16.2.1 При проектировании причальных сооружений следует предусматривать мероприятия, способствующие повышению их сейсмостойкости. Для гравитационных сооружений необходимо предусматривать устройства, препятствующие сдвигу сооружения по основанию ("зуб", упор и т.д.).
В сооружениях массивовой кладки следует использовать фасонные в поперечном сечении сооружения блоки или монолитную железобетонную обвязочную балку (шпонку) в верхнем курсе массивов.
В сооружениях эстакадного типа рекомендуется предусматривать пластические поглотители энергии колебаний (устройства типа диагональных связей между сваями эстакады), гасители колебаний или сейсмоизоляцию плиты верхнего строения.
16.2.2 Для засыпки за стенку рекомендуется применять однородный песчано-гравийный грунт или камень. Не рекомендуется устройство засыпок путем намыва. Следует предусматривать послойную засыпку грунта за стенку при обязательном уплотнении каждого отсыпанного слоя.
16.2.3 При замене слабого грунта в основании больверка необходимо, чтобы грунт замены укладывался на плотные подстилающие или закрепленные грунты.
16.2.4 В заанкеренных подпорных стенках в целях повышения сейсмостойкости анкерной плиты (анкерной стенки) перед ее лицевой гранью рекомендуется устраивать плотное грунтовое ядро из крупнообломочных или песчаных грунтов.
16.2.5 Конструкции сопряжения анкерных тяг с сооружениями и анкерными опорами должны исключать возникновение изгибающих моментов в анкерах. Крепления концов анкерных тяг следует выполнять шарнирными.
16.2.6 В пределах секции сооружения длина тяг и марка стали должны быть идентичны.
При возведении сооружения рекомендуется обеспечить одинаковое предварительное напряжение анкерных тяг.
На анкерных тягах рекомендуется постановка специальных элементов, предназначенных для выравнивания усилий в анкерах в процессе эксплуатации сооружения.
16.2.7 Сборные элементы верхнего строения и балочные элементы крановых путей должны иметь жесткие соединения, исключающие возможность сдвига в любом направлении. Узлы соединения следует тщательно омоноличивать (рисунок 16.2).
16.2.8 Во избежание увеличения сейсмических нагрузок на сооружения рекомендуется располагать склады, производственные корпуса и другие объекты порта в тыловой части причала на расстоянии не менее 2,5Н, где H - высота причала.
16.2.9 Крановые пути за стенками рекомендуется устраивать на свайных фундаментах с передачей нагрузок на глубинные слои основания.
647 × 286 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 16.2 – Омоноличивание сборных плит покрытия
16.2.10 Антисейсмические швы в протяженных сооружениях целесообразно совмещать с температурно-осадочными швами. Ширину антисейсмических швов в сооружениях эстакадного типа следует назначать по результатам расчета и принимать не менее 40 мм.
Антисейсмические швы в плитах покрытий верхнего строения следует закрывать компенсаторами или нательниками из оцинкованной стали, алюминия или пластмассы, не препятствующих их взаимному перемещению.
Швы между секциями заполняются упругими прокладками, не препятствующими горизонтальным смещениям секций. В качестве прокладок следует применять ленты из пенопласта, губчатой резины и других упругих материалов.
Целесообразность соединения секций эстакад между собой специальными связями, препятствующими относительному сдвигу секций в направлении, перпендикулярном продольной оси сооружения, устанавливают по результатам сопоставления расчетов на основные сочетания нагрузок с учетом сил навала судов и на особое сочетание нагрузок с учетом сейсмических сил. При этом конструкция связей должна исключать возможность их хрупкого разрушения при сейсмических колебаниях.
Рекомендуемая конструкция связей между секциями показана на рисунке 16.3.
16.2.11 В конструкциях свайных набережных и оторочек эстакада и тыловое сопряжение должны соединяться между собой свободно опертыми и скользящими по одной из опор перекидными плитами, обеспечивающими раздельную работу эстакады и тылового сопряжения.
16.2.12 В качестве опор сооружений эстакадного типа рекомендуется применять сваи из стальных труб. При проектировании предварительно напряженных железобетонных свай-оболочек и ригелей необходимо, чтобы предельный изгибающий момент из условия прочности превышал не менее чем на 25% изгибающий момент из условия трещиностойкости.
635 × 286 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 16.3 – Конструкция связи между секциями причала
16.2.13 Сваи необходимо погружать до глубины залегания грунтов, структура которых не нарушается при сейсмическом воздействии.
16.2.14 Верхние концы свай должны быть жестко заделаны в ригель при ригельной конструкции верхнего строения и в плиту при плитной конструкции.
Для придания большей жесткости омоноличивания стыкам ригелей со сваями необходимо применять безусадочный цемент, предусматривать мероприятия, препятствующие усадке бетона омоноличивания.
Узлы соединения железобетонных ригелей с железобетонными сваями-оболочками должны быть усилены применением сборных сеток, спиралей или замкнутых хомутов с учетом знакопеременных нагрузок.
16.2.15 Горизонтальную жесткость сооружений эстакадного типа в поперечном и продольном направлениях, при необходимости, следует увеличивать применением наклонных свай либо введением диагональных связей.
17 Строительство причальных сооружений
17.1 Общие положения
17.1.1 Строительство причальных сооружений должно выполняться профильными строительно-монтажными организациями.
К работам по монтажу оборудования, устройству различных коммуникаций, укладке железнодорожных путей, электромонтажных работ, телефонизации и т.п. должны привлекаться на условиях субподряда профильные организации.
17.1.2 Строительство должно осуществляться индустриальными поточными методами с применением утвержденных типовых проектов и преимущественным использованием комплектно поставляемых конструкций, изделий, материалов и оборудования. Следует по возможности совмещать отдельные виды работ. При составлении графика строительства надлежит учитывать фактическое число рабочих дней в году при работе как на защищенной акватории, так и у открытых берегов, продолжительность ледостава, приливов и отливов в море и паводков на реках, интенсивность волнения и силу ветра, при которых допускается производить отдельные виды работ.
17.1.3 При производстве работ следует выполнять требования по технике безопасности, в том числе ведомственные правила техники безопасности и производственной санитарии, пожаровзрывобезопасности при производстве строительных работ, правила эксплуатации судов технического флота и обязательные постановления капитана порта.
17.1.4 Материалы и конструкции должны по возможности доставляться без перегрузок к складам на строительную площадку и зоне действия подъемно-транспортного оборудования.
17.1.5 Железобетонные элементы следует изготовлять на предприятиях или полигонах железобетонных конструкций. Изготовление на месте строительства допускается только для нетранспортабельных элементов (массивы, уголковые контрфорсные стенки и т.п.) или когда условия транспортирования затруднены.
17.1.6 В проектах организации строительства (ПОС) и проектах производства работ (ППР) должны предусматриваться мероприятия по предупреждению загрязнения атмосферы, почвы и воды на строительной площадке и прилегающих к ней территориях и акваториях пылью, газами, производственными отходами и сточными водами. Должны также приниматься меры к ограничению уровня шума и вибрации от работы строительных механизмов.
17.2 Подготовительные работы
17.2.1 До начала основных работ на строительстве должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
- создание заказчиком опорной геодезической сети (высотные реперы, главные оси сооружений, опорная строительная сетка, красные линии);
- закрепление в натуре границ строительной площадки, установление межевых знаков, которые также осуществляются заказчиком своими средствами за свой счет;
- освоение строительной площадки - расчистка территории строительства, снос неиспользуемых в процессе работ строений и другие работы;
- создание складского хозяйства, мастерских и подсобных производств, обслуживающих строительное производство;
- устройство или монтаж временных жилых и производственных сооружений, а также возведение полностью или частично постоянных объектов порта (предприятия), предусмотренных к использованию для нужд строительства (например, энергосеть, водопровод, дороги, жилые здания и т.д.);
- инженерная подготовка строительной площадки - первоочередные работы по планировке территории, обеспечивающей организацию временных стоков поверхностных вод, перенос существующих подземных и надземных сетей, устройство постоянных или временных подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог, постройка причалов и в отдельных случаях судоходных трасс, устройство временных или постоянных источников и сетей водоснабжения и энергоснабжения, устройство телефонной и радиосвязи;
- организация и постройка полигона по изготовлению железобетонных и бетонных конструкций.
17.2.2 При размещении складов необходимо соблюдать следующие условия:
- сооружать склады на площадках, не подлежащих застройке в течение периода их эксплуатации и не затопляемых паводковыми водами;
- склады сборных конструкций и изделий следует располагать в зоне действия монтажных кранов или соответствующего подъемно-транспортного оборудования.