4) Способ вывозки древесины.
Указывают, если дорога предназначена в основном для вывозки древесины.
5) Характеристики автомобильного транспорта, планируемого к использованию.
Для назначения параметров поперечного и продольного профилей дороги и расчета прочности дорожной одежды указывают осевые нагрузки, полную груженую массу, габариты, скорости движения, преодолеваемый уклон в грузовом направлении транспортных средств.
6) Основные показатели дороги (уточняют в процессе проектирования):
- категория;
- протяжение;
- число полос движения;
- покрытие;
- расчетная скорость движения;
- руководящий уклон в грузовом направлении.
7) Проектирование сопутствующих объектов.
5.5 Определение грузооборота дороги и интенсивности движения транспорта
5.5.1 Для отнесения дороги постоянного действия к той или иной технической категории необходимо определить ее грузооборот и интенсивность движения. Категорию лесной дороги определяют по ее годовому грузообороту. Если дорога предназначена для вывозки древесины, ее грузооборот назначают с учетом годового объема заготовки древесины для данного участка , разрешенного проектом освоения лесов, при условии, что всю заготовленную древесину будут вывозить по проектируемой лесной дороге.
5.5.2 Лесные дороги в зависимости от интенсивности движения могут проектироваться однополосными или двухполосными. Для расчета интенсивности движения определяют суточный грузооборот дороги, , по формуле
, (1)
где - годовой грузооборот дороги, ;
- коэффициент сезонной неравномерности вывозки древесины, принимается равным 1,2-1,35;
Z - число дней работы лесовозного транспорта в году, принимается равным 220-250 в зависимости от климатических условий.
5.5.3 Интенсивность движения определяется числом автомобилей n, проходящих в обоих направлениях в наиболее загруженном месяце в году:
, (2)
где - коэффициент, учитывающий хозяйственные, пассажирские и прочие перевозки, обычно принимаемый равным 1,2;
q - рейсовая нагрузка лесовозного автопоезда, .
6 Проектирование лесных дорог постоянного действия
6.1 Расчетные скорости движения и нагрузки
6.1.1 Расчетные значения скоростей движения автомобилей, определяющие предельные значения геометрических элементов участков дорог, следует принимать по таблице 6.1.
Таблица 6.1
Категория дороги | Расчетная скорость движения автомобиля по автомобильной дороге, км/ч |
I-ЛВ | 70 |
II-ЛВ | 60 |
III-ЛВ | 50 |
IV-ЛВ | 30 |
I-ЛХ | 60 |
II-ЛХ | 50 |
III-ЛВ-з | 60 |
IV-ЛВ-з | 50 |
Лесовозные усы, IV-ЛВ-л | 15 |
Примечание - В зависимости от местных топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, климатических и планировочных условий, а также при реконструкции предприятий табличные значения расчетных скоростей движения могут быть снижены до значения, обеспечивающего безопасность дорожного движения. |
6.1.2 Расчетные значения осевых нагрузок и полной массы автопоездов приведены в таблице 6.2.
Таблица 6.2
Категория дороги | Осевая нагрузка транспортного средства, т | Полная масса транспортного средства, т |
I-ЛВ | 12 | 60 |
II-ЛВ | 12 | 60 |
III-ЛВ | 12 | 60 |
IV-ЛВ | 12 | 60 |
I-ЛХ | 8 | 40 |
II-ЛХ | 8 | 40 |
III-ЛВ-з | 12 | 60 |
IV-ЛВ-з | 12 | 60 |
Лесовозные усы, lV-ЛВ-л | 12 | 60 |
6.2 Основные элементы и геометрические параметры лесных дорог
6.2.1 Ширину проезжей части и обочин лесовозных дорог на прямых участках принимают по таблице 6.3.
Таблица 6.3
Категория автомобильных дорог | Число полос движения | Ширина проезжей части лесных дорог при ширине транспортного средства, м | Ширина обочин лесовозных веток при ширине транспортного средства, м | ||
до 2,5 | от 2,5 до 3,5 | до 2,5 | от 3,0 до 3,5 | ||
I-ЛВ | 2 | 7,5 | 7,5-10,5 | 1,5 | 1,5 |
II-ЛВ | 2/1 | 7,0 | 7,0-9,5 | 1,5 | 1,5 |
III-ЛВ, I-ЛХ | 1 | 4,5 | 4,5-5,5 | 1,0 | 1,0 |
IV-ЛВ, II-ЛХ | 1 | 4,5 | 4,5-5,5 | 1,0 | 1,0 |
Примечание - Для промежуточных значений габаритов автомобилей по ширине минимальные значения параметров поперечного профиля определяются интерполяцией с округлением в большую сторону до 0,5 м. |
6.2.2 Лесные дороги проектируют однополосными при расчетной интенсивности менее 100 транспортных единиц в сутки, и двухполосными при интенсивности движения 100 и более транспортных единиц в сутки.
6.2.3 На однополосных дорогах для разъезда встречных автомобилей в пределах видимости, но не далее чем через 500 м устраивают разъезды с двумя полосами движения и длиной 30 м. В стесненных условиях устраивают карманы вдоль полосы порожнего движения. Разгон уширения осуществляется на 10-метровом участке дороги, примыкающем к разъезду или карману (приложение Ж).
6.2.4 При установке на обочине ограждений ее ширина должна быть не менее 1,5 м согласно ГОСТ Р 52289.
6.2.5 Участки кривых на однополосных дорогах, не просматриваемые по условиям рельефа, допускается проектировать с такой же шириной земляного полотна и проезжей части, как и для двухполосных дорог. Переход от ширины земляного полотна и дорожной одежды однополосных дорог к ширине земляного полотна и дорожной одежды двухполосных дорог осуществляется на протяжении 10 м.
6.2.6 На кривых участках, не просматриваемых по условиям рельефа, в целях сокращения протяженности двухполосных участков кривые следует проектировать радиусом не более 150 м.
6.2.7 На лесовозных дорогах категории I-ЛВ в особо сложном рельефе (при соответствующем технико-экономическом обосновании) допускается проектировать участки (или дорогу на всем протяжении) с шириной земляного полотна по нормам дорог категории II-ЛВ с организацией разъездов в пределах видимости.
6.2.8 Проезжую часть на прямых участках лесохозяйственных дорог и на кривых с радиусом в плане 600 м и более устраивают с двухскатным поперечным профилем. При двухскатном поперечном профиле и обочинах 1 м уклоны обочин принимают равными уклонам проезжей части:
- - при устройстве переходных и низших типов дорожных одежд из различных минеральных материалов (гравийных, щебеночных и др.);
- - при устройстве дорог без покрытий.
Поперечные уклоны обочин более 1 м при корытном профиле дорожных одежд принимают на больше уклонов проезжей части, но не более 60_.
В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие значения поперечных уклонов:
- - при укреплении с применением вяжущих;
- - " " гравием, щебнем, шлаком;
- - " " одерновкой или засевом трав.
Для однополосных дорог с проезжей частью серповидного профиля уклоны проезжей части и обочин принимают одинаковыми: