СП 288.1325800.2016 Дороги лесные. Правила проектирования и строительства стр. 7

Таблица 6.8
Наименование зданий и сооружений
Наименьшее расстояние (в свету) до кромки проезжей части, м
Наружные грани стен зданий:
- при отсутствии въездов в здание и при длине его до 20 м
1,5
- при отсутствии въездов в здание и при длине его более 20 м
3,0
- при наличии въезда в здание двухосных автомобилей и автопогрузчиков
8,0
- при наличии въезда в здание трехосных автомобилей
12,0
Оси параллельно расположенных железнодорожных путей:
- колеи 1524 мм
3,75
- колеи 750 мм
3,0
Ограждение территории
1,5
Зеленые насаждения:
- ствол дерева с кроной диаметром 5 м
2,0
- край кустарника
1,0
Конструкция опор, осветительных столбов, мачт и других сооружений
1,0
6.3.12 При вывозке древесины в хлыстах приведенные в 6.13.11 здания и сооружения, а также откосы выемок дороги на уровне проезжей части (при расположении их с внешних сторон кривых) должны отстоять от кромки проезжей части дорог на расстоянии, указанном в таблице 6.9.
Таблица 6.9
Радиусы кривых в плане, м
Наименьшее расстояние, м, от кромки проезжей части дорог до препятствий, расположенных с внешних сторон кривых, при вывозке хлыстов или деревьев длиной, м
до 20
21 - 25
26 - 30
30
3,2
4,6
6,5
40
2,5
3,7
5,2
50
2,1
3,1
4,3
60
1,8
2,6
3,7
80
1,4
2,0
2,8
100
1,1
1,7
2,3
125
1,0
1,5
2,0
150
0,8
1,2
1,6
200
0,6
0,9
1,3
250
0,5
0,8
1,1
300
0,4
0,7
0,8
350
0,4
0,5
0,7
400
0,3
0,5
0,6
500
0,3
0,4
0,5
600
-
0,3
0,4
700
-
-
0,4
800
-
-
0,3
6.3.13 Если в силу местных условий возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей или животных, следует обеспечить боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстояние 15 м для дорог категорий I-ЛВ и II-ЛВ и 10 м для дорог категорий III-ЛВ, IV-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ [8].
При необходимости пешеходное движение предусматривают вдоль дорог за пределами земляного полотна. В особо сложных условиях допускается проектировать пешеходное движение в одном уровне с дорогой с приближением края пешеходной дороги к проезжей части не ближе 0,75 м, а при наличии в составе движения автопоездов с хлыстами, кроме того, с учетом требований, приведенных в таблице 6.9.
6.3.14 На переломах проектной линии продольного профиля необходимо предусматривать вертикальные кривые, обеспечивающие плавность движения, а также видимость дороги и встречных автомобилей.
Вертикальные кривые следует назначать при сопряжении переломов проектной линии продольного профиля при алгебраической разнице уклонов и более на дорогах категории I-ЛВ, и более - для дорог категории II-ЛВ и и более - на дорогах категорий III-ЛВ, IV-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ. В особо сложных горных условиях при расчетных скоростях движения 20 км/ч и менее, а также на дорогах категории IV-ЛВ и на дорогах с невыраженным грузооборотом допускается назначать вертикальные кривые при алгебраической разнице переломов продольного профиля до .
6.3.15 Радиусы вертикальных кривых следует принимать с таким расчетом, чтобы длина кривой была не менее 10 м.
Расстояние между вершинами перелома проектной линии в продольном профиле должно обеспечивать размещение вертикальных кривых.
Смежные кривые в продольном профиле допускается проектировать без прямых вставок между ними.
6.3.16 Наибольшие подъемы при совпадении их с кривыми радиусом менее 250 м уменьшают на значение, равное:
- для дорог с переходными и низшими покрытиями;
- для дорог с усовершенствованным покрытием.

6.4. Земляное полотно и водоотвод

6.4.1 Земляное полотно лесных автомобильных дорог следует проектировать в соответствии с указаниями СП 34.13330 исходя из условий сохранности геометрической формы земляного полотна и устойчивости дорожной одежды, независимо от изменяющегося температурного и водного режима, при наименьших размерах затрат на строительство дороги [14].
Прочность и устойчивость земляного полотна достигают одним из следующих мероприятий или их комплексом:
- устройство земляного полотна из устойчивых грунтов;
- замена местных неустойчивых грунтов;
- обеспечение надлежащего отвода поверхностных и грунтовых вод в целях недопущения переувлажнения или размыва грунта земляного полотна, а также отводом воды от дорожной одежды;
- необходимое возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли, над расчетными горизонтами грунтовых вод или длительным стоянием поверхностных вод;
- устройство соответствующих дренажей;
- надлежащее уплотнение грунта земляного полотна;
- назначение соответствующей крутизны откосов насыпей и выемок и их укрепление для предохранения от оползания и размыва;
- устройство на косогорах специальных инженерных сооружений (подпорные стенки, дренажи, контрбанкеты, галереи, карнизы и др.).
6.4.2 Конструкцию земляного полотна лесных дорог принимают по типовым поперечным профилям дорог действующих типовых проектов, за исключением: участков на косогорах круче 1:3, эксплуатируемых дорог, требующих реконструкции; участков пересечения глубоких оврагов, староречий, озер, болот глубиной более 4 м или меньшей глубины, где выторфовывание болот не предусматривается; других случаев, отмеченных в разделе 7 СП 34.13330.2012, когда необходимы индивидуальные проекты земляного полотна.
6.4.3 Конструкцию земляного полотна следует принимать в зависимости от назначения дороги, типа дорожной одежды, местных природных условий, с учетом деления территории на дорожно-климатические зоны, типа местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения и классификации грунтов по группам (приложения А и Б), а также необходимо учитывать опыт эксплуатации дорог, построенных в данном районе.
6.4.4 Геометрическая форма земляного полотна должна позволять в максимальной степени механизировать работы по его строительству и последующей эксплуатации.
При проектировании земляного полотна следует рассматривать варианты сооружения его из местных или привозных грунтов, причем предпочтение следует отдавать тем из них, в которых суммарная стоимость земляного полотна, водоотвода, дорожной одежды и потерь, связанных с изъятием земель под сооружение из хозяйственного оборота, окажется наименьшей.
6.4.5 В открытой местности земляное полотно необходимо проектировать исходя из условия наименьшей заносимости его снегом, что обеспечивается одним из следующих мероприятий или их комплексом:
- расположение дороги в плане по возможности вдоль господствующих ветров;
- сокращение протяжения выемок и нулевых мест в открытой местности и проектирование возвышения бровки земляного полотна над поверхностью расчетного уровня снегового покрова на 0,5 м, назначение ширины полосы отвода, достаточной для установки снегозащитных переносных щитов, или посадка зеленых насаждений;
- рекомендуется сохранение с обеих сторон дороги невырубленной полосы леса шириной 60 м в залесенной местности (если проводят сплошные рубки на больших территориях).
6.4.6 Для местности типа I земляное полотно лесных автомобильных дорог допускается отсыпать небольшими насыпями так, чтобы расстояние от низа дорожной одежды до поверхности земли, а также над расчетным уровнем воды в кюветах или от дна безрасчетных кюветов было не менее 0,2 м.
6.4.7 На участках местности с необеспеченным стоком и глубоким залеганием грунтовых вод (6.4.8), где поверхностные воды застаиваются только весной и осенью, а летом верхняя толща грунта с ненарушенной структурой просыхает до оптимальной влажности и ниже, высоту бровки земляного полотна насыпей и значения их прочностных характеристик принимают такие же, как для типа местности I (см. 6.4.6), при условии, что расстояния от бровки земляного полотна до уреза воды будут больше значений, указанных в таблице 6.10. При несоблюдении этих условий земляное полотно проектируют в соответствии с требованиями 6.4.8.
Таблица 6.10
Грунты верхней толщи грунта с ненарушенной структурой
Число пластичности
Безопасное расстояние от бровки земляного полотна до уреза воды, м
Супесь
1
11,0
3
7,0
5
5,0
7
4,0
Легкий и легкий пылеватый суглинок
8
3,0
10
2,5
12
2,0
Тяжелый и тяжелый пылеватый суглинок
14
1,5
17
1,0
Глина
Более 17
Менее 1,0
Примечания
1 Признаком просыхания верхней толщи грунтов с ненарушенной структурой в летний период является отсутствие поверхностного заболачивания.
2 При наличии признаков поверхностного заболачивания участка удовлетворительные показатели влажности верхней толщи грунтов с нарушенной структурой в летний период, позволяющие проектировать земляное полотно в соответствии с требованиями 6.4.6, следует подтверждать лабораторными анализами отобранных в натуре образцов.
6.4.8 На участках, где верхняя толща грунтов с ненарушенной структурой не просыхает в летнее время до оптимальной влажности и ниже, возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых или длительно стоящих (более 20 сут) поверхностных вод на сырых и мокрых участках (тип местности III) не должно быть менее указанного в числителе таблицы 6.11, а низа дорожной одежды над поверхностью земли на участках с необеспеченным стоком поверхностных вод (II тип местности) - не менее указанного в знаменателе.
Таблица 6.11
Грунт, используемый для насыпей
Минимальное возвышение низа дорожной одежды для дорог, расположенных в пределах дорожно-климатических зон, м
II
III
IV
V
Средний и мелкий песок; легкая крупная супесь
0,5/0,7
0,6/0,4
0,5/0,3
0,4/0,2
Пылеватый песок; легкая супесь
1,2/0,6
0,8/0,5
0,8/0,4
0,7/0,3
Пылеватая супесь и тяжелая пылеватая; легкий суглинок, легкий пылеватый и тяжелый пылеватый суглинок
1,9*/0,8
1,7*/0,6
1,4*/0,5
1,3*/0,4
Тяжелый суглинок, глины
1,9*/0,7
1,4*/0,6
1,1*/0,4
1,0*/0,4
Примечания
1 Возведение высоких насыпей из неблагоприятных грунтов, отмеченных в таблице знаком *, допускается в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании по сравнению с вариантами отсыпки насыпи из привозных дренирующих грунтов.
2 Для крупных песков (более 0,5 мм), не теряющих устойчивости во влажном состоянии, возвышение низа дорожной одежды над уровнем воды не нормируется.
3 За расчетный уровень грунтовых вод следует принимать расчетный осенний уровень, а при отсутствии необходимых данных - наивысший возможный уровень, определяемый по верхней линии оглеения грунтов.
4 Возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых вод, пониженных посредством дренажа, следует принимать на 25% меньше указанного в настоящей таблице.
5 Низ дорожной одежды принимают по границе последнего по глубине конструктивного слоя одежды, учитываемого при расчете на прочность.
6 Возвышение низа дорожной одежды в случаях устройства морозозащитных слоев допускается уменьшить по сравнению с нормами настоящей таблицы на основе расчета конструкций дорожных одежд.
6.4.9 Минимальное возвышение низа дорожных одежд лесных автомобильных дорог допускается уменьшать по сравнению с нормами таблицы 6.11 на основе опыта эксплуатации автомобильных дорог в районе строительства, но не более чем в 1,5 раза.
6.4.10 Земляное полотно лесных дорог при типах местности I и II по степени увлажнения на участках с наличием выраженного дернового слоя рекомендуется проектировать насыпями не менее 0,5 м (от низа дорожной одежды до поверхности земли), при которых не требуется снятие в их основании дернового слоя.
Корчевку пней на дорогах категорий I-ЛВ и II-ЛВ назначают под насыпями высотой до 0,5 м от низа дорожной одежды, под насыпями на косогорах, на которых проектируют снятие растительного слоя при рыхлении основания насыпи или устройство уступов, а также на участках, занимаемых выемками, боковыми канавами и резервами.
При высоте насыпи от 0,5 до 1 м пни срезают в уровень с землей.
При большой высоте насыпи пни высотой не более 0,2 м разрешается оставлять.
На дорогах категорий III-ЛВ, IV-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ при высоте насыпи до 0,5 м пни разрешается срезать в уровень с поверхностью земли, а при большей высоте насыпи пни высотой не более 0,2 м допускается оставлять.
6.4.11 В случаях обоснованного проложения дорог на землях сельскохозяйственного назначения насыпи возводят, как правило, из привозного грунта при условии снятия из-под насыпи плодородного слоя почвы.
Отсыпка насыпей из боковых резервов на землях сельскохозяйственного пользования допускается в исключительных случаях. При этом отвод земель для этих резервов предусматривается только для временного краткосрочного пользования на период строительства дороги при условии снятия и восстановления плодородного слоя на этих землях в соответствии с проектом рекультивации.
6.4.12 Для повышения устойчивости и устранения последующих осадок все насыпи послойно уплотняют до требуемой по проекту плотности.