СП 288.1325800.2016 Дороги лесные. Правила проектирования и строительства стр. 5

5.3.8 Плотность временных лесных дорог, создаваемых для заготовки древесины (лесовозных усов), зависит от расстояния трелевки древесины и угла взаимного расположения лесных дорог и грузосборочной дороги (лесовозной магистрали). Значения плотности временных лесных дорог и их максимальной протяженности при расстояниях трелевки 300 и 500 м и направлениях примыкания относительно грузосборочной дороги под углом 45° и 90° приведены в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Расстояние трелевки, м
Направление под углом 45°
Направление под углом 90°
Расстояние между лесовозными ветками, км
Расстояние между лесовозными ветками, км
4
5
6
7
4
5
6
7
Плотность временных лесных дорог, км на 1000 га
300
18,9
20,0
20,1
20,8
20,4
21,1
21,6
21,9
500
15,0
15,6
15,5
15,4
18,0
19,2
20,0
20,6
Максимальная протяженность, км
300
2,3
2,9
3,5
4,1
2,0
2,6
3,2
3,8
500
1,8
2,4
3,0
3,6
2,4
2,4
3,6
4,2
5.3.9 В протяженность дорог заложены коэффициент на объездные и разворотные пути, равный 1,15, и коэффициент развития путей для равнинной местности, равный 1,1. Для холмистой и пересеченной местности значения плотности и протяженности усов, приведенные в таблице 5.2, следует умножить на коэффициент 1,1.
Основным преимуществом схемы освоения лесного участка при направлении лесных дорог под углом 45° к грузосборочной дороге является сокращение грузовой работы автотранспорта до 30% по сравнению со схемой расположения лесных дорог под прямым углом к грузосборочной дороге.

5.4. Техническое задание на проектирование лесных дорог на лесном участке

5.4.1 Лесные дороги постоянного действия являются объектом капитального строительства и должны строиться по проекту, разработанному на основании технического задания на проектирование.
5.4.2 Техническое задание на проектирование разрабатывается заказчиком проекта с привлечением профильных проектных организаций. Техническое задание разрабатывают с учетом нормативов Лесного плана, Лесохозяйственного регламента и Проекта освоения лесов.
5.4.3 Для обеспечения использования лесного участка в целях вывозки заготовленной древесины и других видов лесопользования, а также для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов на весь срок аренды (до 49 лет) должна быть разработана транспортная схема освоения лесного участка, включающая в себя дороги постоянного круглогодового действия и дороги сезонного действия (зимние, летние). Если на момент разработки технического задания транспортной схемы освоения лесного участка нет, ее разработку необходимо предусмотреть в техническом задании.
5.4.4 Для разработки транспортной схемы освоения лесного участка проектировщику должны быть предоставлены карты и схемы лесного участка, характеристики лесного фонда и существующей транспортной инфраструктуры лесного участка, данные по перспективному строительству дорог общего пользования на территориях, прилегающих к лесному участку, и другие сведения, которые могут быть использованы при разработке транспортной схемы освоения лесного участка [2].
5.4.5 Техническое задание на проектирование должно содержать следующие данные:
1) Сведения о заказчике.
Сведения о заказчике содержат название организации, ее форму собственности, юридический адрес и другие данные, необходимые для заключения договора с проектной организацией на выполнение проектных работ.
2) Местонахождения объекта проектирования и примыкания проектируемой лесной дороги.
3) Проектируемый грузооборот дороги.
Годовой грузооборот дороги, используемой для вывозки древесины, назначают исходя из размера ежегодной расчетной лесосеки по всем хозяйствам при условии, что всю древесину будут вывозить по проектируемой дороге.
Месячный грузооборот дороги для расчета интенсивности движения назначают по наиболее загруженному месяцу в году.
4) Способ вывозки древесины.
Указывают, если дорога предназначена в основном для вывозки древесины.
5) Характеристики автомобильного транспорта, планируемого к использованию.
Для назначения параметров поперечного и продольного профилей дороги и расчета прочности дорожной одежды указывают осевые нагрузки, полную груженую массу, габариты, скорости движения, преодолеваемый уклон в грузовом направлении транспортных средств.
6) Основные показатели дороги (уточняют в процессе проектирования):
- категория;
- протяжение;
- число полос движения;
- покрытие;
- расчетная скорость движения;
- руководящий уклон в грузовом направлении.
7) Проектирование сопутствующих объектов.

5.5. Определение грузооборота дороги и интенсивности движения транспорта

5.5.1 Для отнесения дороги постоянного действия к той или иной технической категории необходимо определить ее грузооборот и интенсивность движения. Категорию лесной дороги определяют по ее годовому грузообороту. Если дорога предназначена для вывозки древесины, ее грузооборот назначают с учетом годового объема заготовки древесины для данного участка Qг, тыс. м3, разрешенного проектом освоения лесов, при условии, что всю заготовленную древесину будут вывозить по проектируемой лесной дороге.
5.5.2 Лесные дороги в зависимости от интенсивности движения могут проектироваться однополосными или двухполосными. Для расчета интенсивности движения определяют суточный грузооборот дороги, м3, по формуле
(1)
где Qг - годовой грузооборот дороги, м3;
Kс - коэффициент сезонной неравномерности вывозки древесины, принимается равным 1,2 - 1,35;
Z - число дней работы лесовозного транспорта в году, принимается равным 220 - 250 в зависимости от климатических условий.
5.5.3 Интенсивность движения определяется числом автомобилей n, проходящих в обоих направлениях в наиболее загруженном месяце в году:
(2)
где Kх - коэффициент, учитывающий хозяйственные, пассажирские и прочие перевозки, обычно принимаемый равным 1,2;
q - рейсовая нагрузка лесовозного автопоезда, м3.

6. Проектирование лесных дорог постоянного действия

6.1. Расчетные скорости движения и нагрузки

6.1.1 Расчетные значения скоростей движения автомобилей, определяющие предельные значения геометрических элементов участков дорог, следует принимать по таблице 6.1.
Таблица 6.1
Категория дороги
Расчетная скорость движения автомобиля по автомобильной дороге, км/ч
I-ЛВ
70
II-ЛВ
60
III-ЛВ
50
IV-ЛВ
30
I-ЛХ
60
II-ЛХ
50
III-ЛВ-з
60
IV-ЛВ-з
50
Лесовозные усы, IV-ЛВ-л
15
Примечание - В зависимости от местных топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, климатических и планировочных условий, а также при реконструкции предприятий табличные значения расчетных скоростей движения могут быть снижены до значения, обеспечивающего безопасность дорожного движения.
6.1.2 Расчетные значения осевых нагрузок и полной массы автопоездов приведены в таблице 6.2.
Таблица 6.2
Категория дороги
Осевая нагрузка транспортного средства, т
Полная масса транспортного средства, т
I-ЛВ
12
60
II-ЛВ
12
60
III-ЛВ
12
60
IV-ЛВ
12
60
I-ЛХ
8
40
II-ЛХ
8
40
III-ЛВ-з
12
60
IV-ЛВ-з
12
60
Лесовозные усы, IV-ЛВ-л
12
60

6.2. Основные элементы и геометрические параметры лесных дорог

6.2.1 Ширину проезжей части и обочин лесовозных дорог на прямых участках принимают по таблице 6.3.