- выдерживать эксплуатационные нагрузки;
- быть устойчивыми и прочными в заданные сроки службы;
- сооружаться с применением местных дорожно-строительных материалов.
17.4 Временные дороги должны иметь следующие минимальные технические параметры:
- ширина проезжей части однополосных дорог принимается не менее 4,5 м, при движении в двух направлениях - 6 м;
- при использовании тяжелых машин грузоподъемностью 25-30 т и более ширина проезжей части дороги увеличивается до 9 м;
- основания следует устраивать шире покрытия на 0,2-0,3 м с каждой стороны или на ширину укрепленных полос.
17.5 Используемые дороги по допустимой нагрузке должны соответствовать полной массе применяемых транспортных средств.
17.6 Повороты в плане и продольный профиль дорог должны обеспечивать провоз по ним длинномерных и пространственных конструкций, негабаритного оборудования.
17.7 Максимальные удельные давления на грунт не должны превышать несущую способность временных дорог.
17.8 При расчете конструкции временных дорог учитываются следующие нормативные нагрузки:
- колесная;
- осевая;
- гусеничная.
Если несущая способность грунта выше, чем давление от массы насыпи и транспортной нагрузки, отсыпка насыпи ведется непосредственно на материковый грунт. Если же несущая способность ниже, чем давление указанной массы и транспортной нагрузки, то устраивают искусственное основание.
17.9 Конструкция дорожной одежды временных дорог должна назначаться из расчета обеспечения проезда в течение всего срока службы дороги при допущении образования колеи и других деформаций, не препятствующих нормальному режиму движения.
17.10 Выбор конструкции лежневых дорог и конструкции с использованием геотекстильных материалов и покрытий переходного и облегченного типов производится в проектной документации.
При значительных объемах перевозок в сложных грунтово-гидрологических условиях допускается устраивать временные дороги с применением сборно-разборных покрытий, с учетом возможности их повторного использования.
17.11 Не допускаются для сооружения насыпей следующие грунты:
- глинистые избыточно засоленные;
- глинистые с влажностью, превышающей допустимую;
- торф, ил, мелкий песок и глинистые грунты с примесью ила и органических веществ;
- верхний почвенный слой, содержащий в большом количестве корни растений, - для насыпей высотой до 1 м;
- тальковые, грунты и трепелы - для насыпей на мокром основании;
- грунты, содержащие гипс в количествах, превышающих пределы, установленные для II-IV дорожно-климатических зон, - для насыпей на участках со следующими основаниями: с сухими и сырыми - 40%, мокрыми - 30% по массе.
Для сооружения насыпей в условиях вечной мерзлоты должны максимально применяться скальные или песчаные грунты.
При облегченном и переходном типах дорожной одежды наименьший коэффициент уплотнения грунтов составляет 0,95-0,98.
17.12 На болотах и обводненных участках для предохранения дорожной полосы от размывов и разрушений и обеспечения устойчивости земляного полотна в процессе эксплуатации до начала сооружения временных дорог необходимо устраивать водоотводные сооружения.
Конструкции водоотводных сооружений зависят от конкретных гидрогеологических условий, их размеры назначают на основании гидравлических расчетов. При переходе дорог через болотистые участки предусматривают водоотводные канавы, которые размещают на расстоянии 3-4 м от кромки проезжей части дороги. Крутизну откосов канав в торфах с ненарушенной структурой следует принимать 1:1, а глубину канав и ширину их по дну - не менее 0,8 м. Продольный уклон канав должен быть не менее 0,1%.
17.13 Минимальную высоту насыпей следует устанавливать по условиям незаносимости снегом, а также предохранения от перелива воды на участках подтопления. При проектировании вновь строящихся или реконструируемых дорог следует предусматривать меры по обеспечению снегонезаносимости дорог. К ним относятся:
- проектирование продольного профиля со снегонезаносимыми насыпями с рабочими отметками больше руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости;
- проектирование поперечных профилей выемок, позволяющих уменьшить или замедлить их снегозаносимость;
- проектирование обоснованной снегозащиты.
Исходными для расчета объемов снегоприноса к дороге являются данные наблюдений на Государственной сети метеостанций:
- дата прохождения метели;
- продолжительность метели;
- скорость и направление ветра, вид метели;
- температура воздуха при прохождении метели.
Руководящая рабочая отметка по условию снегонезаносимости Hp, м, определяется по формуле
, (32)
где hs - расчетная высота снежного покрова в конкретной местности, принимаемая с расчетной вероятностью превышения 5%, м;
∆h - возвышение бровки земляного полотна над расчетной высотой снежного покрова, обеспечивающее сдувание снега с полотна, м.
При отсутствии указанных данных допускается упрощенное определение hs с использованием метеорологических справочников. ∆h принимается для дорог V технической категории равным 0,4 м, IV категории - 0,5 м, III категории - 0,6 м, II категории - 0,7 м, I категории - 1,2 м. Насыпи, не соответствующие приведенному условию, заносятся снегом при метелях и должны ограждаться снегозащитой.
17.14 Переезд автотранспортной и гусеничной техники через действующий трубопровод и другие коммуникации допускается только в специально оборудованных местах - переездах. Места расположения и конструкции переезда определяются в проектной документации.
Для устройства переезда через трубопровод следует выбирать сухие участки трассы, на которых трубопровод имеет проектное заглубление и нет поворотов в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Высота насыпи из минерального грунта над верхней образующей трубопровода должна быть не менее 1,5 м.
Грунт насыпи послойно трамбуют и уплотняют проходами гусеничной техники. Непосредственно над трубопроводом и на расстоянии до 2 м в обе стороны от него грунт утрамбовывают вручную.
Сверху насыпи устраивается покрытие, позволяющее распределить нагрузку от проезжающих транспортных средств. В качестве покрытия используются: железобетонные плиты, мобильные дорожные покрытия, бревенчатый настил. Поперечный стык между плитами покрытия временного переезда не должен располагаться над коммуникацией.
Сооружение переездов через действующие трубопроводы должно производиться в присутствии ответственного представителя организации, эксплуатирующей трубопровод.