Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 апреля 2017 г. N 377н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за с стр. 8

80. В акте проверки отражаются установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия представленных работодателем в соответствии с пунктом 64 Административного регламента документов и сведений, или представленных в соответствии с пунктом 65 Административного регламента организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, документов и сведений, а также осуществляемых ими деятельности, выполняемых работ, либо оказываемых услуг требованиям законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда. В акте проверки также указываются подробные сведения о фактах выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, неповиновения требованиям должностного лица территориального органа Службы, а также воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей (при наличии указанных фактов).
В случае устранения работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, выявленных в ходе плановой документарной или выездной проверки нарушений об этом делается запись в акте проверки.
81. В соответствии с положениями части 3 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ к акту проверки прилагаются следующие связанные с результатами плановой проверки документы или их копии:
а) протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
б) объяснения работников работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
в) предписания об устранении выявленных нарушений;
г) иные, связанные с результатами плановой проверки документы или их копии.
При наличии оснований для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, виновных в выявленных в ходе плановой документарной или выездной проверки нарушениях требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, протоколы об административных правонарушениях прилагаются к актам проверок только в тех случаях, когда в соответствии с требованиями КоАП дело об административном правонарушении могло быть рассмотрено в установленные для проведения плановой проверки сроки.
В случаях, когда дело об административном правонарушении не могло быть рассмотрено в установленные для проведения плановой документарной или выездной проверки сроки, дело об административном правонарушении возбуждается и рассматривается по завершении проведения указанной проверки и подписания акта проверки.
82. Акт проверки оформляется должностным лицом территориального органа Службы непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается представителям проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя или представителей проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, а также в случае отказа проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорном деле территориального органа Службы.
В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения исполнения государственной функции, и вручается представителям проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорном деле территориального органа Службы.
В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ непредставление акта проверки, в том числе непредставление акта проверки в указанные в данном пункте Административного регламента сроки, отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.
83. Работодатель или его представитель, руководитель организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представитель имеют право указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами документарной или выездной проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц территориального органа Службы, проводивших данную проверку.
84. При проведении плановой документарной или выездной проверки должностное лицо территориального органа Службы обязано разъяснить представителям работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в отношении которых проводилась данная проверка, их право в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами и выводами либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в территориальный орган Службы в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом работодатель или организация, осуществляющая проведение специальной оценки условий труда, вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные печатью (при наличии) и подписью руководителя копии, либо в согласованный срок передать их в территориальный орган Службы.
Возражения работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в течение десяти рабочих дней рассматриваются руководителем территориального органа Службы (его заместителем), по результатам рассмотрения выносится письменное решение.
Решение по возражениям работодателей или организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, на содержание акта проверки и (или) предписания, выданного по результатам плановой проверки, доводится до их сведения в течение трех рабочих дней после его вынесения.
Внесение работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в отношении которых проводилась плановая проверка, возражений на содержание акта проверки и (или) предписания не ограничивает права проверенного работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, на обжалование действий и решений проводивших плановую проверку должностных лиц территориальных органов Службы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Административным регламентом.
85. По завершении плановой документарной или выездной проверки должностными лицами территориального органа Службы осуществляется запись в журнале учета проверок работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в отношении которых проводилась указанная плановая проверка (при наличии журнала у работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда), с указанием сведений о наименовании территориального органа Службы, датах начала и окончания проведения плановой документарной или выездной проверки, точном времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете данной проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и наименования должностей должностных лиц территориального органа Службы, проводивших проверку, и их личными подписями.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись. При несоответствии формы журнала учета проверок установленным приказом Минэкономразвития России N 141 требованиям запись об этом вносится в акт проверки с указанием того, в чем именно выражается нарушение требований к оформлению журнала.
86. В случае если в ходе проведения плановой документарной проверки было принято решение о ее прекращении и проведении плановой выездной проверки данного работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, акт проверки оформляется по завершении плановой выездной проверки.

Административная процедура по организации и проведению внеплановых проверок соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда

87. Предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства о специальной оценки условий труда, выполнение предписаний должностных лиц Службы или ее территориальных органов, в том числе в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда.
Внеплановые проверки также проводятся в целях всестороннего и полного рассмотрения заявлений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, связанными с невыполнением ими требований законодательства о специальной оценке условий труда, проверки иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых возникла или может возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также необходимость проверки полноты и качества мер, принятых работодателями или организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, по выполнению предписаний об устранении ранее выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.
88. В соответствии с требованиями части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основаниями для проведения должностными лицами Службы и ее территориальных органов внеплановой проверки являются:
а) истечение срока исполнения работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;
б) поступление в Службу или ее территориальные органы обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, работодателей или организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, профессиональных союзов, объединений работодателей (далее - заявители), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с работодателями или организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, при осуществлении государственной функции параметров деятельности работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора)*(3);
в) приказ руководителя (заместителя руководителя) Службы или распоряжение руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы, изданные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
89. Основанием для начала административной процедуры по организации и проведению внеплановой проверки, является поступление в течение двух рабочих дней с даты регистрации к должностному лицу Службы или территориального органа Службы информации, в том числе обращений, перечисленных в пункте 88 Административного регламента.
Должностное лицо Службы или ее территориального органа в течение одного рабочего дня составляет распоряжение (приказ) о проведении внеплановой проверки соблюдения работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, которые указаны в перечисленных в пункте 88 Административного регламента информации и обращениях, в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141, и направляет его на подпись руководителю (заместителю руководителя) Службы или ее территориального органа.
90. В течение одного рабочего дня руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы подписывает приказ (распоряжение) о проведении внеплановой проверки, которые являются основанием для начала внеплановой проверки, с предоставлением утвержденной копии должностному лицу Службы или ее территориального органа.
91. Внеплановая проверка может проводиться в форме выездной проверки или документарной проверки, проводимой в порядке, установленном пунктами 63 - 73 Административного регламента.
Форма проведения внеплановой проверки определяется руководителем Службы или его территориального органа (их заместителями) и указывается в распоряжении (приказе) о проведении внеплановой проверки.
92. Внеплановая проверка может проводиться только должностными лицами Службы или ее территориального органа, указанными в приказе (распоряжении) о проведении внеплановой проверки.
При необходимости проведения в ходе исполнения государственной функции экспертиз, исследований, испытаний, измерений должностные лица Службы и ее территориальных органов вправе привлекать к их проведению экспертов и экспертные организации, аккредитованных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 29, ст. 4142).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ привлечение к исполнению государственной функции неаккредитованных экспертных организаций или экспертов отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.
93. Работодатель или организация, осуществляющая проведение специальной оценки условий труда, в отношении которых проводится внеплановая проверка, уведомляются о ее проведении должностным лицом Службы или ее территориального органа не менее чем за двадцать четыре часа до ее начала любым доступным способом (факсимильной связью, телефонограммой, телеграммой, нарочным), в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, при условии, что такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в Службу или ее территориальный орган, если основанием для внеплановой проверки являются:
а) истечение срока исполнения работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;
б) приказ Службы, распоряжение (приказ) руководителя (заместителя руководителя) Службы или ее территориального органа о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
94. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение внеплановой проверки без уведомления о ее проведении в предусмотренных пунктом 93 Административного регламента случаях проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, отнесено к грубым нарушениям требований законодательства Российской Федерации.
95. В соответствии с частью 8 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ в целях согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки в день подписания распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки должностные лица Службы или ее территориальных органов направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки (далее - заявление), оформленное в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.
Заявление подписывается руководителем Службы или ее территориального органа (их заместителями).
К заявлению прилагаются копия приказа (распоряжения) о проведении внеплановой проверки и документы, содержащие сведения, послужившие основанием ее проведения.
96. В случае получения отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки должностное лицо Службы или ее территориального органа обязано:
а) принять необходимые меры по устранению причин отказа в согласовании проведения указанной проверки, если они связаны с отсутствием приложенных необходимых документов, нарушением при оформлении распоряжения (приказа) о проведении внеплановой выездной проверки, и повторно направить в соответствующий орган прокуратуры заявление о согласовании проверки;
б) продолжить внеплановую проверку в документарной форме, если отказ органа прокуратуры обоснован отсутствием предусмотренного законодательством Российской Федерации основания для проведения внеплановой выездной проверки.
97. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение внеплановой выездной проверки, основания для проведения которой соответствуют подпункту "б" пункта 88 Административного регламента, без согласования ее проведения с органами прокуратуры отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.