СП 288.1325800.2016 Дороги лесные. Правила проектирования и строительства стр. 15

10.2.1.3 Зимник проектируют двухполосным: одна полоса для грузового, а другая - для порожнего направлений. Обе дороги, как правило, располагают в одной просеке. Полосу, предназначенную для грузового движения, устраивают снежно-ледяной, а полоса для порожнего направления может быть снегоуплотненной.
10.2.1.4 Зимние дороги устраивают двух видов: снегоуплотненные и снежно-ледяные. Снегоуплотненные дороги строят путем уплотнения снега. Уплотнять снег на полотне дороги целесообразно при толщине снегового покрова до 0,10 - 0,15 м. Если снегопад или метель продолжаются, работы по уплотнению не прекращают, так как укатка слоя снега толщиной более 0,25 м не дает требуемого эффекта. Уплотнение снега тонкими слоями рекомендуется осуществлять прицепными пневмокатками массой 10 - 15 т, пригруженными трайлерами, гладкими катками с набитыми на валец в шахматном порядке продольными рейками, пригруженными многополозными санями с трапецеидальным сечением полоза и другими устройствами. Снег слоями толщиной более 0,25 м уплотняют после предварительного рыхления и перемешивания его ребристыми металлическими катками, навешиваемыми на бульдозер вместо отвала; к указанному агрегату целесообразно прицеплять легкую гладилку или многополозные сани для частичного обжатия разрыхленного снега. Для предупреждения образования на поверхности полотна ям, выбоин, колей, ухабов, проломов и т.п. толщину тщательно уплотненного снежного покрытия ограничивают 0,20 - 0,25 м. Для существенного увеличения прочности снежного покрытия желательно по возможности поливать уплотненный снег водой из расчета 2 - 4 л на 1 м2 покрытия.
10.2.1.5 Снежно-ледяные дороги устраивают путем поливки проезжей части дороги водой. Если основание дороги покрыто слоем снега, его нужно предварительно уплотнить, так же как при строительстве снегоуплотненных дорог. Поливку дороги водой проводят через 12 - 16 ч после уплотнения снега. Для полива могут быть использованы вакуум-цистерны, монтируемые на автомобилях и оборудованные устройствами для забора и слива воды, автополивщики, поливочные машины или цистерны, устанавливаемые на тракторных санях.
Наиболее благоприятная температура воздуха для полива - от минус 5 °C до минус 18 °C. При первой поливке расход воды должен составлять 5 - 6 м3 на 100 м дороги при ширине поливаемой полосы 3,0 м (15 - 20 л на 1 м2 проезжей части дороги). При последующих поливках расход воды уменьшают в три раза. Движение по дороге разрешается начинать только после полного замерзания воды.
10.2.2 Конструкции поперечного профиля зимних дорог
10.2.2.1 Поперечный профиль зимних дорог на участках типа местности III с постоянным избыточным увлажнением.
При устройстве основания зимней дороги на участках типа местности III проводят корчевку пней, планировку поверхности, устройство насыпей и выемок.
Земляное полотно грузовой и порожняковой полос проектируют по возможности в нулевых отметках, за исключением снегозаносимых участков, на которых полотно следует проектировать в насыпях высотой не менее расчетной толщины снежного покрова, но не менее 0,6 м. На рисунке 10.8 показана конструкция поперечного профиля в насыпи из снега.
1651 × 435 пикс.     Открыть в новом окне
1 - существующий снежный покров; 2 - насыпь из уплотненного
снега; 3 - ледяное полотно
B - ширина снежного полотна, равная 5,0 м; bп - ширина
проезжей части, равная 3,5 м
Рисунок 10.8 - Поперечный профиль автозимника
в насыпи из снега
10.2.2.2 На рисунке 10.9 изображен поперечный профиль двухпутного зимника в нулевых отметках.
1652 × 425 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 10.9 - Двухпутный зимник в нулевых отметках
10.2.2.3 На рисунке 10.10 изображен поперечный профиль двухпутного зимника с устройством насыпи.
1652 × 485 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 10.10 - Поперечный профиль двухпутного зимника
с устройством насыпи
10.2.2.4 На рисунке 10.11 изображен поперечный профиль двухпутного зимника с устройством выемки.
1651 × 453 пикс.     Открыть в новом окне
h - высота порожняковой полосы
Рисунок 10.11 - Поперечный профиль двухпутного зимника
с устройством выемки
10.2.2.5 На рисунке 10.12 изображен поперечный профиль порожняковой зимней и грузовой летней дорог в одной просеке.
1654 × 435 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 10.12 - Поперечный профиль порожняковой зимней
и грузовой летней дорог в одной просеке
10.2.3 Устройство зимних дорог на болотах
10.2.3.1 Устройство зимних дорог на болотах проводят с учетом глубины болота, свойства торфа и его промерзаемости без выторфовывания.
10.2.3.2 По условиям устойчивости консистенции болота применяют классификацию болот по трем типам:
- тип I - сплошь заполненные торфом устойчивой консистенции, подстилаемые достаточно плотными минеральными грунтами;
- тип II - заполненные торфом неустойчивой консистенции, подстилаемые органическими или полуорганическими илами (сапропелями);
- тип III - заполненные жидким торфом с плавающей торфяной корой (сплавиной).
10.2.3.3 При устройстве зимних дорог на хорошо промерзающих болотах типа I при толщине торфа до 1,0 м устраивают хворостяную выстилку, которую уплотняют продольными ходами трактора (три-четыре раза). Толщина слоя хворостяной выстилки после ее уплотнения должна составлять 0,2 - 0,3 м.
10.2.3.4 На хорошо промерзающих болотах, болотах типа II при толщине торфа от 1 до 2 м укладывают продольные лаги через 0,5 м, а по ним устраивают хворостяную выстилку, которую также уплотняют. На медленно промерзающих болотах при толщине торфа более 2 м укладывают продольные лаги, а по ним устраивают сплошной настил (слань) из тонкомерных бревен.
10.2.3.5 С наступлением морозов в целях ускорения промерзания и пуска в эксплуатацию зимней дороги проводят проминку подготовленного основания, которая продолжается до образования промерзшего слоя, выдерживающего прохождение транспортной техники. Проминку осуществляют гусеничными или колесными тракторами, работающими с прицепными катками.
10.2.3.6 Поперечный профиль зимней дороги на болотах при толщине торфа до 1 м изображен на рисунке 10.13.
1654 × 585 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 10.13 - Поперечный профиль зимней дороги
на болотах при толщине торфа до 1 м
10.2.3.7 На рисунке 10.14 изображен поперечный профиль зимней дороги, проложенной по болоту с толщиной торфа от 1 до 2 м.
1649 × 657 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 10.14 - Поперечный профиль зимней дороги
на болотах при толщине торфа от 1 до 2 м
10.2.3.8 Поперечный профиль зимней дороги, проложенной на медленно промерзающих болотах типа II при толщине торфа свыше 2,0 м изображен на рисунке 10.15. В целях сокращения затрат на строительство трассу прохождения зимника, изображенного на рисунке 10.15, следует выбирать в наиболее узком месте болота.
1642 × 576 пикс.     Открыть в новом окне