8.20 Если водный объект имеет рыбопромысловое значение, то в проекте следует предусматривать мероприятия по защите водной фауны в соответствии с [26].
8.21 Воздействие проектируемого объекта на атмосферный воздух и на акустическую среду определяют расчетами в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.
8.22 При проектировании лесной инфраструктуры разрабатывают мероприятия, обеспечивающие соблюдение:
- предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
- нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по СанПин 2.1.7.1322.
8.23 Сохранение деревьев при строительстве и эксплуатации дороги является главным условием защиты сложившейся экологической системы.
При производстве работ запрещаются проезд и стоянка машин, работа механизмов ближе 1 м от границы кроны деревьев, не попавших в полосу расчистки. При невозможности выполнить эти требования для защиты корневой системы укладывают специальное защитное покрытие.
При повышении отметки поверхности земли у деревьев следует учитывать требования, приведенные в таблице 8.1.
Таблица 8.1
Вид деревьев | Допустимая толщина, м |
Сосна, ель, пихта | Не допускается |
Береза, липа, клен, дуб, лиственница | До 0,5 |
Ольха, ясень, тополь, ива | До 1,0 |
Для подсыпки поверхности у стволов деревьев пригодны крупнозернистый песок, гравелистые и щебеночные грунты.
Не допускаются укладка в пределах корневой системы недренирующих грунтов или слоев недренирующих материалов любой толщины, а также снятие грунта над корнями деревьев.
Разработку траншей, котлованов и выемок надо проводить не ближе 2 м от ствола взрослого дерева, причем откос выработки в зоне корневой системы должен быть закреплен от обрушения. Корни обрезают в 0,2 - 0,3 м от края откоса, и образовавшееся пространство заполняют плодородной почвой и уплотняют. Место среза ветвей и корней должно быть обработано специальным составом против заражения.
8.24 При прокладке трассы в хвойных лесах на сухих почвах следует предусматривать за границами полосы отвода противопожарные минерализованные полосы. Ширину этих полос принимают по правилам пожарной безопасности для лесов [10].
8.25 При нарушении естественной миграции животных следует предусматривать специальные проходы для животных.
8.26 На особо опасных участках дорог должны быть установлены предупредительные знаки о наличии животных и, при необходимости, ограждения. Для отпугивания животных от дороги в ночное время следует применять специальные приспособления (катафоты и т.д.).
8.27 Природоохранные мероприятия при проектировании дорог в зоне вечномерзлых грунтов осуществляют в соответствии с действующими нормативными документами.
9. Организация строительства лесных дорог
9.1. Общие положения
9.1.1 Основанием строительства лесных дорог категорий I-ЛХ и II-ЛХ является утвержденный органами региональной власти Лесной план. Заказчиком строительства в этом случае является региональный орган управления лесами.
9.1.2 Основанием строительства лесных дорог категорий I-ЛВ - IV-ЛВ в лесах, переданных в аренду, является План освоения лесов, утвержденный в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации. Заказчиком строительства в этом случае является арендатор лесного участка (лесопользователь).
9.1.3 Строительство автомобильных лесных дорог постоянного действия осуществляют в соответствии с проектной документацией, утвержденной в установленном порядке, частью которой является проект организации строительства (ПОС), а также с проектами производства работ (ППР).
9.1.4 ПОС разрабатывают в целях определения общей продолжительности строительства автомобильной дороги, эффективной технологии и последовательности выполнения строительно-монтажных и других работ, определения потребности строительства в трудовых и материально-технических ресурсах, а также источников получения дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций.
9.1.5 ППР разрабатывают на строительство автомобильной дороги в целом, на этап, годовой объем работ или на выполнение отдельных видов работ.
9.1.6 ППР разрабатывают на основе ПОС и проектной документации в целях детального моделирования процесса строительства автомобильной лесной дороги.
9.2. Строительство автомобильных лесных дорог постоянного действия
9.2.1 Строительство автомобильных дорог осуществляет генеральная подрядная организация (далее - подрядчик). При необходимости подрядчик привлекает для выполнения отдельных видов специальных работ субподрядные организации по согласованию с заказчиком.
9.2.2 Для выполнения работ привлекают субподрядчиков, имеющих допуск на выполнение соответствующих работ, выданный саморегулируемой организацией.
9.2.3 Подрядчик несет ответственность за безопасность действий на строительстве для окружающей среды и населения, а также безопасность труда в течение всего периода строительства в соответствии с действующим законодательством.
9.2.4 Заказчик (застройщик) информирует органы местного самоуправления и местные органы управления лесами о сроках начала строительства (а также о приостановке, консервации и/или прекращении строительства) и готовности автомобильной лесной дороги к вводу в эксплуатацию.
9.2.5 В целях обеспечения принципа единства правил и методов испытаний и измерений применяют стандартные или аттестованные в установленном порядке методы и средства контроля, выполняемые всеми участниками строительства, а контрольные испытания и измерения выполняют силами квалифицированного персонала.
9.2.6 Заказчик (застройщик) передает подрядчику проектную документацию, допущенную им (заказчиком) к производству работ:
- утверждаемую часть, в том числе ПОС;
- рабочую документацию на весь объект.
9.2.7 Подрядчик выполняет входной контроль переданной ему для исполнения указанной документации и передает застройщику перечень выявленных в ней недостатков, а также проверяет их устранение.
9.2.8 Заказчик (застройщик) обеспечивает вынос в натуру геодезической разбивочной основы.
9.2.9 На основе проектной документации подрядчик подготовляет схемы расположения разбиваемых в натуре осей зданий и сооружений, знаков закрепления этих осей и монтажных ориентиров.
9.2.10 Подрядчик обеспечивает доступ на территорию строительства представителям заказчика (застройщика), органов государственного контроля (надзора), авторского надзора и местного самоуправления, а также предоставляет им необходимую документацию.
9.2.11 В случаях проложения автомобильной дороги по территории, подверженной воздействию неблагоприятных природных явлений и геологических процессов (сели, лавины, оползни, обвалы и т.д.) до начала выполнения общих строительных работ выполняют первоочередные мероприятия и работы по защите территории строительства от указанных процессов.
9.2.12 Подрядчик обеспечивает мероприятия по охране окружающей среды в период строительства в соответствии с проектной документацией, нормативными и законодательными актами и ППР.
9.2.13 Временные здания и сооружения, устанавливаемые для нужд строительства, подлежат демонтажу и удалению, а территория временного отвода, занятая под указанные здания и сооружения, - рекультивации и возвращению землепользователю.
Рекультивации подлежит вся площадь временно занимаемых земель для нужд строительства (площади карьеров и резервов, мест временного размещения плодородного грунта и строительных материалов, подъездных дорог и т.д.).
9.2.14 Подрядчик обеспечивает складирование и хранение материалов и изделий в соответствии со стандартами или техническими условиями на эти материалы и изделия.
В случае выявления нарушений установленных правил складирования и хранения подрядчик их немедленно устраняет. Применение неправильно складированных и хранимых материалов и изделий осуществляют только после документированного разрешения заказчика, свидетельствующего о возможности их применения без ущерба качеству строительства.
9.2.15 Организационно-технологические решения, определяющие процесс строительства, ориентируют на максимальное сокращение неудобств, причиняемых строительными работами населению и существующему движению транспортных средств.
9.2.16 Работы, связанные с вскрытием поверхности в местах расположения действующих подземных коммуникаций и сооружений, проводят с соблюдением правил, установленных министерствами и ведомствами, эксплуатирующими данные коммуникации.
До начала указанных работ подрядчик заблаговременно вызывает на место проведения работ представителей организаций, эксплуатирующих действующие подземные коммуникации и сооружения, а при их отсутствии - представителей соответствующих организаций, согласовавших проектную документацию.
9.2.17 Подрядчик осуществляет ведение исполнительной документации в соответствии с установленными рекомендациями.
9.2.18 Приемку и ввод в эксплуатацию законченной строительством автомобильной лесной дороги (пусковых комплексов, этапов) осуществляют в установленном порядке.