- для деревянных мостов - 11.
В случае необходимости пропуска нагрузки, превышающей указанные АК и НК, следует выполнить расчет конструкций с учетом данной конкретной нагрузки либо предусмотреть мероприятия по снижению воздействия данной нагрузки на сооружение до нормативного уровня.
6.7. Мосты
6.7.1 На лесных магистралях следует проектировать постоянные железобетонные или деревянные многопролетные мосты в зависимости от местных условий, а на лесовозных ветках - деревянные мосты (при сроке действия до трех лет временные, при большем - постоянные) [17].
Постоянные деревянные мосты (далее - деревянные мосты) должны иметь степень капитальности, обеспечивающую нормальную их эксплуатацию не менее 20 - 25 лет.
Габариты мостов на лесных автодорогах следует принимать по таблице 6.17.
Таблица 6.17
Категории и виды дорог | Элементы поперечного профиля мостов | ||||||
Число полос движения | Ширина проезжей части при ширине транспортного средства, м | Ширина полос безопасности, м | Габарит моста (Г) при ширине транспортного средства, м | Ширина тротуаров, м | |||
до 2,5 | 2,5 - 5,0 | до | 2,5 - 5,0 | ||||
I-ЛВ | 2 | 7,5 | 7,5 - 10,5 | 1,0 | 9,5 | 9,5 - 12,5 | 1,0 |
II-ЛВ | 2 | 7,0 | 7,0 - 9,5 | 1,0 | 9,0 | 9,0 - 11,5 | 1,0 |
III-ЛВ, I-ЛХ | 1 | 4,5 | 4,5 - 5,5 | 0,5 | 5,5 | 5,5 - 6,5 | 0,75 |
IV-ЛВ, II-ЛХ (для временных дорог) | 1 | 4,5 | 4,5 - 5,5 | 0,5 | 5,5 | 5,5 - 6,5 | - |
Примечание - При промежуточных значениях ширины транспортных средств минимальные значения габаритов моста определяются интерполяцией с округлением в большую сторону до 0,5 м. |
Габариты мостов, расположенных на кривых, принимают с уширениями, значение которых назначают по нормам проектирования автомобильных дорог.
6.7.2 Деревянные мосты допускается применять на автомобильных дорогах лесозаготовительных предприятий без ограничения по климатическим условиям районов строительства.
6.7.3 Деревянные конструкции мостов следует применять преимущественно заводского изготовления с учетом мероприятий, обеспечивающих их долговечность.
6.7.4 Для деревянных мостов следует применять пиломатериалы и круглые лесоматериалы хвойных пород 2-го сорта; следует отдавать предпочтение лиственнице, если она имеется в сырьевой базе лесозаготовительного предприятия.
Качество лесоматериалов должно соответствовать требованиям, категории II СП 64.13330.2011 (приложение Б).
6.7.5 В конструкциях должны быть предусмотрены меры защиты основных несущих деревянных элементов от увлажнения независимо от того, проводится антисептирование древесины или нет (гидроизоляция, сливные доски, козырьки и др.).
6.7.6 Следует предусматривать свайные опоры деревянных мостов во всех случаях, когда грунты допускают забивку свай. В вечномерзлых грунтах погружение свай следует принимать на глубину, равную тройной толщине сезонно оттаивающего грунта.
Рамно-лежневые опоры в вечномерзлых грунтах не применяют, а взамен их при невозможности забивки свай применяют ряжевые опоры.
6.7.7 Проезжую часть на деревянных мостах следует назначать в виде деревянного настила, по которому делают поверхностную обработку битумом с крупным песком.
6.7.8 На больших и средних деревянных мостах следует предусматривать устройство противопожарных площадок, оборудованных противопожарным инвентарем. Противопожарные площадки следует располагать на насыпи у въездов на мост и над опорами не реже чем через 25 м.
6.7.9 Для мостовых переходов в необходимых случаях должны быть предусмотрены ледорезные, струенаправляющие и берегоукрепительные сооружения, а для малых мостов и труб - углубление, спрямление и укрепление русел с входной и выходной сторон и в пределах сооружения, а также устройства для гашения скоростей протекающей воды на входе и выходе.
6.7.10 Для временных деревянных мостов со сроками службы до пяти лет допускается применять лесоматериалы без антисептической обработки для ненесущих конструкций.
6.8. Трубы, фильтрующие насыпи, ледовые переправы
6.8.1 На лесовозных магистралях следует проектировать сборные железобетонные трубы (или из гофрированного металла), а также пластиковые гофрированные трубы диаметром не менее 0,5 м.
6.8.2 Отверстия и высоту в свету труб следует назначать не менее 1 м, а при длине трубы свыше 30 м - не менее 1,25 м. Допускается применять трубы с отверстием 0,75 и 0,5 м при длине не более 15 м.
В населенных пунктах трубы с отверстием 0,5 м допускаются только с устройством ограждающих приспособлений.
В местах возможного образования наледей вместо труб следует проектировать деревянные мосты. В отдельных случаях разрешается применение прямоугольных бетонных труб с отверстием не менее 3 м и высотой не менее 2 м в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями.
Трубы диаметром 0,75 и 0,5 м следует укладывать с уклоном не менее для возможности самопромыва.
6.8.3 Следует проектировать безнапорные трубы. Пропуск расходов воды в полунапорном и напорном режимах допускается только при устройстве неразмываемых противофильтрационных экранов или оголовков с коническими входными звеньями на фундаментах.
Кроме того, должны быть обеспечены водонепроницаемость швов между звеньями и устойчивость насыпи против фильтрации. Безнапорные трубы с отверстием до 1,25 м допускается проектировать без оголовков. Трубы во всех случаях следует проектировать на полную ширину земляного полотна.
Толщина засыпки над трубами от верха звена трубы до низа конструкции дорожной одежды должна быть:
- не менее 0,5 м - над железобетонными трубами;
- не менее 0,5 м, но не более 0,8 м от верха трубы до поверхности дорожного покрытия - над металлическими гофрированными и пластиковыми трубами.
Толщина засыпки над трубой должна быть не менее 0,5 м от верха трубы до бровки насыпи.
6.8.4 Трубы следует укладывать на бетонные фундаменты или уплотненные щебенистые или гравийно-песчаные подушки.
6.8.5 Металлические гофрированные трубы проектируют без устройства оголовков. При этом нижняя часть несрезаемой трубы должна выступать из насыпи на уровне ее подошвы не менее чем на 0,2 м, а сечение трубы со срезанным концом - не менее чем на 0,5 м.
6.8.6 Применение труб не допускается при наличии ледохода и карчехода, а также в местах возможного возникновения селей и образования наледи.
6.8.7 В качестве водопропускных сооружений при расчетных расходах воды до 5 м3/с разрешается проектировать фильтрующие насыпи и комбинированные сооружения из фильтрующих насыпей и труб. Фильтрующие насыпи предусматривают при наличии местного каменного материала на водотоках с незначительным содержанием взвешенных частиц грунта.
Применение фильтрующих насыпей целесообразно в случае необходимости строительства в зимнее время, на участках, где в последующем потребуются смягчение предельных уклонов дороги или перестройка мостов и труб под более тяжелые нагрузки, а также в сейсмоопасных районах.
Правила проектирования и расчета фильтрующих насыпей приведены в [18].
Для пропуска дождевых паводков с расходом до 3 - 4 м3/с разрешается проектировать переливные насыпи ("переливы") при соответствующем укреплении земляного полотна для защиты от размывов.
6.8.8 На дорогах, допускающих перерывы движения, могут быть предусмотрены паромные и ледовые переправы.
6.8.9 Ледовые переправы допускается сооружать в местах, где скорость течения в реке составляет не более 1 м/с.
Правила проектирования, строительства и эксплуатации ледовой переправы приведены в [19].
Для переправы выбирают участок с невысокими пологими берегами. Уклон съезда к переправе не должен превышать . Для укрепления кромки льда и уменьшения уклонов у берегов устраивают настил из дровяного долготья, бревенчатые мостики или эстакады.
В плане переправы устраивают по прямой линии перпендикулярно к реке или под углом не менее 45°. В месте расположения переправ (на 100 м в обе стороны от оси трассы) не должно быть полыней, нагромождения торосов, площадок для заготовки льда, входов грунтовых вод, мест сброса теплых вод.
На ледовых переправах организуют однопутное движение. Для встречного потока транспорта устраивают другую ледовую переправу на расстоянии не менее 150 м.
Толщина плотного слоя льда в естественном виде на переправах при непрерывных отрицательных температурах в зависимости от массы автопоезда должна быть не менее указанной в таблице 6.18.
Таблица 6.18
Масса автопоезда, т | Наименьшая толщина плотного слоя льда, см |
25 | 75 |
30 | 85 |
35 | 90 |
40 | 100 |
45 | 110 |
50 | 120 |
Пропуск автопоездов массой более 50 т требует расчета с учетом параметров транспортного средства.
Для ускорения наращивания требуемого слоя льда полосу переправы шириной не менее 20 м расчищают от снега.