- - при гравийных, щебеночных, грунтогравийных и улучшенных грунтовых покрытиях;
- - при гравийных, щебеночных покрытиях и из других материалов, укрепленных вяжущими.
6.2.9 Поверхности земляного полотна придается двухскатный поперечный профиль с уклонами:
- - при устройстве дорожной одежды серповидного профиля;
- равным уклону проезжей части - дна корыта при полукорытном и корытном профиле;
- - при устройстве дорог без покрытия.
6.2.10 На кривых участках в плане при соответствующих значениях расчетных скоростей движения следует предусматривать устройство виражей с односкатным поперечным профилем (с уклоном к центру кривой). Поперечные уклоны на виражах должны быть не меньше поперечных уклонов покрытия на участках с двухскатным профилем.
Допускается не предусматривать устройство виражей на участках дорог, располагаемых в зоне примыканий и пересечений.
В горной местности, если центр кривой расположен в сторону обрыва, поперечный профиль дороги допускается проектировать с уклоном в сторону горы с соответствующим ограничением скорости движения.
6.2.11 Переход от двухскатного поперечного профиля дороги к односкатному на вираже осуществляется на протяжении переходной кривой, а при ее отсутствии - на прилегающем к кривой прямом участке постепенным вращением внешней половины проезжей части до получения односкатного поперечного профиля на всей проезжей части.
6.2.12 Поперечный уклон обочины на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дороги. Переход от принятого уклона обочин на прямых участках дороги к уклону проезжей части на вираже следует проводить на протяжении не менее 10 м от начала отгона виража.
6.2.13 При сопряжении кривых в плане, обращенных в одну сторону, без прямой вставки между ними или с длиной вставки, меньшей половины длины переходной кривой, поперечный профиль следует принимать односкатным на всем протяжении кривых и прямой вставки.
6.3 План и продольный профиль
6.3.1 План и продольный профиль дорог следует проектировать с учетом наименьшего ограничения скорости, обеспечения безопасности движения, наилучшей защиты дороги от снежных и песчаных заносов и охраны окружающей среды.
6.3.2 При благоприятных местных условиях, если это технически возможно и экономически целесообразно, рекомендуется принимать параметры, приведенные в таблице 6.4.
Таблица 6.4
Параметры плана и продольного профиля | Значения параметров для дорог | |
I-ЛВ | II-ЛВ, III-ЛВ, IV-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ | |
Наибольший продольный уклон, _: | ||
- основной | 30 | 40 |
- допускаемый: | ||
- в трудных условиях | 50 | 60 |
- особо трудных условиях | 80 | 90 |
Расстояние видимости, м: | ||
- поверхности дороги | 150 | 75 |
- встречного автомобиля | 300 | 150 |
Наименьшие радиусы кривых в плане, м | 600 | 150 |
Наименьшие радиусы кривых в продольном профиле, м: | ||
- выпуклых | 5000 | 1000 |
- вогнутых | 2000 | 800 |
Примечание - Значения продольных уклонов даны для прямых участков дороги. |
6.3.3 В случае если по условиям рельефа местности не представляется возможным или экономически целесообразным принимать параметры, приведенные в таблице 6.4, на основе технико-экономических расчетов допускается снижение норм до приведенных в таблице 6.5.
Таблица 6.5
Расчетная скорость движения, км/ч | Наибольший продольный уклон, _ | Расчетное расстояние видимости, м | Наименьшие радиусы кривых, м | ||||
поверхности дороги | встречного автомобиля | в плане | в продольном профиле | ||||
выпуклых | вогнутых | ||||||
Основные | В исключительных случаях | ||||||
70 | 60 | 175 | 350 | 250 | 10000 | 2500 | 1000 |
60 | 70 | 125 | 250 | 125 | 4000 | 1500 | 600 |
50 | 80 | 100 | 200 | 100 | 2500 | 1200 | 400 |
30 | 100 | 50 | 100 | 50 | 600 | 600 | 150 |
15 | 100 | 25 | 50 | 30 | 150 | 150 | 100 |
Примечание - Расчетные расстояния видимости приняты с учетом расположения глаза водителя на высоте 2 м над поверхностью проезжей части (приложение Г). |
6.3.4 При перевозке древесины в хлыстах минимальные радиусы кривых в плане на дорогах категории I-ЛВ в грузовом направлении:
- на правых поворотах - 100 м;
- на левых поворотах - 50 м;
- на дорогах категорий II-ЛВ, III-ЛВ и IV-ЛВ - 30 м.
6.3.5 В особо трудных условиях при соответствующем обосновании в районах с отсутствием гололеда наибольшие продольные уклоны, указанные в таблице 6.5, могут быть увеличены, но не более чем на .
6.3.6 В случае если применение предельных продольных уклонов резко влияет на нормы нагрузки принятых в проекте транспортных средств, следует назначать единое значение руководящих уклонов для всей сети (независимо от типов дорог), распространяющейся на ту или иную обособленную зону тяготения или территорию всего предприятия. При этом предпочтение отдается уклонам, позволяющим полностью использовать грузоподъемность принятого подвижного состава.
6.3.7 В горных районах при высотах над уровнем моря, превышающих 1000 м, максимальные продольные уклоны следует назначать расчетом, учитывающим падение мощности двигателя, с учетом данных, приведенных в таблице 6.6.
Таблица 6.6
Высота над уровнем моря, м | Плотность воздуха, | Относительное значение динамического фактора, % |
0 | 1,225 | 100 |
1000 | 1,112 | 88 |
2000 | 1,007 | 76 |
3000 | 0,909 | 64 |
6.3.8 На дорогах в горной местности при затяжных продольных уклонах более через каждые 2-3 км следует проектировать места для остановки автомобилей в виде участков с уменьшенными продольными уклонами и менее или в виде горизонтальных площадок длиной не менее 50 м.
6.3.9 Для обеспечения расчетной видимости на кривых в плане с внутренней стороны, при необходимости, необходимо предусматривать следующие мероприятия: расчистка леса и кустарника, разработка откосов выемок и крутых косогоров, перенос строений, препятствующих видимости. При невозможности обеспечить видимость путем расчистки откоса, выемки от леса и кустарника необходима дополнительная установка дорожных знаков (приложение Г).
6.3.10 Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 250 м и менее длиной согласно таблице 6.7.
Таблица 6.7
Расчетная скорость движения, км/ч | Длина переходных кривых, м, при радиусе круговой кривой в плане, м | |||||||||||
25 | 30 | 35 | 40 | 50 | 60 | 80 | 100 | 125 | 150 | 200 | 250 | |
15 | 10 | |||||||||||
20 | - | 10 | 10 | |||||||||
25 | - | - | - | 15 | 10 | 10 | ||||||
30 | - | - | - | - | 20 | 15 | 10 | 10 | ||||
40 | - | - | - | - | - | 35 | 25 | 20 | 15 | 15 | 10 | 10 |
50 | - | - | - | - | - | - | - | 40 | 35 | 25 | 20 | 15 |
60 | - | - | - | - | - | - | - | - | 60 | 50 | 35 | 30 |
70 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 55 | 45 |
Примечания1 На дорогах категорий III-ЛВ, IV-ЛВ, I-ЛX, II-ЛХ, сооружаемых в трудных условиях, переходные кривые не устраивают.2 Допускается разбивка круговых кривых сопрягающимися переходными кривыми без вставок круговой кривой и без прямой вставки между переходными кривыми смежных закруглений. |
6.3.11 Расстояние от кромки проезжей части на лесных дорогах до производственных зданий, сооружений, зеленых насаждений в населенных пунктах и до лесополос (при отсутствии в составе движения автопоездов с хлыстами) принимают по таблице 6.8.
Таблица 6.8
Наименование зданий и сооружений | Наименьшее расстояние (в свету) до кромки проезжей части, м |
Наружные грани стен зданий: | |
- при отсутствии въездов в здание и при длине его до 20 м | 1,5 |
- при отсутствии въездов в здание и при длине его более 20 м | 3,0 |
- при наличии въезда в здание двухосных автомобилей и автопогрузчиков | 8,0 |
- при наличии въезда в здание трехосных автомобилей | 12,0 |
Оси параллельно расположенных железнодорожных путей: | |
- колеи 1524 мм | 3,75 |
- колеи 750 мм | 3,0 |
Ограждение территории | 1,5 |
Зеленые насаждения:- ствол дерева с кроной диаметра 5 м | 2,0 |
- край кустарника | 1,0 |
Конструкция опор, осветительных столбов, мачт и других сооружений | 1,0 |
6.3.12 При вывозке древесины в хлыстах приведенные в 6.13.11 здания и сооружения, а также откосы выемок дороги на уровне проезжей части (при расположении их с внешних сторон кривых) должны отстоять от кромки проезжей части дорог на расстоянии, указанном в таблице 6.9.
Таблица 6.9
Радиусы кривых в плане, м | Наименьшее расстояние, м, от кромки проезжей части дорог до препятствий, расположенных с внешних сторон кривых, при вывозке хлыстов или деревьев длиной, м | ||
до 20 | 21-25 | 26-30 | |
30 | 3,2 | 4,6 | 6,5 |
40 | 2,5 | 3,7 | 5,2 |
50 | 2,1 | 3,1 | 4,3 |
60 | 1,8 | 2,6 | 3,7 |
80 | 1,4 | 2,0 | 2,8 |
100 | 1,1 | 1,7 | 2,3 |
125 | 1,0 | 1,5 | 2,0 |
150 | 0,8 | 1,2 | 1,6 |
200 | 0,6 | 0,9 | 1,3 |
250 | 0,5 | 0,8 | 1,1 |
300 | 0,4 | 0,7 | 0,8 |
350 | 0,4 | 0,5 | 0,7 |
400 | 0,3 | 0,5 | 0,6 |
500 | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
600 | - | 0,3 | 0,4 |
700 | - | - | 0,4 |
800 | - | - | 0,3 |
6.3.13 Если в силу местных условий возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей или животных, следует обеспечить боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстояние 15 м для дорог категорий I-ЛВ и II-ЛВ и 10 м для дорог категорий III-ЛВ, IV-ЛB, I-ЛХ, II-ЛХ [8].
При необходимости пешеходное движение предусматривают вдоль дорог за пределами земляного полотна. В особо сложных условиях допускается проектировать пешеходное движение в одном уровне с дорогой с приближением края пешеходной дороги к проезжей части не ближе 0,75 м, а при наличии в составе движения автопоездов с хлыстами, кроме того, с учетом требований, приведенных в таблице 6.9.
6.3.14 На переломах проектной линии продольного профиля необходимо предусматривать вертикальные кривые, обеспечивающие плавность движения, а также видимость дороги и встречных автомобилей.
Вертикальные кривые следует назначать при сопряжении переломов проектной линии продольного профиля при алгебраической разнице уклонов и более на дорогах категории I-ЛВ, и более - для дорог категории II-ЛВ и и более - на дорогах категорий III-ЛВ, IV-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ. В особо сложных горных условиях при расчетных скоростях движения 20 км/ч и менее, а также на дорогах категории IV-ЛB и на дорогах с невыраженным грузооборотом допускается назначать вертикальные кривые при алгебраической разнице переломов продольного профиля до .
6.3.15 Радиусы вертикальных кривых следует принимать с таким расчетом, чтобы длина кривой была не менее 10 м.
Расстояние между вершинами перелома проектной линии в продольном профиле должно обеспечивать размещение вертикальных кривых.
Смежные кривые в продольном профиле допускается проектировать без прямых вставок между ними.
6.3.16 Наибольшие подъемы при совпадении их с кривыми радиусом менее 250 м уменьшают на значение, равное:
- для дорог с переходными и низшими покрытиями;
- для дорог с усовершенствованным покрытием.