
S - среднеквадратическое отклонение максимальной безопасной скорости движения, определяемое по формуле (И.3), км/ч.
И.1.2 Средневзвешенную максимальную безопасную скорость движения на рассматриваемом километровом участке дороги вычисляют по формуле
, (И.2)
где Vб max i - максимальная безопасная скорость движения на однородных по условиям участках дороги, в пределах которых ни один из частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости не меняет своего значения (по линейному графику максимальной безопасной скорости движения Vб max, требования к построению которого приведены в [3]), км/ч;
n - число однородных по условиям участков в пределах километрового участка дороги, шт.;
Lуч - фактическая длина участка дороги между соседними километровыми знаками 6.13 по таблице А.6 ГОСТ 52290-2004*, км.
И.1.3 Среднеквадратическое отклонение максимальной безопасной скорости движения на рассматриваемом километровом участке дороги вычисляют по формуле
253 × 49 пикс.   Открыть в новом окне |
где m - количество створов оценки максимальной безопасной скорости движения с расчетным расстоянием между смежными точками на линейном графике скорости; принимают m=200 м.
И.1.4 Для построения линейного графика максимальной безопасной скорости движения на однородных по условиям участках проектируемой дороги определяют значение Vб max по формуле
, (И.4)
где 120 - базовая расчетная скорость движения, км/ч;
- итоговый коэффициент обеспеченности расчетной скорости на рассматриваемом однородном по условиям участке дороги, доли ед.
Требования к определению значений частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости Кр.с.i, учитывающих влияние указанных параметров на скорость движения, приведены в [3].
И.1.5 Показатель Cv допускается устанавливать и на основе других расчетных методов в соответствии с действующими отраслевыми методическими документами, регламентирующими способы получения эпюры скорости движения легковых автомобилей 85%-ной обеспеченности в свободных условиях движения транспортного потока V85%.
И.2 Расчетный показатель для оценки соответствия расчетной и максимальной безопасной скоростей движения
И.2.1 Для оценки соответствия расчетной и максимальной безопасной скоростей движения строят линейный график итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости .
И.2.2 Величину V85% на однородных по условиям участках проектируемой автомобильной дороги определяют по данным линейного графика итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости по следующей формуле
242 × 32 пикс.   Открыть в новом окне |
При расчете помимо параметров геометрических элементов плана продольного и поперечного профиля дороги, интенсивности движения для коэффициента загрузки менее 0,2 рекомендуется учитывать прогнозируемые показатели продольной ровности покрытия проезжей части, коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием (при мокром состоянии покрытия проезжей части).
Требования к определению значений частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости Кр.с.i, учитывающих влияние указанных дополнительных факторов, приведены в [3].
И.2.3 Соотношение максимальной безопасной скорости Vб max и скорости движения 85%-ной обеспеченности представлено в таблице И.1.
Таблица И.1 - Соотношение максимальной безопасной скорости и скорости движения