Таблица 6.3
Категория автомобильных дорог | Число полос движения | Ширина проезжей части лесных дорог при ширине транспортного средства, м | Ширина обочин лесовозных веток при ширине транспортного средства, м | ||
до 2,5 | от 2,5 до 3,5 | до 2,5 | от 3,0 до 3,5 | ||
I-ЛВ | 2 | 7,5 | 7,5 - 10,5 | 1,5 | 1,5 |
II-ЛВ | 2/1 | 7,0 | 7,0 - 9,5 | 1,5 | 1,5 |
III-ЛВ, I-ЛХ | 1 | 4,5 | 4,5 - 5,5 | 1,0 | 1,0 |
IV-ЛВ, II-ЛХ | 1 | 4,5 | 4,5 - 5,5 | 1,0 | 1,0 |
Примечание - Для промежуточных значений габаритов автомобилей по ширине минимальные значения параметров поперечного профиля определяются интерполяцией с округлением в большую сторону до 0,5 м. |
6.2.2 Лесные дороги проектируют однополосными при расчетной интенсивности менее 100 транспортных единиц в сутки, и двухполосными при интенсивности движения 100 и более транспортных единиц в сутки.
6.2.3 На однополосных дорогах для разъезда встречных автомобилей в пределах видимости, но не далее чем через 500 м устраивают разъезды с двумя полосами движения и длиной 30 м. В стесненных условиях устраивают карманы вдоль полосы порожнего движения. Разгон уширения осуществляется на 10-метровом участке дороги, примыкающем к разъезду или карману (приложение Ж).
6.2.4 При установке на обочине ограждений ее ширина должна быть не менее 1,5 м согласно ГОСТ Р 52289.
6.2.5 Участки кривых на однополосных дорогах, не просматриваемые по условиям рельефа, допускается проектировать с такой же шириной земляного полотна и проезжей части, как и для двухполосных дорог. Переход от ширины земляного полотна и дорожной одежды однополосных дорог к ширине земляного полотна и дорожной одежды двухполосных дорог осуществляется на протяжении 10 м.
6.2.6 На кривых участках, не просматриваемых по условиям рельефа, в целях сокращения протяженности двухполосных участков кривые следует проектировать радиусом не более 150 м.
6.2.7 На лесовозных дорогах категории I-ЛВ в особо сложном рельефе (при соответствующем технико-экономическом обосновании) допускается проектировать участки (или дорогу на всем протяжении) с шириной земляного полотна по нормам дорог категории II-ЛВ с организацией разъездов в пределах видимости.
6.2.8 Проезжую часть на прямых участках лесохозяйственных дорог и на кривых с радиусом в плане 600 м и более устраивают с двухскатным поперечным профилем. При двухскатном поперечном профиле и обочинах 1 м уклоны обочин принимают равными уклонам проезжей части:
- - при устройстве переходных и низших типов дорожных одежд из различных минеральных материалов (гравийных, щебеночных и др.);
- - при устройстве дорог без покрытий.
Поперечные уклоны обочин более 1 м при корытном профиле дорожных одежд принимают на больше уклонов проезжей части, но не более .
В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие значения поперечных уклонов:
- | - | при укреплении с применением вяжущих; | |
- | - | " " гравием, щебнем, шлаком; | |
- | - | " " одерновкой или засевом трав. |
Для однополосных дорог с проезжей частью серповидного профиля уклоны проезжей части и обочин принимают одинаковыми:
- - при гравийных, щебеночных, грунтогравийных и улучшенных грунтовых покрытиях;
- - при гравийных, щебеночных покрытиях и из других материалов, укрепленных вяжущими.
6.2.9 Поверхности земляного полотна придается двухскатный поперечный профиль с уклонами:
- - при устройстве дорожной одежды серповидного профиля;
- равным уклону проезжей части - дна корыта при полукорытном и корытном профиле;
- - при устройстве дорог без покрытия.
6.2.10 На кривых участках в плане при соответствующих значениях расчетных скоростей движения следует предусматривать устройство виражей с односкатным поперечным профилем (с уклоном к центру кривой). Поперечные уклоны на виражах должны быть не меньше поперечных уклонов покрытия на участках с двухскатным профилем.
Допускается не предусматривать устройство виражей на участках дорог, располагаемых в зоне примыканий и пересечений.
В горной местности, если центр кривой расположен в сторону обрыва, поперечный профиль дороги допускается проектировать с уклоном в сторону горы с соответствующим ограничением скорости движения.
6.2.11 Переход от двухскатного поперечного профиля дороги к односкатному на вираже осуществляется на протяжении переходной кривой, а при ее отсутствии - на прилегающем к кривой прямом участке постепенным вращением внешней половины проезжей части до получения односкатного поперечного профиля на всей проезжей части.
6.2.12 Поперечный уклон обочины на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дороги. Переход от принятого уклона обочин на прямых участках дороги к уклону проезжей части на вираже следует проводить на протяжении не менее 10 м от начала отгона виража.
6.2.13 При сопряжении кривых в плане, обращенных в одну сторону, без прямой вставки между ними или с длиной вставки, меньшей половины длины переходной кривой, поперечный профиль следует принимать односкатным на всем протяжении кривых и прямой вставки.
6.3. План и продольный профиль
6.3.1 План и продольный профиль дорог следует проектировать с учетом наименьшего ограничения скорости, обеспечения безопасности движения, наилучшей защиты дороги от снежных и песчаных заносов и охраны окружающей среды.
6.3.2 При благоприятных местных условиях, если это технически возможно и экономически целесообразно, рекомендуется принимать параметры, приведенные в таблице 6.4.
Таблица 6.4
Параметры плана и продольного профиля | Значения параметров для дорог | |
I-ЛВ | II-ЛВ, III-ЛВ, IV-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ | |
Наибольший продольный уклон, : | ||
- основной | 30 | 40 |
- допускаемый: | ||
- в трудных условиях | 50 | 60 |
- особо трудных условиях | 80 | 90 |
Расстояние видимости, м: | ||
- поверхности дороги | 150 | 75 |
- встречного автомобиля | 300 | 150 |
Наименьшие радиусы кривых в плане, м | 600 | 150 |
Наименьшие радиусы кривых в продольном профиле, м: | ||
- выпуклых | 5000 | 1000 |
- вогнутых | 2000 | 800 |
Примечание - Значения продольных уклонов даны для прямых участков дороги. |
6.3.3 В случае если по условиям рельефа местности не представляется возможным или экономически целесообразным принимать параметры, приведенные в таблице 6.4, на основе технико-экономических расчетов допускается снижение норм до приведенных в таблице 6.5.
Таблица 6.5
Расчетная скорость движения, км/ч | Наибольший продольный уклон, | Расчетное расстояние видимости, м | Наименьшие радиусы кривых, м | ||||
поверхности дороги | встречного автомобиля | в плане | в продольном профиле | ||||
выпуклых | вогнутых | ||||||
Основные | В исключительных случаях | ||||||
70 | 60 | 175 | 350 | 250 | 10000 | 2500 | 1000 |
60 | 70 | 125 | 250 | 125 | 4000 | 1500 | 600 |
50 | 80 | 100 | 200 | 100 | 2500 | 1200 | 400 |
30 | 100 | 50 | 100 | 50 | 600 | 600 | 150 |
15 | 100 | 25 | 50 | 30 | 150 | 150 | 100 |
Примечание - Расчетные расстояния видимости приняты с учетом расположения глаза водителя на высоте 2 м над поверхностью проезжей части (приложение Г). |
6.3.4 При перевозке древесины в хлыстах минимальные радиусы кривых в плане на дорогах категории I-ЛВ в грузовом направлении:
- на правых поворотах - 100 м;
- на левых поворотах - 50 м;
- на дорогах категорий II-ЛВ, III-ЛВ и IV-ЛВ - 30 м.
6.3.5 В особо трудных условиях при соответствующем обосновании в районах с отсутствием гололеда наибольшие продольные уклоны, указанные в таблице 6.5, могут быть увеличены, но не более чем на .
6.3.6 В случае если применение предельных продольных уклонов резко влияет на нормы нагрузки принятых в проекте транспортных средств, следует назначать единое значение руководящих уклонов для всей сети (независимо от типов дорог), распространяющейся на ту или иную обособленную зону тяготения или территорию всего предприятия. При этом предпочтение отдается уклонам, позволяющим полностью использовать грузоподъемность принятого подвижного состава.
6.3.7 В горных районах при высотах над уровнем моря, превышающих 1000 м, максимальные продольные уклоны следует назначать расчетом, учитывающим падение мощности двигателя, с учетом данных, приведенных в таблице 6.6.
Таблица 6.6
Высота над уровнем моря, м | Плотность воздуха, кг/м3 | Относительное значение динамического фактора, % |
0 | 1,225 | 100 |
1000 | 1,112 | 88 |
2000 | 1,007 | 76 |
3000 | 0,909 | 64 |
6.3.8 На дорогах в горной местности при затяжных продольных уклонах более через каждые 2 - 3 км следует проектировать места для остановки автомобилей в виде участков с уменьшенными продольными уклонами и менее или в виде горизонтальных площадок длиной не менее 50 м.
6.3.9 Для обеспечения расчетной видимости на кривых в плане с внутренней стороны, при необходимости, необходимо предусматривать следующие мероприятия: расчистка леса и кустарника, разработка откосов выемок и крутых косогоров, перенос строений, препятствующих видимости. При невозможности обеспечить видимость путем расчистки откоса, выемки от леса и кустарника необходима дополнительная установка дорожных знаков (приложение Г).
6.3.10 Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 250 м и менее длиной согласно таблице 6.7.
Таблица 6.7
Расчетная скорость движения, км/ч | Длина переходных кривых, м, при радиусе круговой кривой в плане, м | |||||||||||
25 | 30 | 35 | 40 | 50 | 60 | 80 | 100 | 125 | 150 | 200 | 250 | |
15 | 10 | |||||||||||
20 | - | 10 | 10 | |||||||||
25 | - | - | - | 15 | 10 | 10 | ||||||
30 | - | - | - | - | 20 | 15 | 10 | 10 | ||||
40 | - | - | - | - | - | 35 | 25 | 20 | 15 | 15 | 10 | 10 |
50 | - | - | - | - | - | - | - | 40 | 35 | 25 | 20 | 15 |
60 | - | - | - | - | - | - | - | - | 60 | 50 | 35 | 30 |
70 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 55 | 45 |
Примечания 1 На дорогах категорий III-ЛВ, IV-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ, сооружаемых в трудных условиях, переходные кривые не устраивают. 2 Допускается разбивка круговых кривых сопрягающимися переходными кривыми без вставок круговой кривой и без прямой вставки между переходными кривыми смежных закруглений. |
6.3.11 Расстояние от кромки проезжей части на лесных дорогах до производственных зданий, сооружений, зеленых насаждений в населенных пунктах и до лесополос (при отсутствии в составе движения автопоездов с хлыстами) принимают по таблице 6.8.