Дорожные знаки, как правило, располагают на специальных присыпных бермах за пределами обочин, крайние выступающие части дорожных знаков должны быть расположены не ближе 1,75 м от кромки проезжей части. Для дорожных знаков, располагаемых с внешней стороны кривых однополосных дорог и с внешней стороны кривых левых поворотов в грузовом направлении двухполосных дорог при вывозке хлыстов и деревьев, это расстояние увеличивается согласно нормам таблицы 7.1.
Таблица 7.1
Радиусы кривых в плане | Увеличение расстояний, при длине хлыста или дерева, м | ||
до 20 | 21 - 25 | 26 - 30 | |
30 | 3,2 | 4,7 | 6,5 |
40 | 2,5 | 3,7 | 5,2 |
50 | 2,1 | 3,1 | 4,3 |
60 | 1,8 | 2,6 | 3,7 |
80 | 1,4 | 2,0 | 2,8 |
100 | 2,1 | 2,7 | 2,3 |
125 | 1,0 | 2,5 | 2,0 |
150 | 0,8 | 2,2 | 2,6 |
200 | 0,6 | 0,9 | 2,8 |
250 | 0,5 | 0,8 | 2,2 |
300 | 0,4 | 0,7 | 0,8 |
350 | 0,4 | 0,5 | 0,7 |
400 | 0,3 | 0,5 | 0,6 |
500 | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
600 | - | 0,3 | 0,4 |
700 | - | - | 0,4 |
800 | - | - | 0,3 |
Применение дорожных знаков должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52289. Дорожные знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290, опоры дорожных знаков - требованиям ГОСТ 25458 и ГОСТ 25459, а также имеющимся типовым решениям.
При расположении дорог на крутых склонах вдоль глубоких ущелий предусматривают устройство устойчивых парапетов со стороны обрыва.
Лесовозные автомобильные дороги должны быть оборудованы едиными с лесозаготовительным предприятием средствами связи.
7.3. Пожарная безопасность
7.3.1 Для целей обеспечения пожарной безопасности используются не только дороги противопожарного значения. Любые лесные дороги следует создавать в соответствии с типовыми проектами, предусматривающими возможность их эксплуатации в том числе в названных целях.
7.3.2 Дороги противопожарного назначения создают в дополнение к имеющейся сети лесных дорог, чтобы обеспечить проезд автотранспорта к участкам, опасным в пожарном отношении, и водным объектам [10]. Работы по созданию таких дорог заключаются в корчевании пней, расчистке и выравнивании проезжей части, устройстве гатей, переездов через канавы, ручьи и т.п.
7.3.3 Полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, следует содержать очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
7.3.4 Вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги следует содержать очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
7.3.5 Все лесные дороги необходимо строить таким образом, чтобы они одновременно служили преградами распространению возможных низовых пожаров и опорными линиями при локализации действующих очагов. При планировании строительства лесных дорог следует учитывать необходимость максимального использования лесовозных дорог, а также имеющихся в лесах дорог общего пользования.
7.3.6 К естественным и специально созданным в противопожарных целях искусственным водным объектам должны быть устроены подъезды и сооружены специальные площадки для забора воды пожарными автоцистернами и мотопомпами. В необходимых случаях также осуществляют углубление указанных водных объектов и устраивают запруды [10].
8. Охрана окружающей среды при проектировании и строительстве лесных дорог
8.1 Проектирование, строительство и эксплуатация лесных дорог должны удовлетворять требованиям действующих нормативных документов в области природоохранного законодательства Российской Федерации.
8.2 Для оценки современного (фактического) состояния и прогноза возможных изменений компонентов окружающей среды выполняют инженерные изыскания, в том числе экологические. На основании выполненных изысканий прорабатывают проектные решения.
8.3 Все технические решения при выборе основных элементов плана трассы, продольного и поперечного профилей, конструкций дорожных одежд и водоотводных сооружений, назначения методов строительства и т.д., кроме решения своих основных задач - обеспечение надежности дороги, экономичности ее строительства и эксплуатации, а также ритмичности и эффективности работы транспортных средств - должны оказывать минимальное отрицательное воздействие на сложившиеся природные комплексы в районе строительства дороги.
8.4 Предусматриваемые в проектах природоохранные мероприятия должны обеспечивать:
- сохранение природных ландшафтов, территорий для которых установлен режим особой охраны (особо охраняемые природные территории, заповедники, национальные парки и т.д.) [11];
- максимальную экономию земельных ресурсов, отводимых для размещения лесных дорог;
- защиту атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ;
- защиту населенных мест, расположенных в районе проектирования, от шума и вибраций;
- предотвращение загрязнения бассейнов поверхностных водных объектов и подземных вод жидкими и твердыми отходами, а также попадания в поверхностные и подземные воды загрязненных стоков по СанПин 2.1.5.980;
- условия безопасного обращения с отходами по СанПин 2.1.7.1322;
- защиту растительного и животного мира [11].
8.5 Размещение трассы лесной дороги осуществляют на основе рассмотрения и сравнения вариантов, включая вариант отказа от строительства.
8.6 При наличии в зоне строительства особо охраняемых природных территорий, памятников истории или культуры, а также уникальных природных феноменов (особые геологические формы, водные источники, ценные экземпляры деревьев и т.п.) принимают меры по сохранению, а по возможности - и улучшению их состояния.
Все работы по проектированию и строительству на таких территориях проводят согласно [11] и [24].
8.7 Ширину полосы постоянного и временного отводов устанавливают по каждому характерному участку дороги при технико-экономическом сравнении вариантов с учетом стоимости земли и показателей действующих норм отвода земель для автомобильных дорог.
8.8 Расчистку дорожной полосы и площадок для дорожных сооружений от древесно-кустарниковой растительности следует выполнять в строго отведенных границах.
8.9 Опережение расчистки дорожной полосы от леса и кустарника не должно превышать возможностей поточного строительства и объема работ в предстоящем сезоне.
8.10 При вырубке деревьев трелевочные волоки и лесосечные склады следует размещать в пределах отведенной дорожной полосы, а в случае невозможности - в местах, определенных проектом.
8.11 Деловая древесина и отходы расчистки должны быть вывезены в установленные места до начала земляных работ.
8.12 Сплошная валка леса и удаление кустарника бульдозерами или кусторезами с перемещением их вместе с корнями и почвой на границу дорожной полосы запрещаются.
8.13 Плодородный слой почвы на землях, занимаемых под дорогу и сопутствующие ей сооружения, подлежит снятию, хранению и нанесению на рекультивируемые земли, а при экономической целесообразности - использованию его для объектов предприятий лесного хозяйства (питомников, лесосеменных плантаций и др.).
Допускается не снимать плодородный слой:
- при толщине плодородного слоя менее 10 см;
- на болотах, заболоченных и обводненных участках;
- на почвах с низким плодородием;
- при разработке траншей шириной по верху 1 м и менее.
8.14 Снятие и нанесение плодородного слоя следует проводить, когда грунт находится в немерзлом состоянии.
8.15 На земельных участках, предоставленных во временное пользование при строительстве дороги, по окончании строительства должны быть проведены работы по рекультивации нарушенных земель.
8.16 Если возведение земляного полотна (независимо от высоты насыпи) создает опасность подтопления поверхностными водами и заболачивания примыкающих к дороге земель, в проекте следует предусматривать водоотводящие сооружения, гарантирующие существующие до строительства (или лучшие) условия произрастания лесных насаждений.
8.17 При проектировании насыпей через болота с поперечным (по отношению к трассе дороги) движением воды в водонасыщенном горизонте в проекте необходимо предусматривать мероприятия, исключающие увеличение уровня воды и площади заболачивания в верховой части болота путем отсыпки насыпи или ее нижней части из дренирующих грунтов, устройства вдоль земляного полотна продольных канав, а в пониженных местах продольного профиля, если это необходимо, искусственных сооружений и т.п.
8.18 При прохождении трассы лесных дорог через водотоки при устройстве водопропускных труб или мостовых переходов в границах водоохранных зон все работы следует проводить с учетом [25].
8.19 При определении мест переходов через водотоки, при выборе конструкций и отверстий искусственных сооружений наряду с технико-экономической целесообразностью строительства необходимо решать вопросы:
- защиты полей от размыва и заиления, заболачивания, нарушения растительного покрова;
- наименьшего нарушения гидрологического режима водотока и природного уровня грунтовых вод;
- защиты береговых склонов от размыва, подмыва и разрушения;
- исключения загрязнения местности при строительстве.