Таблица 6.8
Наименование зданий и сооружений | Наименьшее расстояние (в свету) до кромки проезжей части, м |
Наружные грани стен зданий: | |
- при отсутствии въездов в здание и при длине его до 20 м | 1,5 |
- при отсутствии въездов в здание и при длине его более 20 м | 3,0 |
- при наличии въезда в здание двухосных автомобилей и автопогрузчиков | 8,0 |
- при наличии въезда в здание трехосных автомобилей | 12,0 |
Оси параллельно расположенных железнодорожных путей: | |
- колеи 1524 мм | 3,75 |
- колеи 750 мм | 3,0 |
Ограждение территории | 1,5 |
Зеленые насаждения: | |
- ствол дерева с кроной диаметром 5 м | 2,0 |
- край кустарника | 1,0 |
Конструкция опор, осветительных столбов, мачт и других сооружений | 1,0 |
6.3.12 При вывозке древесины в хлыстах приведенные в 6.13.11 здания и сооружения, а также откосы выемок дороги на уровне проезжей части (при расположении их с внешних сторон кривых) должны отстоять от кромки проезжей части дорог на расстоянии, указанном в таблице 6.9.
Таблица 6.9
Радиусы кривых в плане, м | Наименьшее расстояние, м, от кромки проезжей части дорог до препятствий, расположенных с внешних сторон кривых, при вывозке хлыстов или деревьев длиной, м | ||
до 20 | 21 - 25 | 26 - 30 | |
30 | 3,2 | 4,6 | 6,5 |
40 | 2,5 | 3,7 | 5,2 |
50 | 2,1 | 3,1 | 4,3 |
60 | 1,8 | 2,6 | 3,7 |
80 | 1,4 | 2,0 | 2,8 |
100 | 1,1 | 1,7 | 2,3 |
125 | 1,0 | 1,5 | 2,0 |
150 | 0,8 | 1,2 | 1,6 |
200 | 0,6 | 0,9 | 1,3 |
250 | 0,5 | 0,8 | 1,1 |
300 | 0,4 | 0,7 | 0,8 |
350 | 0,4 | 0,5 | 0,7 |
400 | 0,3 | 0,5 | 0,6 |
500 | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
600 | - | 0,3 | 0,4 |
700 | - | - | 0,4 |
800 | - | - | 0,3 |
6.3.13 Если в силу местных условий возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей или животных, следует обеспечить боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстояние 15 м для дорог категорий I-ЛВ и II-ЛВ и 10 м для дорог категорий III-ЛВ, IV-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ [8].
При необходимости пешеходное движение предусматривают вдоль дорог за пределами земляного полотна. В особо сложных условиях допускается проектировать пешеходное движение в одном уровне с дорогой с приближением края пешеходной дороги к проезжей части не ближе 0,75 м, а при наличии в составе движения автопоездов с хлыстами, кроме того, с учетом требований, приведенных в таблице 6.9.
6.3.14 На переломах проектной линии продольного профиля необходимо предусматривать вертикальные кривые, обеспечивающие плавность движения, а также видимость дороги и встречных автомобилей.
Вертикальные кривые следует назначать при сопряжении переломов проектной линии продольного профиля при алгебраической разнице уклонов и более на дорогах категории I-ЛВ, и более - для дорог категории II-ЛВ и и более - на дорогах категорий III-ЛВ, IV-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ. В особо сложных горных условиях при расчетных скоростях движения 20 км/ч и менее, а также на дорогах категории IV-ЛВ и на дорогах с невыраженным грузооборотом допускается назначать вертикальные кривые при алгебраической разнице переломов продольного профиля до .
6.3.15 Радиусы вертикальных кривых следует принимать с таким расчетом, чтобы длина кривой была не менее 10 м.
Расстояние между вершинами перелома проектной линии в продольном профиле должно обеспечивать размещение вертикальных кривых.
Смежные кривые в продольном профиле допускается проектировать без прямых вставок между ними.
6.3.16 Наибольшие подъемы при совпадении их с кривыми радиусом менее 250 м уменьшают на значение, равное:
- для дорог с переходными и низшими покрытиями;
- для дорог с усовершенствованным покрытием.
6.4. Земляное полотно и водоотвод
6.4.1 Земляное полотно лесных автомобильных дорог следует проектировать в соответствии с указаниями СП 34.13330 исходя из условий сохранности геометрической формы земляного полотна и устойчивости дорожной одежды, независимо от изменяющегося температурного и водного режима, при наименьших размерах затрат на строительство дороги [14].
Прочность и устойчивость земляного полотна достигают одним из следующих мероприятий или их комплексом:
- устройство земляного полотна из устойчивых грунтов;
- замена местных неустойчивых грунтов;
- обеспечение надлежащего отвода поверхностных и грунтовых вод в целях недопущения переувлажнения или размыва грунта земляного полотна, а также отводом воды от дорожной одежды;
- необходимое возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли, над расчетными горизонтами грунтовых вод или длительным стоянием поверхностных вод;
- устройство соответствующих дренажей;
- надлежащее уплотнение грунта земляного полотна;
- назначение соответствующей крутизны откосов насыпей и выемок и их укрепление для предохранения от оползания и размыва;
- устройство на косогорах специальных инженерных сооружений (подпорные стенки, дренажи, контрбанкеты, галереи, карнизы и др.).
6.4.2 Конструкцию земляного полотна лесных дорог принимают по типовым поперечным профилям дорог действующих типовых проектов, за исключением: участков на косогорах круче 1:3, эксплуатируемых дорог, требующих реконструкции; участков пересечения глубоких оврагов, староречий, озер, болот глубиной более 4 м или меньшей глубины, где выторфовывание болот не предусматривается; других случаев, отмеченных в разделе 7 СП 34.13330.2012, когда необходимы индивидуальные проекты земляного полотна.
6.4.3 Конструкцию земляного полотна следует принимать в зависимости от назначения дороги, типа дорожной одежды, местных природных условий, с учетом деления территории на дорожно-климатические зоны, типа местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения и классификации грунтов по группам (приложения А и Б), а также необходимо учитывать опыт эксплуатации дорог, построенных в данном районе.
6.4.4 Геометрическая форма земляного полотна должна позволять в максимальной степени механизировать работы по его строительству и последующей эксплуатации.
При проектировании земляного полотна следует рассматривать варианты сооружения его из местных или привозных грунтов, причем предпочтение следует отдавать тем из них, в которых суммарная стоимость земляного полотна, водоотвода, дорожной одежды и потерь, связанных с изъятием земель под сооружение из хозяйственного оборота, окажется наименьшей.
6.4.5 В открытой местности земляное полотно необходимо проектировать исходя из условия наименьшей заносимости его снегом, что обеспечивается одним из следующих мероприятий или их комплексом:
- расположение дороги в плане по возможности вдоль господствующих ветров;
- сокращение протяжения выемок и нулевых мест в открытой местности и проектирование возвышения бровки земляного полотна над поверхностью расчетного уровня снегового покрова на 0,5 м, назначение ширины полосы отвода, достаточной для установки снегозащитных переносных щитов, или посадка зеленых насаждений;
- рекомендуется сохранение с обеих сторон дороги невырубленной полосы леса шириной 60 м в залесенной местности (если проводят сплошные рубки на больших территориях).
6.4.6 Для местности типа I земляное полотно лесных автомобильных дорог допускается отсыпать небольшими насыпями так, чтобы расстояние от низа дорожной одежды до поверхности земли, а также над расчетным уровнем воды в кюветах или от дна безрасчетных кюветов было не менее 0,2 м.
6.4.7 На участках местности с необеспеченным стоком и глубоким залеганием грунтовых вод (6.4.8), где поверхностные воды застаиваются только весной и осенью, а летом верхняя толща грунта с ненарушенной структурой просыхает до оптимальной влажности и ниже, высоту бровки земляного полотна насыпей и значения их прочностных характеристик принимают такие же, как для типа местности I (см. 6.4.6), при условии, что расстояния от бровки земляного полотна до уреза воды будут больше значений, указанных в таблице 6.10. При несоблюдении этих условий земляное полотно проектируют в соответствии с требованиями 6.4.8.
Таблица 6.10
Грунты верхней толщи грунта с ненарушенной структурой | Число пластичности | Безопасное расстояние от бровки земляного полотна до уреза воды, м |
Супесь | 1 | 11,0 |
3 | 7,0 | |
5 | 5,0 | |
7 | 4,0 | |
Легкий и легкий пылеватый суглинок | 8 | 3,0 |
10 | 2,5 | |
12 | 2,0 | |
Тяжелый и тяжелый пылеватый суглинок | 14 | 1,5 |
17 | 1,0 | |
Глина | Более 17 | Менее 1,0 |
Примечания 1 Признаком просыхания верхней толщи грунтов с ненарушенной структурой в летний период является отсутствие поверхностного заболачивания. 2 При наличии признаков поверхностного заболачивания участка удовлетворительные показатели влажности верхней толщи грунтов с нарушенной структурой в летний период, позволяющие проектировать земляное полотно в соответствии с требованиями 6.4.6, следует подтверждать лабораторными анализами отобранных в натуре образцов. |
6.4.8 На участках, где верхняя толща грунтов с ненарушенной структурой не просыхает в летнее время до оптимальной влажности и ниже, возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых или длительно стоящих (более 20 сут) поверхностных вод на сырых и мокрых участках (тип местности III) не должно быть менее указанного в числителе таблицы 6.11, а низа дорожной одежды над поверхностью земли на участках с необеспеченным стоком поверхностных вод (II тип местности) - не менее указанного в знаменателе.
Таблица 6.11
Грунт, используемый для насыпей | Минимальное возвышение низа дорожной одежды для дорог, расположенных в пределах дорожно-климатических зон, м | |||
II | III | IV | V | |
Средний и мелкий песок; легкая крупная супесь | 0,5/0,7 | 0,6/0,4 | 0,5/0,3 | 0,4/0,2 |
Пылеватый песок; легкая супесь | 1,2/0,6 | 0,8/0,5 | 0,8/0,4 | 0,7/0,3 |
Пылеватая супесь и тяжелая пылеватая; легкий суглинок, легкий пылеватый и тяжелый пылеватый суглинок | 1,9*/0,8 | 1,7*/0,6 | 1,4*/0,5 | 1,3*/0,4 |
Тяжелый суглинок, глины | 1,9*/0,7 | 1,4*/0,6 | 1,1*/0,4 | 1,0*/0,4 |
Примечания 1 Возведение высоких насыпей из неблагоприятных грунтов, отмеченных в таблице знаком *, допускается в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании по сравнению с вариантами отсыпки насыпи из привозных дренирующих грунтов. 2 Для крупных песков (более 0,5 мм), не теряющих устойчивости во влажном состоянии, возвышение низа дорожной одежды над уровнем воды не нормируется. 3 За расчетный уровень грунтовых вод следует принимать расчетный осенний уровень, а при отсутствии необходимых данных - наивысший возможный уровень, определяемый по верхней линии оглеения грунтов. 4 Возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых вод, пониженных посредством дренажа, следует принимать на 25% меньше указанного в настоящей таблице. 5 Низ дорожной одежды принимают по границе последнего по глубине конструктивного слоя одежды, учитываемого при расчете на прочность. 6 Возвышение низа дорожной одежды в случаях устройства морозозащитных слоев допускается уменьшить по сравнению с нормами настоящей таблицы на основе расчета конструкций дорожных одежд. |
6.4.9 Минимальное возвышение низа дорожных одежд лесных автомобильных дорог допускается уменьшать по сравнению с нормами таблицы 6.11 на основе опыта эксплуатации автомобильных дорог в районе строительства, но не более чем в 1,5 раза.
6.4.10 Земляное полотно лесных дорог при типах местности I и II по степени увлажнения на участках с наличием выраженного дернового слоя рекомендуется проектировать насыпями не менее 0,5 м (от низа дорожной одежды до поверхности земли), при которых не требуется снятие в их основании дернового слоя.
Корчевку пней на дорогах категорий I-ЛВ и II-ЛВ назначают под насыпями высотой до 0,5 м от низа дорожной одежды, под насыпями на косогорах, на которых проектируют снятие растительного слоя при рыхлении основания насыпи или устройство уступов, а также на участках, занимаемых выемками, боковыми канавами и резервами.
При высоте насыпи от 0,5 до 1 м пни срезают в уровень с землей.
При большой высоте насыпи пни высотой не более 0,2 м разрешается оставлять.
На дорогах категорий III-ЛВ, IV-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ при высоте насыпи до 0,5 м пни разрешается срезать в уровень с поверхностью земли, а при большей высоте насыпи пни высотой не более 0,2 м допускается оставлять.
6.4.11 В случаях обоснованного проложения дорог на землях сельскохозяйственного назначения насыпи возводят, как правило, из привозного грунта при условии снятия из-под насыпи плодородного слоя почвы.
Отсыпка насыпей из боковых резервов на землях сельскохозяйственного пользования допускается в исключительных случаях. При этом отвод земель для этих резервов предусматривается только для временного краткосрочного пользования на период строительства дороги при условии снятия и восстановления плодородного слоя на этих землях в соответствии с проектом рекультивации.
6.4.12 Для повышения устойчивости и устранения последующих осадок все насыпи послойно уплотняют до требуемой по проекту плотности.