При недостаточности средств обычного укрепления для погашения скоростей течения воды допускается предусматривать перепады, водобойные колодцы, быстротоки и т.д.
Канавы укрепляют по всему периметру выше расчетного горизонта на 0,1 м.
6.5 Дорожные одежды
6.5.1 Дорожные одежды лесных автомобильных дорог следует проектировать в соответствии с основными положениями СП 34.13330.
Перед выбором варианта дорожной одежды оптимального типа и расчетом ее конструктивных слоев [15] необходимо в первую очередь использовать все возможности обеспечения максимальной прочности и устойчивости земляного полотна.
В результате сравнения технико-экономических показателей следует принимать наиболее экономичный вариант системы "земляное полотно - дорожная одежда".
6.5.2 Тип и конструкцию дорожных одежд определяют расчетом в зависимости от общего объема перевозок, интенсивности движения транспортных средств, расчетом нагрузки, а также в зависимости от климатологических и инженерно-геологических условий местности и наличия строительных материалов. Выделяют следующие типы дорожных одежд: капитальные, облегченные, переходные и низшие. Рекомендуемые типы и области применения дорожных одежд приведены в таблице 6.12.
Таблица 6.12
Тип дорожной одежды | Основной вид покрытия, материал и способ укладки | Категория дорог |
Капитальный | Цементобетонные монолитные и сборные; армобетонные для дорог: монолитные, железобетонные монолитные и сборные; асфальтобетонные плотные из смесей, укладываемых в горячем состоянии, а также вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами | I-ЛВ, II-ЛВ |
Облегченные | Из подобранного щебеночного или гравийного материала, обработанного битумом в установке; из фракционированного щебня, обработанного вязким битумом в установке или методом пропитки; из щебеночной или гравийной смеси, обработанной жидким битумом методом смешения на дороге; из крупнообломочных (размером фракций до 40 мм) и песчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с добавкой цемента в установке с поверхностной обработкой | II-ЛВ |
Переходные | Из прочного фракционированного щебня, укладываемого по способу заклинки, из подобранного щебеночного и гравийного материала, из местных каменных и гравелисто-песчаных грунтов, обработанных вяжущими | III-ЛВ, I-ЛХ |
Низшие | Из выровненного скального или крупноблочного грунта; из грунтов, укрепленных или улучшенных различными скелетными добавками (щебнем, гравием, шлаком и другими местными материалами); из местных каменных материалов, грунтов, укрепленных местными вяжущими; грунтовые профилированные | IV-ЛВ, II-ЛХ |
6.5.3 При выполнении расчетов и конструировании дорожных одежд следует руководствоваться минимальными значениями проектных сроков их службы до капитального ремонта: капитального типа - 13-15 лет, облегченного - 10-13 лет, переходного - 3-5 лет в зависимости от дорожно-климатической зоны.
6.5.4 На лесных дорогах рекомендуются однослойные или многослойные конструкции дорожной одежды серповидного профиля или при технико-экономическом обосновании и в соответствии с расчетом применение корытного или полукорытного профиля для капитального и облегченного типов дорожной одежды. При наличии нескольких слоев дорожной одежды она состоит из покрытия, основания, дополнительных слоев основания и подстилающего слоя.
Независимо от результатов расчета дорожной одежды толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии необходимо принимать не менее приведенных в таблице 6.13.
Таблица 6.13
Материалы покрытий и других слоев дорожной одежды | Толщина слоя, см |
Мелкозернистый асфальтобетон | 5 |
Крупнозернистый асфальтобетон | 7 |
Щебенистые (гравийные) материалы, обработанные органическими вяжущими | 8 |
Щебень, обработанный органическими вяжущими по способу пропитки | 8 |
Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущими: | |
- на песчаном основании | 15 |
- на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта) | 8 |
Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими | 10 |
Примечания1 Толщину конструктивного слоя принимают во всех случаях не менее двух размеров наиболее крупной фракции применяемого в слое минерального материала.2 В случае укладки каменных материалов на глинистые и суглинистые грунты следует предусматривать прослойку толщиной не менее 10 см из песка, высевок, укрепленного грунта или других водоустойчивых материалов.3 Для усиления прочностных свойств конструкции дорожной одежды следует использовать геотекстильные материалы. Геотекстиль служит разделителем между слоями дорожного покрытия и основания, его применение рекомендуется при строительстве на пучинистых грунтах (6.5.19). |
6.5.5 При расчете типа и конструкции дорожной одежды следует рассматривать целесообразность стадийного строительства с организацией движения на первой стадии основания дорожного покрытия с соответствующими прочностными характеристиками.
6.5.6 Дорожные одежды лесных дорог с покрытиями переходного и низшего типов в целях снижения строительных затрат следует проектировать с учетом ограничения или прекращения движения транспортных средств в неблагоприятные периоды года.
6.5.7 Для лесохозяйственных дорог с невыраженным грузооборотом модуль упругости следует принимать не менее 65 МПа (650 ).
6.5.8 Дорожные одежды в поперечном сечении проектируют корытного, полукорытного или серповидного профиля.
Корытный профиль применяют, как правило, при усовершенствованных типах покрытий.
Полукорытный профиль может применяться:
а) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из дренирующих грунтов - при ширине обочин 1 м и более и толщине слоя покрытия более 15 см;
б) для покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, на земляном полотне из любых грунтов - при ширине обочин 1 м и более и толщине покрытия более 15 см.
Серповидный профиль рекомендуется применять:
а) для дорожных одежд с грунтогравийными, грунтоощебеночными и грунтовыми улучшенными покрытиями - во всех случаях;
б) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из недренирующих грунтов - при любой ширине обочин и любой толщине слоя;
в) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из дренирующих грунтов - при любой толщине слоя и ширине обочин менее 1 м и для большей ширины обочин при толщине покрытия до 15 см;
г) для покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, - при любой толщине слоя и ширине обочин менее 1 м, а при большей ширине обочин - при толщине покрытия до 15 см;
Тип профиля дорожной одежды определяется технико-экономическими расчетами. При этом должна быть учтена стоимость как покрытия, так и укрепления обочин при корытном профиле.
6.5.9 Каменные материалы (природные и искусственные) для покрытий и оснований по прочности и морозостойкости должны соответствовать требованиям нормативных документов, в том числе ГОСТ 8269.0, ГОСТ 8736, ГОСТ 25607.
6.5.10 Покрытия дорожных одежд должны иметь периодически возобновляемый слой износа, не включаемый в расчет прочности.
Слои износа устраивают либо путем утолщения полученного по расчету покрытия, либо в виде поверхностной обработки с применением вяжущих материалов.
Вид применяемых материалов и толщину слоя износа назначают из расчета не менее двух-трех лет его работы.
6.5.11 Дренирующие слои назначают для дорог с капитальным и облегченным типами покрытий в климатических зонах II и III и типах местности II и III по характеру и степени увлажнения (в выемках - также при типе I) в тех случаях, когда земляное полотно сооружают из связных грунтов (глинистых, суглинистых, пылевато-суглинистых, пылевато-супесчаных).
6.5.12 Толщину дренирующего слоя, необходимый коэффициент фильтрации, гранулометрический состав и другие требования к материалам, используемым для его устройства, следует устанавливать расчетом в зависимости от количества воды, поступающей в основание проезжей части, способов ее отвода ее и других факторов. При этом уровень свободной воды в дренирующем слое должен быть ниже поверхности основания дорожной одежды не менее чем на 10 см при хорошо дренирующих крупнозернистых песках и гравийных материалах и не менее чем на 15 см при среднезернистых песках.
Дренирующий слой проектируют на всю ширину земляного полотна (включая обочины) в виде слоя насыпи из фильтрующего материала. При применении в качестве оснований дорожной одежды грунтов, укрепленных вяжущими, дренирующие слои не устраивают.
Нижнюю поверхность дренирующего слоя следует проектировать с уклоном . В случае отсутствия дренирующего слоя поперечный уклон дна корыта должен быть равен уклону покрытия.
Для дренирующего слоя допускается применять крупный или средний песок, песчано-гравийную смесь, дресву, ракушку, отгрохоченные металлургические шлаки, удовлетворяющие требованиям норм на дорожные материалы.
Если дренирующий слой совмещается с морозозащитным или подстилающим, то конструктивное решение должно быть комплексным.
6.5.13 Гравийные дорожные одежды проектируют, как правило, серповидного профиля. При этом все слои дорожной одежды устраивают на всю ширину земляного полотна.
При полукорытном профиле нижние слои дорожной одежды размещают в корыте, а верхний слой (собственно покрытие) проектируют на всю ширину земляного полотна.
6.5.14 При наличии месторождений камня и возможности организации его разработки и дробления рекомендуется применять щебеночные дорожные одежды.
При наличии фракционированного щебня слои основания и покрытия проектируют по принципу заклинки.
При использовании несортированного щебня слои дорожной одежды проектируют по принципу плотных смесей оптимального состава, аналогичного гравийным смесям.
6.5.15 По принципу плотных смесей допускается выполнять покрытия и основания из грунтощебня, дресвы, доменных шлаков и других скелетных материалов.
Грунтощебеночные покрытия или основания проектируют из грунта с добавлением щебня в количестве не менее 40% к объему.
6.5.16 Грунтовые улучшенные покрытия применяют на лесных дорогах категорий IV-ЛВ, II-ЛХ.
Для этой цели в грунт земляного полотна вводят скелетные добавки (гравий, щебень, шлак) или улучшающие добавки (песок, глина или суглинок).
6.5.17 Грунтогравийная смесь (естественная или искусственная), употребляемая для грунтогравийного покрытия, должна:
- удовлетворять требованиям плотной смеси;
- содержать частицы размером 2-40 мм от 25% до 40%;