Приказ Министерства транспорта РФ от 27 августа 2015 г. N 268 "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в речных портах и услуг по использованию стр. 5

затраты на содержание и обслуживание СУДС, АИС, ККС и других береговых радиолокационных и информационных систем, используемых для определения местонахождения судов и контроля за их движением на внутренних водных путях. Указанные расходы учитываются при оказании данной услуги в случае, если субъект регулирования самостоятельно содержит и эксплуатирует данные системы, либо оплачивает соответствующие услуги сторонних организаций на основе заключенных договоров;
затраты на оплату гидрометеорологической информации;
затраты на содержание и эксплуатацию транспортных средств, закрепленных за диспетчерской службой, и иных служб, занятых в обеспечении судов информацией, необходимой для обеспечения безопасности судоходства;
затраты на содержание помещений, занимаемых диспетчерской службой (включая арендную плату) и иными службами, занятыми в обеспечении судов информацией, необходимой для обеспечения безопасности судоходства;
другие затраты, связанные с диспетчерским регулированием движения судов и обеспечения судов путевой, гидрометеорологической и иной информацией, связанной с обеспечением безопасности судоходства;
2) "Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям" включает операции по выполнению функций по обеспечению работы маячных сооружений, маячного оборудования.
К расходам по оказанию данной регулируемой услуги относятся:
затраты на содержание работников, обеспечивающих работу маячных сооружений, маячного оборудования (включая затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальное обеспечение);
затраты на содержание и эксплуатацию исследовательских, гидрографических судов (катеров);
затраты на содержание и эксплуатацию оборудования маячных сооружений;
затраты на содержание и эксплуатацию транспортных средств, обеспечивающих работу маяков;
прочие затраты, связанные с обслуживанием маяков и маячного оборудования.
В случаях, если маяки и маячное оборудование принадлежат другим организациям и обслуживаются ими, в затраты субъекта регулирования включаются суммы платежей в соответствии с договорами, заключенными с этими организациями;
3) "Обеспечение лоцманской проводкой судов" по внутренним водным путям включает операции по выполнению функций по проводке судов по внутренним водным путям, а также проводке судов на затруднительных участках при прохождении мостов.
К расходам по оказанию данной регулируемой услуги относятся:
затраты на содержание работников лоцманской службы (лоцманов, работников плавсостава), включая расходы по снабжению лоцманов, обязательному повышению их квалификации и аттестации, медицинскому освидетельствованию, охране труда (включая затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальное обеспечение);
затраты на содержание и эксплуатацию судов, закрепленных за лоцманской службой, мест для их стоянки (включая расходы по отстою судов, аренде судов и причалов), средств связи;
затраты по доставке лоцмана на судно и снятию с судна, если эти расходы не оплачиваются дополнительно к установленному лоцманскому сбору;
затраты на содержание административных и бытовых помещений, занимаемых лоцманской службой, в том числе арендованных;
затраты на содержание автотранспорта, закрепленного за лоцманской службой; затраты на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных и других услуг;
прочие затраты, связанные с деятельностью лоцманской службы;
4) "Ледокольное обеспечение в зимних условиях навигации" включает операции по выполнению функций по обеспечению ледокольной проводкой судов по внутренним водным путям и на подходах к речным портам.
К расходам по оказанию данной регулируемой услуги относятся:
затраты на содержание и эксплуатацию ледоколов, обеспечивающих безопасность плавания в зимних условиях навигации, содержание ледоколов в готовности;
затраты по эксплуатации буксирных судов, оснащенных ледокольными приставками, при выполнении ледокольных работ, а также расходы на содержание работников, осуществляющих указанные работы;
прочие затраты, связанные с ледокольным обеспечением в зимних условиях навигации;
5) "Обеспечение прохода судов по судоходным гидротехническим сооружениям" включает операции по выполнению функций по обеспечению безопасного прохода судов по судоходным гидротехническим сооружениям.
К расходам по оказанию данной регулируемой услуги относятся:
затраты на содержание работников диспетчерской службы, осуществляющих регулирование движения судов на подходах к судоходным гидротехническим сооружениям, включая расходы по обязательному повышению их квалификации и аттестации, медицинскому освидетельствованию, охране труда (включая затраты на оплату труда, начисления на фонд оплаты труда, материальное обеспечение);
затраты на оплату гидрометеорологической информации;
затраты на содержание и эксплуатацию транспортных средств, закрепленных за диспетчерской службой;
затраты на содержание помещений, занимаемых диспетчерской службой (включая арендную плату);
6) "Обеспечение прохода иностранных судов по внутренним водным путям" включает операции по выполнению функций по обеспечению условий для прохода судов под флагом иностранных государств по внутренним водным путям по специальным разрешениям, выдаваемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 85 "Об утверждении Положения о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации"*(10).
К расходам по оказанию данной услуги относятся затраты на текущее содержание соответствующих участков внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений в обоснованной доле, относимой на суда под флагом иностранных государств, проходящих по этим участкам.
37. Учет производственных расходов организуется субъектами регулирования по основному производству, вспомогательному производству, обслуживающему флоту и общепроизводственным расходам.
38. К расходам основного производства относятся затраты, непосредственно обусловленные процессами оказания услуг (выполнения работ) по осуществляемым субъектом регулирования видам деятельности.
39. К расходам вспомогательных производств относятся затраты подразделений, оказывающих услуги основным, вспомогательным и административно-хозяйственным подразделениям, в частности, к ним относятся: затраты ремонтно-механических мастерских, судоремонтных цехов, ремонтно-строительных участков, диспетчерских служб, пунктов отстоя флота, автотранспорта, лесоучастков, узлов связи, товарно-транспортных управлений, информационно-вычислительных центров и объектов энергетического хозяйства.
40. К расходам обслуживающего флота относятся затраты по содержанию и эксплуатации самоходных и несамоходных судов, используемых в производственных процессах основной деятельности субъекта регулирования, кроме судов, закрепленных на постоянной основе за определенным видом деятельности.
41. К общепроизводственным расходам относятся отдельные виды затрат по обслуживанию основного и вспомогательных производств, в частности,, содержание и эксплуатация зданий и помещений общепроизводственного назначения, коммунальные расходы, вывоз мусора, расходы по охране объектов речного порта, содержанию помещений столовых и медпунктов на территории речного порта и другие расходы общепроизводственного характера.
42. Учет расходов основного и вспомогательных производств и обслуживающего флота организуется по местам возникновения затрат (далее - МВЗ), по которым в регистрах бухгалтерского учета отражаются осуществленные расходы на основании первичных документов.
43. При организации учета в качестве МВЗ принимаются:
структурные подразделения (бригады портовых рабочих, грузовые районы, участки, службы, отделы, экипажи судов, группы работников, осуществляющих на систематической основе определенные производственные функции);
производственные объекты или группы производственных объектов (перегрузочные комплексы, причалы, склады, земснаряды, суда, судоходные гидротехнические сооружения);
отдельные производственные процессы (дноуглубление, подводно-технические работы).
44. Субъекты регулирования определяют МВЗ, по которым организуют учет расходов основного и вспомогательного производства, применительно к осуществляемым видам деятельности, технологии работ, организационной структуре, распределению функциональных обязанностей между подразделениями и работниками, способами выполнения работ (собственными силами или привлекаемыми подрядными организациями).
Исходя из состава производственных расходов по видам регулируемых услуг, указанных в пункте 3 Порядка, субъекты регулирования во внутреннем распорядительном документе должны закрепить:
перечень подразделений и объектов основного производства за каждым видом регулируемых услуг;
перечень вспомогательных (обслуживающих) подразделений и обслуживающих судов, участвующих в обеспечении основных производственных процессов по оказанию услуг.
45. Расходы, сформированные по МВЗ, относятся на соответствующие виды услуг в качестве прямых расходов. Если подразделение (объект) основного производства непосредственно участвует в оказании нескольких видов услуг и в момент отражения в бухгалтерском учете целевое назначение расходов не может быть идентифицировано по конкретным услугам, то затраты формируются в целом по МВЗ. В целях раздельного учета при калькуляции расходов производится их последующее отнесение на виды услуг пропорционально базе (показателю), принятой в учетной политике субъекта регулирования.
46. Производственные расходы, сформированные по МВЗ, относятся на виды регулируемых услуг в качестве распределяемых (косвенных) расходов.