ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)
УСТРОЙСТВО ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ
И ТОНКИХ СЛОЕВ ИЗНОСА С ПРИМЕНЕНИЕМ
РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФИБРОВОЛОКОН
Device of a surface treatment and thin layers of wear with application of different types of fibers
распоряжением
Федерального дорожного агентства
№ 1801-р
от 29 сентября 2015 г.
Дата введения 2015 г.
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ ООО «ДорТехИнвест».
2. ВНЕСЕНЫ Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора.
3. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Федерального дорожного агентства от 29 сентября 2015 г. № 1801-р.
4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
1. Область применения
1.1. Рекомендации по устройству поверхностной обработки и тонких слоев износа (шероховатых поверхностных слоев) с применением различных видов фиброволокон используются на стадии проектирования при назначении параметров шероховатости поверхности дорожного покрытия в зависимости от условий движения, при выборе соответствующих типов покрытий и способов распределения материалов, видов и качества используемых материалов, технологий и организации работ по устройству шероховатых поверхностных слоев с применением различных видов фиброволокон, а также для контроля качества.
1.2. Рассчитаны на инженерно-технических работников дорожного хозяйства и предназначаются для практического использования организациями, осуществляющими устройство шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон на различных типах покрытий во всех дорожно-климатических зонах.
1.3. Рекомендации предполагают постоянное совершенствование технологий устройства шероховатых поверхностных слоев, имеют возможность для создания и развития новых методических документов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
- ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
- ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
- ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.
- ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.
- ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.
- ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний.
- ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия.
- ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
- ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Определение сцепления битума с мрамором или с песком.
- ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия.
- ГОСТ 12784-78 Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Методы испытаний.
- ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для до рожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.
- ГОСТ 16557-2005 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органо-минеральных смесей. Технические условия.
- ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.
- ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов.
- ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.
- ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно мастичные. Технические условия.
- ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия.
- ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
- ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия.
- ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия.
- ОСТ 218.010-98 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия.
3 Термины и определения
В настоящих рекомендациях используются следующие термины с соответствующими определениями, применяемые в дорожном хозяйстве:
- базовая длина: Длина линии, равная 180 (или 360) мм, проведенной вдоль полосы наката или перпендикулярно к ней в базовой плоскости контакта шины транспортного средства с поверхностью покрытия.
- базовая плоскость: Плоскость поверхности колеса транспортного средства в зоне контакта с элементами шероховатости.
- ЛЭМС: Литая эмульсионно-минеральная смесь.
- разброс высот выступов макрошероховатостей: Статистическое распределение расстояний между проекциями вершин макроэлементов шероховатости на вертикальную ось.
- тонкий слой износа: Верхний слой дорожного покрытия толщиной от 1,0 до 2,5 см с повышенными фрикционными (шероховатостью) и гидроизоляционными характеристиками из специально подобранной асфальтобетонной смеси, уложенной по мембранной технологии. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.
- шероховатая поверхность: Поверхность, которая образуется чередованием выступов зерен щебня и впадин между ними, а также шероховатостью выступов.
- шероховатое тонкослойное покрытие: Шероховатый износостойкий защитный и устойчивый к колее слой, толщиной от 2,5 до 4,0 см, частично впрессованной в перекрываемое асфальтобетонное покрытие по высокотемпературной технологии и образующий с ним единый монолит.
- шероховатый поверхностный слой: Специально создаваемый поверхностный слой дорожного покрытия, обладающий шероховатостью, защитными и сцепными свойствами.
- шероховатость покрытия: Совокупность макро- и микрошероховатостей, либо специально созданных бороздок на покрытии в зоне контакта шины транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия.
- шероховатая поверхностная обработка: Верхний конструктивный слой дорожного покрытия, образованный последовательным распределением вяжущего и щебня.
- фибра (фиброволокно): Материал в виде волокон или узких полос, применяемый во многих отраслях промышленности.
3.12 элементы макрошероховатости: Крупные структурообразующие неровности профиля дорожного покрытия, представленные на рисунке 1, характеризуемые впадинами и выступами
648 × 336 пикс.   Открыть в новом окне |
К- базовая плоскость поверхности колеса в зоне контакта с элементами макрошероховатости: С - плоскость наибольших впадин шероховатости в зоне контакта колеса; В - плоскость наибольших выступов шероховатости в зоне контакта колеса; / - базовая длина, мм; Dм - размер отпечатка протектора колеса, мм; Si - шаг местных выступов макрошероховатости в пределах базовой длины, мм; di - шаг контакта шины с поверхностью покрытия в пределах базовой длины, мм; Rai -частная глубина впадин макрошероховатости (расстояние между проекциями смежных вершин и впадин на вертикальную ось), мм
Рисунок 1 - Элементы и параметры шероховатости в зоне контакта шины транспортного средства с поверхностью покрытия
3.13 элементы микрошероховатости: Мелкие выступы и поры на элементах макрошероховатости, определяющие активность поверхности макрошероховатых элементов при взаимодействии с шиной транспортного средства.
4 Общие положения
4.1 Все виды шероховатых поверхностных слоев с применением различных видов фиброволокон являются защитными слоями и применяются в качестве фрикционного и гидроизоляционного слоя износа для увеличения срока службы существующих дорожных покрытий, повышения их ровности и улучшения условий движения [1-8].
4.2 Использование фиброволокон позволяет повысить сопротивляемость статическим и динамическим нагрузкам от колеса транспортного средства, повысить трещиностойкость и износоустойчивость дорожных покрытий, продлить их срок службы до очередного ремонта [9].
4.3 Профиль шероховатых поверхностных слоев определяется геометрией щебня, его количеством и составом по фракциям, а также технологией его устройства. Определение параметров макрошероховатости проводится посредством измерения высоты, глубины и шага неровностей [4, 10].
4.4 При распределении компонентов шероховатых поверхностных слоев наблюдается эффект сегрегации, связанный с неоднородностью распределения геометрических показателей активных выступов макрошероховатости в вертикальном, продольном и поперечном направлениях.
4.5 Взаимосвязь между изменением параметров макрошероховатости и изменением коэффициента сцепления шероховатых поверхностных слоев определяется по результатам контактирования шины колеса транспортного средства с неровностями, обладающими определенным сочетанием геометрических параметров.
4.6 Неровности дорожного покрытия характеризуются микро- и макрошероховатостью и оцениваются как разные однородные и неоднородные текстуры покрытия, имеющие в каждом случае свои отличительные особенности.
4.7 При назначении параметров макрошероховатости шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон рекомендуется учитывать, что на изменение коэффициента сцепления влияет не только изменение средней высоты выступов и средней глубины впадин макрошероховатостей, но изменение их текущей средней и разброса (диапазона или статистического распределения) высот активных выступов и глубин впадин.
4.8 Измеряемые параметры макрошероховатости могут быть назначены согласно ГОСТ 2789.
4.9 Регламент контроля геометрических показателей шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон основан на параметрах макрошероховатости, имеющих свойства инвариантности в отношении базы измерений.
4.10 Применение фиброволокон не вызывает изменения технологии устройства поверхностных обработок и тонких слоев износа, за исключением методов и средств дозирования и введения фиброволокна в асфальтобетонную смесь или в ее компоненты.
5 Классификация шероховатости и условия устройства поверхностной обработки и тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон
5.1 Одними из главных способов обеспечения требуемых значений коэффициента сцепления является создание и восстановление шероховатой поверхности.
5.2 Минимально допустимые в течение всего срока службы значения коэффициента сцепления и средней глубины впадин макрошероховатости Racp приведены в таблице 1 [4, 10].
Таблица 1 – Допустимые значения шероховатости и коэффициента сцепления для всего срока службы (принята по табл. 2.1 [4, 10])