СП 288.1325800.2016 Дороги лесные. Правила проектирования и строительства стр. 16

Рисунок 10.15 - Поперечный профиль зимней дороги
на болотах при толщине торфа свыше 2 м
10.2.3.9 Ширину просеки при устройстве зимних дорог устанавливают:
- при устройстве грузового и порожнякового путей в одной просеке - 14 м;
- при устройстве грузового и порожнякового путей в разных просеках: для грузового пути - 8 м, для порожнякового - 6,0 м.

10.3. Строительство и содержание временных летних лесовозных дорог

10.3.1 Строительство временных лесных дорог выполняется силами и средствами лесопользователя - арендатора лесного участка.
10.3.2 Конструкцию временных лесных дорог выбирают с учетом почвенно-грунтовых условий и рекомендаций, изложенных в 10.1 настоящего свода правил.
10.3.3 Прокладку трасс временных дорог осуществляют на основании утвержденной в установленном порядке технологической карты разработки лесосек.
10.3.4 Содержание лесных дорог заключается в систематическом уходе за дорогой в целях поддержания ее в надлежащем состоянии в течение всего периода эксплуатации для обеспечения непрерывного и безопасного движения автотранспорта с установленными скоростями и нагрузками.
10.3.5 Работы по содержанию в зависимости от сезона различаются по направленности: весенние - на ликвидацию последствий зимы и подготовку к летнему периоду; летние - на обеспечение наилучших условий для движения; осенние - на подготовку к зимнему периоду.
10.3.6 В весенний период вся система водоотвода должна быть подготовлена к отводу от земляного полотна талых, дождевых, грунтовых и других вод. Для этого ранней весной очищают от снега проезжую часть дороги, обочины, в опасных местах из придорожных канав удаляют снег, очищают искусственные сооружения и водоотводные канавы, примыкающие к ним. Очистку канав ведут по обе стороны от искусственных сооружений на расстояние, обеспечивающее безопасный выпуск воды (5 - 15 м).
10.3.7 На очистке канав, обочин и проезжей части дороги от снега следует использовать канавокопатель, грейдер или бульдозер. На трудных участках работы проводят вручную.
10.3.8 После оттаивания проезжей части дороги и обочин при необходимости с них удаляют воду посредством утюжки.
10.3.9 В период весенней распутицы проводят исключительно аварийные ремонтные работы, предотвращающие значительные разрушения элементов дороги. Исправлять деформации элементов дороги следует после окончания весенней распутицы - в конце весеннего и начале летнего периодов.
10.3.10 Заделку выбоин, ям, колей после их осушения проводят материалом (грунтом), однородным с материалом (грунтом) ремонтируемого места, или песчано-гравийной смесью. В местах засыпки грунт уплотняют и планируют вровень с поверхностью с соблюдением проектного поперечного уклона.
10.3.11 Места сплывов и разрывов откосов земляного полотна очищают и засыпают грунтом, однородным с грунтом земляного полотна, а затем планируют. В необходимых случаях места размыва укрепляют камнем, щебнем, гравийно-песчаной смесью.
10.3.12 Водоотводные канавы очищают от наносов, а места размывов досыпают, планируют и укрепляют камнем, фашинами и т.п.
10.3.13 В летний период исправляют дефекты дорожной одежды, обочин и земляного полотна, а также проводят утюжки и профилирование проезжей части гравийных дорог.
10.3.14 Уборку с дороги мусора и отходов лесозаготовок следует проводить систематически, потерянный или сброшенный лес следует убирать немедленно.
10.3.15 В осенний период до наступления заморозков покрытие дорог систематически утюжат и профилируют для получения необходимой ровности покрытия после ее замерзания. До наступления осенней распутицы должны быть выполнены все работы по ремонту систем водоотвода: удалены препятствия, мешающие стоку воды; дну канав придан уклон, необходимый для стока воды, при необходимости прорыты дополнительные канавы.
10.3.16 Для ремонта (без капитального) и содержания дорог лесотранспортную сеть подразделяют на дорожно-мастерские участки протяженностью 45 - 50 км приведенной длины. Для определения приведенной длины дорог применяют переводные коэффициенты:
1,2 - для лесных дорог категории I-ЛВ;
1,0 - для лесных дорог категории II-ЛВ;
0,8 - для лесных дорог категорий III-ЛВ, I-ЛХ, II-ЛХ;
0,7 - для летних усов;
0,5 - для зимних дорог.

10.4. Строительство и содержание зимних лесовозных дорог

10.4.1 Защита дорог от снежных заносов
10.4.1.1 Непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающих работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог.
10.4.1.2 Оперативное руководство работами по зимнему содержанию дорог осуществляется владельцами дорог на основе данных гидрометеослужбы и фактического состояния поверхности дороги.
10.4.1.3 Заносимые места на дороге устанавливают на основании данных диагностики ее транспортно-эксплуатационного состояния и наблюдений. При этом определяют причины образования снежных заносов и разрабатывают мероприятия по устранению или уменьшению заносимости, приоритетность которых представлена в таблице 10.2.
Таблица 10.2
Очередность проведения мероприятий
Категория снегозаносимости участков
Краткая характеристика параметров
Первая очередьСильнозаносимыеНераскрытые выемки, снегоемкость подветренного откоса которых меньше суммарного объема снега, приносимого метелями и выпадающего при снегопадах. Все выемки на кривых
Вторая очередьСреднезаносимыеПолувыемки-полунасыпи. Раскрытые выемки. Нулевые места и насыпи высотой менее высоты снежного покрова
Третья очередьСлабозаносимыеПересечения в одном уровне. Насыпи с ограждениями безопасности. Насыпи, имеющие высоту, равную высоте снежного покрова
Четвертая очередьНезаносимыеНасыпи высотой более высоты снежного покрова
10.4.1.4 Защиту дорог от снежных заносов осуществляют снегозащитными средствами, размещаемыми на прилегающих к дороге землях с наветренной стороны от заносимого участка. Снегозащитные средства размещают на постоянной или временной основе (на период зимней эксплуатации). В качестве средств защиты от снежных заносов на лесных дорогах применяют переносные щиты и снежные траншеи (валы).
10.4.1.5 Переносные щиты размещают на расстоянии не ближе 30 м от бровки земляного полотна в один - три ряда. При установке в один ряд линия защиты высотой 1,5 м рассчитана на объем снегоприноса до 70 м3/м, а высотой 2,0 м - на объем до 90 м3/м без перестановки. При многократной перестановке щитов на вершину снежного вала снегоемкость защиты из планочных щитов возрастает в два и более раз.
10.4.1.6 Снежные траншеи и валы из снега могут применяться при толщине снежного покрова более 0,2 м как в качестве самостоятельного средства защиты так и в качестве усиления других средств снегозащиты. Допускается устройство не менее трех траншей, прокладываемых параллельно на расстоянии 30 м от бровки земляного полотна или линии защиты, эффективность действия которой следует увеличить. Расстояние между отдельными траншеями должно составлять 8 - 15 м.
Так как снегоемкость одной траншеи составляет 2 - 3 м3/м, то для обеспечения эффективности снегозадержания необходимо регулярное их возобновление.
10.4.2 Очистка автомобильных лесных дорог от снега и борьба с зимней скользкостью
10.4.2.1 Очистку автомобильных дорог от снега и снежных заносов проводят всеми имеющимися в распоряжении владельца дороги снегоочистительными средствами - бульдозерами, плужными и плужно-щеточными снегоочистителями на колесной и гусеничной базе, автогрейдерами, прицепными самодельными угольниками.
10.4.2.2 Очистку дорог проводят во время или после снегопада, как правило, в ночное время, чтобы не затруднять работу лесовозного транспорта, доставку рабочих к месту работы и технических грузов.
10.4.2.3 Мероприятия по предотвращению и ликвидации зимней скользкости включают в себя:
- повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак);
- профилактическую обработку проезжей части противогололедными химическими веществами;
- обработку образовавшегося ледяного или снежно-ледяного слоя противогололедными химическими веществами.
Обработку проезжей части химическими веществами следует проводить только на дорогах с твердым покрытием в случаях отсутствия фрикционных материалов.
10.4.2.4 В целях предупреждения образования снежно-ледяных отложений распределение противогололедных химических материалов проводят или превентивно (основываясь на метеопрогнозе), или непосредственно с момента начала снегопада (для предупреждения образования снежного наката).
Распределение противогололедных химических материалов во время снегопада позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада образовавшуюся на дороге снежную массу удаляют последовательными проходами снегоочистителей.
10.4.2.5 При отсутствии чистых химических материалов применяют пескосоляную смесь. Ее следует готовить путем смешения песка с кристаллической солью (чаще всего NaCl) в отношении от 90:10 до 80:20 (по массе песка и чистой соли соответственно).
Распределение пескосоляной смеси следует проводить в количестве 350 г/м2 и 175 г/м2 при соотношении компонентов песка и соли 90:10 и 80:20.