- природные особенности субъекта Российской Федерации (климат, рельеф, геология, гидрография, наличие местных строительных материалов);
- характеристика лесов субъекта Российской Федерации и существующей лесной транспортной инфраструктуры (протяженность лесных дорог и дорог общего пользования, расположенных в границах лесничеств и лесопарков, характеристика дорог, используемые виды транспорта, сложившиеся грузопотоки, характеристика объемов работы лесного транспорта);
- краткая характеристика транспортной сети субъекта Российской Федерации и перспектив ее развития;
- схема размещения лесных дорог (анализ перспективных грузопотоков: объем, состав грузов, используемый автопарк; основные технические решения: классификация и основные нормы проектирования лесных дорог, принципы размещения дорог, обоснование густоты дорожной сети и структуры дорог, входящих в сеть, очередность строительства, объемы реконструкции и ремонта дорог; варианты транспортных схем: принципы и допущения при разработке вариантов, анализ результатов расчетов);
- объемы работ (протяженность строительства лесных дорог по классам дорог и периодам планирования, протяженность реконструкции и ремонта лесных дорог по категориям дорог и периодам планирования, потребность в основных дорожно-строительных материалах для строительства, реконструкции и ремонта дорог);
- потребность в финансовых ресурсах (затраты на строительство, реконструкцию и ремонт дорог по категориям дорог и периодам планирования; затраты на содержание дорог в зависимости от категории дорог и периодов планирования; предполагаемые источники финансирования мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию лесных дорог по периодам планирования) [12];
- основные технико-экономические показатели.
5.2.27 Карта-схема размещения лесных дорог субъектов Российской Федерации выполняется в установленном масштабе и включает в себя:
- границы земель лесного фонда, границы лесничеств и лесопарков, особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и муниципального значения, муниципальных образований, буферных зон и других объектов;
- квартальную сеть;
- границы арендованных лесных участков;
- гидрографию;
- схему существующих путей транспорта, по которым ожидаются перевозки лесохозяйственных грузов, с подразделением по категориям дорог;
- материалы камерально затрассированных вариантов лесных дорог с подразделением по категориям дорог;
- материалы натурных инструментальных обследований существующих дорог, намеченных к реконструкции или ремонту;
- схемы существующих и ожидаемых в перспективе потоков лесохозяйственных грузов;
- месторождения гравия, щебня, песка.
5.2.28 Решение о подготовке плана размещения лесных дорог принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
5.2.29 Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в установленном законодательством порядке осуществляет размещение государственного заказа на подготовку проекта плана размещения лесных дорог.
5.2.30 Подготовку проекта плана размещения лесных дорог субъекта Российской Федерации осуществляют на бумажных и электронных носителях.
5.2.31 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах своих полномочий организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом плана размещения лесных дорог, в том числе путем размещения его на срок не менее 30 дней на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Федерального агентства лесного хозяйства соответственно в сети Интернет.
По истечении указанного срока органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах полномочий, установленных [4, статьи 81-83], в течение 30 дней осуществляют доработку проекта плана размещения лесных дорог с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных лиц.
5.3 Принципиальные схемы транспортного освоения лесного участка в целях заготовки и вывозки древесины
5.3.1 Схема транспортного освоения лесного участка включает в себя грузосборочную лесную дорогу постоянного действия (магистраль), лесные дороги постоянного действия, примыкающие к грузосборочной (ветки), лесные дороги временного действия (усы) и зимние лесные дороги [1].
5.3.2 Трассу грузосборочной лесной дороги, к которой примыкают с двух сторон лесные дороги более низкой категории (ветки), выбирают так, чтобы лесной участок разделялся на две примерно равные части по запасу древесины. К лесным дорогам постоянного действия примыкают лесные дороги временного действия (усы), образуя транспортную сеть лесных дорог. В целях сокращения расстояния перевозки грузов примыкание лесных дорог друг к другу рекомендуется располагать под острым углом к направлению грузового потока.
5.3.3 Протяженность грузосборочной лесной дороги определяется размерами лесного участка. Расстояние от дальней границы лесного участка до конца грузосборочной дороги определяют при проектировании исходя из экономической целесообразности.
5.3.4 Примыкание лесных дорог к грузосборочной дороге рекомендуется выбирать в лесных участках (делянках) первого, второго и третьего года освоения, через которые проходит грузосборочная лесная дорога. Изыскание мест прохождения трасс лесных дорог постоянного действия должно удовлетворять типу местности I или II по характеру и степени увлажнения. Участки лесного фонда, расположенные на землях типа местности III по характеру и степени увлажнения, рекомендуется осваивать в зимний период времени по зимним дорогам.
5.3.5 Схемы транспортного освоения лесных участков могут отличаться друг от друга по углу примыкания лесных дорог относительно грузосборочной дороги. Лесные дороги допускается располагать под прямым или под острым углом (45°) к грузосборочной дороге. Размер угла расположения дорог относительно грузосборочной дороги оказывает влияние на плотность дорог, а следовательно, и на расходы, связанные со строительством лесных дорог и с транспортными затратами на перевозку грузов.
5.3.6 Характеристикой транспортной схемы является плотность дорог, определяемая как отношение протяженности дорог в километрах к единице общей площади лесного участка. В лесной практике за единицу измерения плотности лесных дорог принимают протяженность дорог в километрах на 1000 га лесной площади.
5.3.7 Плотность лесных дорог постоянного действия на лесном участке зависит от расстояния между ветками и их направления относительно грузосборочной дороги (под прямым углом или под углом 45°). Данные по рекомендуемой плотности лесных дорог постоянного действия приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1
В километрах на 1000 га
Расстояние между ветками, км | Примыкания веток к грузосборочной дороге | |
под углом 90° | под углом 45° | |
4 | 3,0 | 4,2 |
5 | 2,4 | 3,4 |
6 | 2,0 | 2,8 |
7 | 1,7 | 2,4 |
5.3.8 Плотность временных лесных дорог, создаваемых для заготовки древесины (лесовозных усов), зависит от расстояния трелевки древесины и угла взаимного расположения лесных дорог и грузосборочной дороги (лесовозной магистрали). Значения плотности временных лесных дорог и их максимальной протяженности при расстояниях трелевки 300 и 500 м и направлениях примыкания относительно грузосборочной дороги под углом 45° и 90° приведены в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Расстояние трелевки, м | Направление под углом 45° | Направление под углом 90° | ||||||
Расстояние между лесовозными ветками, км | Расстояние между лесовозными ветками, км | |||||||
4 | 5 | 6 | 7 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Плотность временных лесных дорог, км на 1000 га | ||||||||
300 | 18,9 | 20,0 | 20,1 | 20,8 | 20,4 | 21,1 | 21,6 | 21,9 |
500 | 15,0 | 15,6 | 15,5 | 15,4 | 18,0 | 19,2 | 20,0 | 20,6 |
Максимальная протяженность, км | ||||||||
300 | 2,3 | 2,9 | 3,5 | 4,1 | 2,0 | 2,6 | 3,2 | 3,8 |
500 | 1,8 | 2,4 | 3,0 | 3,6 | 2,4 | 2,4 | 3,6 | 4,2 |
5.3.9 В протяженность дорог заложены коэффициент на объездные и разворотные пути, равный 1,15, и коэффициент развития путей для равнинной местности, равный 1,1. Для холмистой и пересеченной местности значения плотности и протяженности усов, приведенные в таблице 5.2, следует умножить на коэффициент 1,1.
Основным преимуществом схемы освоения лесного участка при направлении лесных дорог под углом 45° к грузосборочной дороге является сокращение грузовой работы автотранспорта до 30% по сравнению со схемой расположения лесных дорог под прямым углом к грузосборочной дороге.
5.4 Техническое задание на проектирование лесных дорог на лесном участке
5.4.1 Лесные дороги постоянного действия являются объектом капитального строительства и должны строиться по проекту, разработанному на основании технического задания на проектирование.
5.4.2 Техническое задание на проектирование разрабатывает заказчик проекта с привлечением профильных проектных организаций. Техническое задание разрабатывают с учетом нормативов Лесного плана, Лесохозяйственного регламента и Проекта освоения лесов.
5.4.3 Для обеспечения использования лесного участка в целях вывозки заготовленной древесины и других видов лесопользования, а также для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов на весь срок аренды (до 49 лет) должна быть разработана транспортная схема освоения лесного участка, включающая в себя дороги постоянного круглогодового действия и дороги сезонного действия (зимние, летние). Если на момент разработки технического задания транспортной схемы освоения лесного участка нет, ее разработку необходимо предусмотреть в техническом задании.
5.4.4 Для разработки транспортной схемы освоения лесного участка проектировщику должны быть предоставлены карты и схемы лесного участка, характеристики лесного фонда и существующей транспортной инфраструктуры лесного участка, данные по перспективному строительству дорог общего пользования на территориях, прилегающих к лесному участку, и другие сведения, которые могут быть использованы при разработке транспортной схемы освоения лесного участка [2].
5.4.5 Техническое задание на проектирование должно содержать следующие данные:
1) Сведения о заказчике.
Сведения о заказчике содержат название организации, ее форму собственности, юридический адрес и другие данные, необходимые для заключения договора с проектной организацией на выполнение проектных работ.
2) Местонахождения объекта проектирования и примыкания проектируемой лесной дороги.
3) Проектируемый грузооборот дороги.
Годовой грузооборот дороги, используемой для вывозки древесины, назначают исходя из размера ежегодной расчетной лесосеки по всем хозяйствам при условии, что всю древесину будут вывозить по проектируемой дороге.
Месячный грузооборот дороги для расчета интенсивности движения назначают по наиболее загруженному месяцу в году.