Наименьший коэффициент уплотнения грунта земляного полотна (отношение наименьшей требуемой плотности грунта к максимальной при стандартном уплотнении) принимают для верхней части (до 1,5 м от бровки) 0,95, для нижней - 0,90.
6.4.13 Конструкцию земляного полотна на участках дорог, проходящих по болотам, назначают в зависимости от типа дороги, типа болота, его глубины, водного режима и наличия местных материалов.
6.4.14 При строительстве дорог на болотах с устойчивыми торфами насыпи возводят из дренирующих грунтов без выторфовывания или с частичным выторфовыванием.
Глубину осадки насыпи или выторфовывания определяют расчетом.
Высоту насыпи на болотах над уровнем длительного стояния грунтовых и поверхностных вод принимают по таблице 6.11.
6.4.15 Земляное полотно лесных дорог всех типов на болотах допускается устраивать на хворостяной подушке, выстилке, фашинах или бревнах (еланях).
6.4.16 На сопряжении с мостами насыпи на длине поверху не менее высоты насыпи плюс 2 м (считая от устоя) и не менее 2 м понизу необходимо возводить из непучинистых дренирующих грунтов.
6.4.17 Крутизну откосов насыпей и выемок для дорог всех категорий следует выполнять до максимально допустимых предельных значений (приложение Д).
6.4.18 Для отвода поверхностных вод и предохранения основания дорожной одежды от переувлажнения используют продольные канавы или резервы от насыпей и нагорные канавы, или кюветы от выемок:
- глубина канав (кюветов) должна быть такой, чтобы расстояние от низа дренажных устройств, отводящих воду из основания дорожной одежды, до расчетного уровня воды в них или до дна безрасчетных кюветов было не менее 0,2 м;
- дну продольных канав придают уклон не менее и в исключительных случаях - . При невыполнении этих требований возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли устанавливают в соответствии с 6.4.9;
- в песчаных, гравийных и других хорошо дренирующих грунтах канавы допускается не устраивать.
6.4.19 При наличии опасности размыва или оползания откосов земляного полотна от поверхностных вод с нагорной стороны склонов крутизной более 1:5 следует предусматривать нагорные канавы.
6.4.20 Минимальные размеры и типы укрепления водоотводных устройств следует назначать на основе гидравлических расчетов.
6.4.21 Откосы, дно канав, лотков и кюветов укрепляют в случаях, когда расчетные скорости течения воды, установленные гидравлическими расчетами, превышают допустимые для соответствующих грунтов.
При недостаточности средств обычного укрепления для погашения скоростей течения воды допускается предусматривать перепады, водобойные колодцы, быстротоки и т.д.
Канавы укрепляют по всему периметру выше расчетного горизонта на 0,1 м.
6.5. Дорожные одежды
6.5.1 Дорожные одежды лесных автомобильных дорог следует проектировать в соответствии с основными положениями СП 34.13330.
Перед выбором варианта дорожной одежды оптимального типа и расчетом ее конструктивных слоев [15] необходимо в первую очередь использовать все возможности обеспечения максимальной прочности и устойчивости земляного полотна.
В результате сравнения технико-экономических показателей следует принимать наиболее экономичный вариант системы "земляное полотно - дорожная одежда".
6.5.2 Тип и конструкцию дорожных одежд определяют расчетом в зависимости от общего объема перевозок, интенсивности движения транспортных средств, расчетом нагрузки, а также в зависимости от климатологических и инженерно-геологических условий местности и наличия строительных материалов. Выделяют следующие типы дорожных одежд: капитальные, облегченные, переходные и низшие. Рекомендуемые типы и области применения дорожных одежд приведены в таблице 6.12.
Таблица 6.12
Тип дорожной одежды | Основной вид покрытия, материал и способ укладки | Категория дорог |
Капитальные | Цементобетонные монолитные и сборные; армобетонные для дорог: монолитные, железобетонные монолитные и сборные; асфальтобетонные плотные из смесей, укладываемых в горячем состоянии, а также вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами | I-ЛВ, II-ЛВ |
Облегченные | Из подобранного щебеночного или гравийного материала, обработанного битумом в установке; из фракционированного щебня, обработанного вязким битумом в установке или методом пропитки; из щебеночной или гравийной смеси, обработанной жидким битумом методом смешения на дороге; из крупнообломочных (размером фракций до 40 мм) и песчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с добавкой цемента в установке с поверхностной обработкой | II-ЛВ |
Переходные | Из прочного фракционированного щебня, укладываемого по способу заклинки, из подобранного щебеночного и гравийного материала, из местных каменных и гравелисто-песчаных грунтов, обработанных вяжущими | III-ЛВ, I-ЛХ |
Низшие | Из выровненного скального или крупноблочного грунта; из грунтов, укрепленных или улучшенных различными скелетными добавками (щебнем, гравием, шлаком и другими местными материалами); из местных каменных материалов, грунтов, укрепленных местными вяжущими; грунтовые профилированные | IV-ЛВ, II-ЛХ |
6.5.3 При выполнении расчетов и конструировании дорожных одежд следует руководствоваться минимальными значениями проектных сроков их службы до капитального ремонта: капитального типа - 13 - 15 лет, облегченного - 10 - 13 лет, переходного - 3 - 5 лет в зависимости от дорожно-климатической зоны.
6.5.4 На лесных дорогах рекомендуются однослойные или многослойные конструкции дорожной одежды серповидного профиля или при технико-экономическом обосновании и в соответствии с расчетом применение корытного или полукорытного профиля для капитального и облегченного типов дорожной одежды. При наличии нескольких слоев дорожной одежды она состоит из покрытия, основания, дополнительных слоев основания и подстилающего слоя.
Независимо от результатов расчета дорожной одежды толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии необходимо принимать не менее приведенных в таблице 6.13.
Таблица 6.13
Материалы покрытий и других слоев дорожной одежды | Толщина слоя, см |
Мелкозернистый асфальтобетон | 5 |
Крупнозернистый асфальтобетон | 7 |
Щебенистые (гравийные) материалы, обработанные органическими вяжущими | 8 |
Щебень, обработанный органическими вяжущими по способу пропитки | 8 |
Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущими: | |
- на песчаном основании | 15 |
- на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта) | 8 |
Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими | 10 |
Примечания 1 Толщину конструктивного слоя принимают во всех случаях не менее двух размеров наиболее крупной фракции применяемого в слое минерального материала. 2 В случае укладки каменных материалов на глинистые и суглинистые грунты следует предусматривать прослойку толщиной не менее 10 см из песка, высевок, укрепленного грунта или других водоустойчивых материалов. 3 Для усиления прочностных свойств конструкции дорожной одежды следует использовать геотекстильные материалы. Геотекстиль служит разделителем между слоями дорожного покрытия и основания, его применение рекомендуется при строительстве на пучинистых грунтах (6.5.19). |
6.5.5 При расчете типа и конструкции дорожной одежды следует рассматривать целесообразность стадийного строительства с организацией движения на первой стадии основания дорожного покрытия с соответствующими прочностными характеристиками.
6.5.6 Дорожные одежды лесных дорог с покрытиями переходного и низшего типов в целях снижения строительных затрат следует проектировать с учетом ограничения или прекращения движения транспортных средств в неблагоприятные периоды года.
6.5.7 Для лесохозяйственных дорог с невыраженным грузооборотом модуль упругости следует принимать не менее 65 МПа (650 кг/см2).
6.5.8 Дорожные одежды в поперечном сечении проектируют корытного, полукорытного или серповидного профиля.
Корытный профиль применяют, как правило, при усовершенствованных типах покрытий.
Полукорытный профиль может применяться:
а) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из дренирующих грунтов - при ширине обочин 1 м и более и толщине слоя покрытия более 15 см;
б) для покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, на земляном полотне из любых грунтов - при ширине обочин 1 м и более и толщине покрытия более 15 см.
Серповидный профиль рекомендуется применять:
а) для дорожных одежд с грунтогравийными, грунтощебеночными и грунтовыми улучшенными покрытиями - во всех случаях;
б) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из недренирующих грунтов - при любой ширине обочин и любой толщине слоя;
в) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из дренирующих грунтов - при любой толщине слоя и ширине обочин менее 1 м и для большей ширины обочин при толщине покрытия до 15 см;
г) для покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, - при любой толщине слоя и ширине обочин менее 1 м, а при большей ширине обочин - при толщине покрытия до 15 см.
Тип профиля дорожной одежды определяется технико-экономическими расчетами. При этом должна быть учтена стоимость как покрытия, так и укрепления обочин при корытном профиле.
6.5.9 Каменные материалы (природные и искусственные) для покрытий и оснований по прочности и морозостойкости должны соответствовать требованиям нормативных документов, в том числе ГОСТ 8269.0, ГОСТ 8736, ГОСТ 25607.
6.5.10 Покрытия дорожных одежд должны иметь периодически возобновляемый слой износа, не включаемый в расчет прочности.
Слои износа устраивают либо путем утолщения полученного по расчету покрытия, либо в виде поверхностной обработки с применением вяжущих материалов.
Вид применяемых материалов и толщину слоя износа назначают из расчета не менее двух-трех лет его работы.
6.5.11 Дренирующие слои назначают для дорог с капитальным и облегченным типами покрытий в климатических зонах II и III и типах местности II и III по характеру и степени увлажнения (в выемках - также при типе I) в тех случаях, когда земляное полотно сооружают из связных грунтов (глинистых, суглинистых, пылевато-суглинистых, пылевато-супесчаных).
6.5.12 Толщину дренирующего слоя, необходимый коэффициент фильтрации, гранулометрический состав и другие требования к материалам, используемым для его устройства, следует устанавливать расчетом в зависимости от количества воды, поступающей в основание проезжей части, способов ее отвода и других факторов. При этом уровень свободной воды в дренирующем слое должен быть ниже поверхности основания дорожной одежды не менее чем на 10 см при хорошо дренирующих крупнозернистых песках и гравийных материалах и не менее чем на 15 см при среднезернистых песках.
Дренирующий слой проектируют на всю ширину земляного полотна (включая обочины) в виде слоя насыпи из фильтрующего материала. При применении в качестве оснований дорожной одежды грунтов, укрепленных вяжущими, дренирующие слои не устраивают.