47. Учет общепроизводственных расходов организуется по статьям расходов, объединяющих однородные по назначению виды затрат.
48. Субъекты регулирования в учетной политике определяют виды расходов, которые учитываются как общепроизводственные и общехозяйственные и административно-управленческие, исходя из организационной структуры и распределения функциональных обязанностей подразделений.
49. Бюджетные учреждения ведут учет расходов раздельно по источникам финансирования: бюджетной деятельности и деятельности, приносящей доход, в соответствии с приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
50. Бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4209, N 46, ст. 5918, N 49, ст. 6409; 2011, N 7, ст. 900, N 30, (ч. 1), ст. 4587, N 49 (ч. 1), ст. 7039, N 50, ст. 7344; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, N 14, ст. 1652, N 19, ст. 2331, N 52 (ч. 1), ст. 6961, 6983; 2014, N 19, ст. 2304, N 40 (ч. 2), ст. 5314; 2015, N 1(ч. 1), ст. 65) органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ "Бюджетный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 1999, N 28, ст. 3492; 2000, N 1 (ч. 1), ст. 10, N 32, ст. 3339; 2001, N 1 (ч. 1), ст. 2, N 33 (ч. 1), ст. 3429, N 53, ст. 5030; 2002, N 22, ст. 2026, N 28, ст. 2790, N 30, ст. 3021, 3027; N 52 (ч. 1), ст. 5132; 2003, N 28, ст. 2886, 2892, N 46 (ч. 1), ст. 4443, 4444, N 50, ст. 4844, N 52 (ч. 1), ст. 5036, 5038; 2004, N 27, ст. 2803, N 34, ст. 3526, 3535, N 52 (ч. 2), ст. 5277, 5278; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 8, 21, N 19, ст. 1756, N 27, ст. 2717, N 42, ст. 4214, N 52 (ч. 1), ст. 5572, 5589, N 52 (ч. 2), ст. 5602; 2006, N 1, ст. 8, 9, N 2, ст. 171, N 6, ст. 636, N 43, ст. 4412, N 45, ст. 4627, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. 1), ст. 5503, 5504; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 28, N 17, ст. 1929, N 18, ст. 2117, N 31, ст. 4009, N 45, ст. 5424, N 46, ст. 5553, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 1), ст. 3597, N 30 (ч. 2), ст. 3617, N 44, ст. 4981, N 48, ст. 5500, N 49, ст. 5723, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 18, N 7, ст. 785, N 15, ст. 1780, N 27, ст. 2803, 3383; N 29, ст. 3582, 3618, 3629, N 30, ст. 3739, N 39, ст. 4532, N 48, ст. 5711, 5733; N 51, ст. 6151, N 52 (ч. 1), ст. 6450; 2010, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2291, 2293, N 21, ст. 2524, N 31, ст. 4185, 4192, 4198, N 40, ст. 4969, 4971, N 46, ст. 5918, N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 14, N 15, ст. 2040, N 27, ст. 3873, N 41 (ч. 1), ст. 5635, N 48, ст. 6728, N 49, (ч. 1), ст. 7030, 7039, N 49 (ч. 5), ст. 7056; 2012, N 26, ст. 3447, N 31, ст. 4316, 4317, 4334, N 47, ст. 6400, N 50 (ч. 5), ст. 6967, N 53 (ч. 1), ст. 7593; 2013, N 19, ст. 2331, N 27, ст. 3473, 3480, N 30 (ч. 1), ст. 4083, N 31, ст. 4191, N 44, ст. 5633, N 52, ст. 6983; 2014, N 6, ст. .552, N 11, ст. 1090, N 26 (ч. 1), ст. 3389, N 30 (ч. 1), ст. 4215, 4250, 4267, N 40 (ч. 2), ст. 5314, N 43, ст. 5795, N 48, ст. 6655, 6656, 6664, N 52 (ч. 1), ст. 7561; 2015, N 10, ст. 1393, 1395, N 29 (ч. 1), ст. 4343, N 40, ст. 5468) расходы по регулируемым услугам осуществляются за счет получаемых доходов. Начисления расходов по этим услугам в бухгалтерском учете должны отражаться на счетах учета исполнения утвержденной сметы (плана) по деятельности, приносящей доход (за исключением амортизации основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств).
51. Бюджетные учреждения учитывают расходы по статьям затрат кодов классификации операций сектора государственного управления, предусмотренных при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности и при формировании отчета о финансовых результатах деятельности бюджетных учреждений.
Расходы учитываются по следующим статьям затрат:
оплата труда;
отчисления на социальные нужды;
приобретение услуг, в том числе услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, арендной платы за пользование имуществом, услуг по содержанию имущества;
оплата прочих работ, услуг;
расходы материальных запасов, в том числе топливо;
прочие расходы.
Состав расходов, отражаемых по каждой статье затрат, определяется в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (по заключению Минюста России от 2 августа 2013 г. N 01/69992-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается) с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 6 декабря 2013 г. N 121н (по заключению Минюста России от 5 февраля 2014 г. N 01/8616-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 20 февраля 2014 г. N 11н (по заключению Минюста России от 27 марта 2014 г. N 01/26058-ЕБ в государственной регистрации не нуждается), от 14 мая 2014 г. N 34н (по заключению Минюста России от 6 июня 2014 г. N 01/49827-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 26 мая 2014 г. N 38н (по заключению Минюста России от 17 июня 2014 г. N 01/52726-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 11 июня 2014 г. N 47н (по заключению Минюста России от 7 июля 2014 г. N 01/59405-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 30 июля 2014 г. N 67н (по заключению Минюста России от 18 августа 2014 г. N 01/73695-АС в государственной регистрации не нуждается), от 29 августа 2014 г. N 88н (по заключению Минюста России от 15 сентября 2014 г. N 01/82907-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 26 сентября 2014 г. N 109н (по заключению Минюста России от 15 октября 2014 г. N 01/93196-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 21 ноября 2014 г. N 134н (по заключению Минюста России от 5 декабря 2014 г. N 01/112455-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 16 декабря 2014 г. N 150н (по заключению Минюста России от 29 декабря 2014 г. N 01/123 069-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 29 декабря 2014 г. N 176н (по заключению Минюста России от 21 января 2015 г. N 01/4413-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 12 марта 2015 г. N 36н (по заключению Минюста России от 1 апреля 2015 г. N 01/36232-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 17 апреля 2015 г. N 66н (по заключению Минюста России от 6 мая 2015 г. N 01/51909-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 2 июня 2015 г. N 86н (по заключению Минюста России от 11 июня 2015 г. N 01/66975-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 8 июня 2015 г. N 90н (по заключению Минюста России от 1 июля 2015 г. N 01/75631-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), от 21 июля 2015 г. N 114н (по заключению Минюста России от 14 августа 2015 г. N 01/95503-ДА в государственной регистрации не нуждается).
52. Определение полной себестоимости по видам регулируемых услуг производится поэтапно.
На первом этапе расходы вспомогательных подразделений и общепроизводственные расходы распределяются на объекты МВЗ основного производства.
На втором этапе расходы, сформированные по МВЗ основного производства, включая распределенные на эти МВЗ расходы вспомогательных подразделений и общепроизводственные расходы, относятся на соответствующие виды регулируемых услуг. По результатам первых двух этапов формируется производственная себестоимость по видам регулируемых услуг.
На третьем этапе определяется полная себестоимость каждой регулируемой услуги, включая общехозяйственные расходы.
Расходы по МВЗ основного производства формируют прямые расходы, включаемые в себестоимость регулируемых услуг по элементам (статьям) затрат. Расходы вспомогательных подразделений, общепроизводственные и общехозяйственные расходы формируют косвенные расходы, которые распределяются на себестоимость регулируемых услуг и нерегулируемую деятельность без деления по элементам затрат.
53. Расходы вспомогательных подразделений и общепроизводственные расходы распределяются по МВЗ основного производства в соответствии с учетной политикой, установленной субъектом регулирования. Для каждого вспомогательного подразделения и каждой статьи общепроизводственных расходов субъектом регулирования определяются:
МВЗ, на которые распределяются расходы данного вспомогательного подразделения и статьи общепроизводственных расходов;
база, пропорционально которой производится распределение.
Расходы вспомогательных подразделений, где учет затрат ведется по заказам, открытым на каждую работу (ремонтные, строительные), относятся на соответствующие подразделения и объекты основного и вспомогательного производства или на общехозяйственные расходы в размере стоимости выполненных заказов. Расходы по платным работам вспомогательных подразделений, выполненным для сторонних организаций, к распределению не принимаются, а относятся на себестоимость реализованных услуг вспомогательного производства в размере фактических или сметных затрат.
Рекомендуемые базы распределения расходов вспомогательных подразделений и общепроизводственных расходов приведены в приложении N 3 к Порядку.
Рекомендуемые базы распределения расходов вспомогательных подразделений и общепроизводственных расходов субъектов естественных монополий в речных портах носят примерный характер и могут отличаться, исходя из специфики деятельности субъектов естественных монополий.
54. Производственная себестоимость по каждому виду регулируемых услуг определяется путем суммирования всех расходов, сформированных по объектам учета МВЗ основного производства, участвующим в оказании соответствующей регулируемой услуги. Суммирование производится раздельно по каждому экономическому элементу (статье) прямых затрат и по косвенным расходам, распределенным на объекты учета МВЗ основного производства.
В зависимости от участия МВЗ (структурного подразделения, производственного объекта основного производства) в процессах оказания регулируемых услуг расходы по МВЗ могут:
полностью относиться на расходы по определенной регулируемой услуге;
распределяться по нескольким регулируемым услугам;
распределяться на регулируемую и нерегулируемую услугу.
Способ включения затрат, сформированных по каждому МВЗ, в себестоимость регулируемых услуг устанавливается учетной политикой субъекта регулирования.
Рекомендуемые базы распределения расходов отдельных подразделений и объектов основного производства по видам регулируемых услуг приведены в приложении N 4 к Порядку.
Рекомендуемые базы распределения расходов отдельных подразделений и объектов основного производства по видам регулируемых услуг носят примерный характер и могут отличаться, исходя из специфики деятельности субъекта естественных монополий.
55. Услуги по погрузке и выгрузке грузов, хранению грузов, КОФ могут осуществляться речными портами и/или их филиалами как для сторонних организаций с оплатой по ценам (тарифам, сборам), установленным органами регулирования*(11) для перечисленных видов услуг, так и в процессе оказания других видов услуг.
В целях обеспечения сопоставимости расходов с доходами, полученными от оказания регулируемых услуг, распределение производственных расходов при раздельном учете производится в следующем порядке:
1) перегрузочная техника, причалы, портовая механизация, а также работники грузовых районов (участков), занятые только на погрузке и выгрузке грузов при осуществлении торгово-заготовительной деятельности (в частности, русловой добычи и реализации нерудных строительных материалов), при организации учета выделяются в самостоятельные МВЗ. Расходы, сформированные по этим МВЗ, полностью относятся на нерегулируемую услугу (услуги по заготовке и реализации товаров).
При совместном использовании субъектом регулирования работников и техники грузовых районов (участков) речных портов при перегрузочных работах, заготовки товаров для продажи и их отгрузки покупателям, выполняемых за плату, должен быть организован учет операций с грузами в тоннах, перегруженными с оплатой по регулируемым тарифам. Расходы по таким грузовым районам (участкам) речных портов распределяются на оказываемые услуги по погрузке и выгрузке грузов и на нерегулируемую деятельность пропорционально количеству операций на тонну груза по каждому виду оказываемой услуги;
2) складские площади, специально отведенные для платного хранения грузов, должны быть выделены в раздельном учете в качестве отдельных МВЗ. Расходы, сформированные по этим МВЗ, полностью относятся на регулируемые услуги по хранению грузов.
При совместном использовании склада для платного и неоплачиваемого хранения грузов, а также для хранения заготавливаемых для продажи товаров субъект регулирования должен организовать оперативный учет времени хранения грузов, оплачиваемых по ценам (тарифам, сборам) за хранение, времени бесплатного хранения и времени хранения собственных товаров. Общая сумма расходов по таким складам распределяется на регулируемые услуги по хранению грузов, услуги по погрузке и выгрузке грузов, а также на нерегулируемую услугу (оптовую торговлю) пропорционально количеству груза и времени его хранения;
3) затраты, относящиеся к операциям КОФ, распределяются на расходы по услугам КОФ для сторонних судов, оплачиваемым по регулируемым тарифам, и на расходы по обслуживанию собственного флота. Распределение производится пропорционально данным оперативного учета количества принятых от сторонних и собственных судов судовых отходов (по операциям приема отходов), отпущенной питьевой воды (по операциям снабжения питьевой водой), отпущенного судам топлива (по операциям бункеровки).
56. В соответствии с принятой учетной политикой субъекта регулирования для целей бухгалтерского учета общехозяйственные расходы распределяются субъектами регулирования на счета учета расходов по производству или списываться общей суммой как условно-постоянные затраты на себестоимость продаж.
Если учетной политикой субъекта регулирования при ведении бухгалтерского учета распределение общехозяйственных расходов не предусмотрено, то для целей формирования отчета о результатах раздельного учета производится их расчетное распределение на регулируемую и нерегулируемую услугу, а по регулируемой деятельности - на отдельные виды оказываемых услуг. Такое распределение общехозяйственных расходов производится пропорционально выручке от реализации или сумме производственных расходов по каждому виду оказываемых услуг. Выбранный способ распределения общехозяйственных расходов в целях раздельного учета субъект регулирования устанавливает внутренним документом по ведению раздельного учета.
57. Бюджетные учреждения осуществляют калькуляцию расходов по видам регулируемой деятельности (услугам).
Полная величина расходов по каждой регулируемой услуге определяется бюджетными учреждениями как сумма прямых и распределяемых расходов в следующей последовательности:
суммируются расходы по объектам учета МВЗ, участвующим в основных производственных процессах, направленных на оказание регулируемых услуг (прямые расходы);
рассчитывается величина расходов обслуживающих подразделений, относящихся к каждой регулируемой услуге;
рассчитывается величина расходов обслуживающего флота, относящихся к регулируемой услуге (кроме судов, закрепленных за данной регулируемой услугой);
рассчитывается сумма общехозяйственных и административно-управленческих расходов, относящаяся на каждую регулируемую услугу.
Расшифровка общехозяйственных расходов, отнесенных на регулируемую деятельность, приведена в приложении N 5 к Порядку.
Расходы по судам, постоянно закрепленным за деятельностью по оказанию соответствующих услуг, учитываются в составе прямых расходов по этим услугам.
58. На регулируемые услуги распределяются расходы только тех обслуживающих подразделений, которые технологически связаны с оказанием таких услуг (подразделения связи, информационно-вычислительные центры, объекты энергетики и коммунального хозяйства, ремонтно-механические и судоремонтные подразделения, базы отстоя судов, автотранспорт).