Условиядвижения | Характеристики участков дорог | Допустимыйкоэффициент средняясцепления | Допустимаяглубина впадинмакрошероховатостив различных дорожно климатических зонах, Racp, мм | |
1и V | II-IV | |||
Легкие | Участки прямые или кривые радиусом 1000 м и более, горизонтальные или с продольным уклоном не более 30 , с элементами поперечного профиля, установленными для дорог соответствующих категорий и с укрепленными обочинами без пересечений в одном уровне и примыканий, при коэффициенте загрузки не более 0,3 | 0,28 | 0,3 | 0,35 |
Затрудненные | Участки на кривых в плане с ненные радиусами 250-1000 м; на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60°/оо. Участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при коэффициенте загрузки от 0,3 до 0,5 | 0,3 | 0,35 | 0,4 |
Опас ные | Участки с видимостью менее расчетной (для соответствующих категорий дорог); на спусках и подъемах с уклонами более 50 при длине более 100 м; участки в зонах пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям при коэффициенте загрузки свыше 0,5 | 0,32 | 0,4 | 0,45 |
5.3 Параметры макрошероховатости определяются в соответствии с Приложением А.
5.4 Классификация шероховатых поверхностных слоев производится по параметрам макрошероховатости Racp, приведенным в таблице 2.
5.5 Основные типы шероховатых поверхностных слоев, соответствующие типам макрошероховатости, приведены в таблице 3.
5.6 Рекомендуемые типы шероховатых поверхностных слоев в зависимости от условий движения приведены в таблице 4.
5.7 Для обеспечения безопасности движения встречных транспортных средств на двухполосных дорогах и движущихся по смежным полосам многополосных дорог, а также при съездах транспортных средств на укрепительные полосы или прикромочные зоны обочин изменение коэффициента сцепления в поперечном профиле не должно превышать 0,1.
5.8 Во избежание усиления вибрации транспортных средств во время движения расстояние между соседними выступами макрошероховатости (шаг шероховатости) рекомендуется выбирать менее 40 мм, если это не оговорено особо (например, для шумовой шероховатой поверхностной обработки).
5.9 Во избежание увеличения уровня шума от проезжающих транспортных средств крупношероховатые поверхности не рекомендуется применять в пределах населенных пунктов.
5.10 Неопределенность в использовании только средней глубины впадин макрошероховатостей определяется, в частности, разбросом заполнения межзернового пространства вяжущим (обычно от 1/3 до 1/2 высоты зерна). При этом изменение коэффициента сцепления не зависит от высоты вяжущего между зерен щебня.
Таблица 2 - Классификация шероховатых поверхностных слоев
Типы шероховатости | Номер | Средняя глубина впадинмакрошероховатости, Racp,мм |
Нешероховатые (гладкие) | 1 | Менее 1,0 |
Шероховатые | 2 | От 1,0 до 3,0 включительно |
Среднешероховатые | 3 | От 3,0 до 6,0 включительно |
Сильношероховатые | 4 | От 6,0 до 9,0 включительно |
Крупношероховатые | 5 | Более 9,0 |
Таблица 3 - Основные типы шероховатых поверхностных слоев
Типышероховатости | Основные типы шероховатых поверхностных слоев |
Нешероховатые(гладкие) | асфальтобетонные из плотных смесей типа Д |
Шероховатые | асфальтобетонные из плотных смесей типов В, Г, Гх |
Среднешероховатые | асфальтобетонные из плотных смесей типов А, Б, В, Г;покрытия из ЛЭМС; покрытия из ЩМА-10 |
Сильношероховатые | асфальтобетонные из крупнозернистых смесей типов А и Б;пористые и высокопористые слои; покрытия из ЩМА-15;поверхностные обработки; покрытия с втапливанием щебня |
Крупношероховатые | покрытия из ЩМА-20; поверхностные обработки; покрытияс втапливанием щебня 20-25 мм |
Таблица 4 - Рекомендуемые типы шероховатых поверхностных слоев в зависимости от условий движения
Условия движения | Характеристика участков движения | Типы шероховатых поверхностных слоев | Типы шероховатости |
1 | 2 | 3 | 4 |
Участки с легкимиусловиями движения * | Дороги I и II категорий | Покрытия**, ЩМА-10, ЛЭМС**, | 2-3 |
Дороги III и IV категории | поверхностные обработки 5-10 мм, ЛЭМС | 1-3 | |
Участки с затрудненнымиусловиями движения * | Дороги I и II категорий | Покрытия** с шероховатой поверхностью, ЩМА-10, ЩМА-15 | 3-4 |
Дороги III и IV категории | Покрытия ** с шероховатой поверхностью,ЩМА-10, ЩМА-15, поверхностные обработки 10-15 мм, ЛЭМС | 3-4 | |
Участки с опаснымиусловиями движения * | Дороги I и II категорий | Покрытия** с сильной шероховатостью, ЩМА-15,ЩМА-20** с сильной шероховатостью, | 4-5 |
Дороги III и IV категории | поверхностные обработки 15-20 мм | 4-5 | |
Участки в населенныхпунктах и на подходах к ним | Подходы 1000 м | Покрытия** с полимерно-битумной поверхностнойобработкой | 2-3 |
Полосы разгона иторможения, остановочные | В пределах расстояниявидимости | Покрытия** с сильной шероховатостью | 3-4 |
Окончание таблицы 4
1 | 2 | 3 | 4 |
Пешеходные переходы и подходык ним | В пределах расстояния | Покрытия** с сильной шероховатостью | 3-4 |
Пункты ГАИ, таможни и подходык ним | В пределах расстояния | Покрытия** с чрезвычайной шероховатостью | 4-5 |
Шумовые полосы на подходах копасным участкам требующимизменение режима движения | В пределах расстояния видимости | Покрытия** с чрезвычайной шероховатостью | 5 |
Переходно-скоростные полосы | В пределах полос | Покрытия** с шероховатой и сильно шероховатойповерхностью | 3-4 |
Кольцевые пересечения и подходык ним | В пределах расстояния | Покрытия** с сильной шероховатостью | 4 |
Перекрестки и подходы к ним | В пределах расстояния | Покрытия** с сильной шероховатостью | 4 |
Съезды в пределах транспортныхразвязок | В пределах длины съездов | Покрытия** с шероховатой и сильношероховатойповерхностью | 3-4 |
Дополнительные полосы наподъеме и 100 м за вершиной | В пределах дополнительной | Покрытия** с сильной и чрезвычайнойшероховатой поверхностью | 4-5 |
Скоростные полосы | На протяжении скоростной полосы | Покрытия** с шероховатой и сильношероховатойповерхностью | 3-4 |
Примечания
1*) _ условия движения принимаются по табл. 46 СНиП 2.05.02-85;
**- принимаются покрытия, рекомендуемые табл. 31. 32 и 33 СНип 2.05.02-85
6 Рекомендации по выбору технологии поверхностной обработки и тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон
6.1. Параметры шероховатых поверхностных слоев могут быть выбраны с учетом ориентировочной взаимосвязи с транспортно-эксплуатационными характеристиками (при неблагоприятном состоянии покрытия) согласно Приложению А.
6.2. Исходя из необходимой толщины шероховатого поверхностного слоя, наличия технологических машин и соответствующей производственной базы, в том числе дозаторов фиброволокон, подбирается технология устройства. Рекомендуемые технологии устройства шероховатых поверхностных слоев приведены в [10].
6.3. В зависимости от типа покрытия, шероховатости, заданной величины износа поверхности дорожного покрытия, а также с учетом условий удаления воды из зоны контакта шин с покрытием определяется необходимая толщина шероховатого поверхностного слоя.
6.4. Применение фиброволокон рекомендуется при фактической интенсивности движения свыше 6000 транспортных средств в сутки, при этом целесообразно:
устройство шероховатых поверхностных слоев слоя из щебеночно мастичного асфальтобетона (ЩМА с применением фиброволокон [9]);
устройство поверхностной обработки при совмещенном (синхронном) распределении вяжущего и щебня с использованием в качестве вяжущего модифицированного полимерами (типа СБС) и фиброволокнами битума, вспененного битума или битумной эмульсии с применением фиброволокон и щебня, прошедшего очистку в моечной установке и обработанного вяжущим, фракций 15-20 (20-25) мм [11-17].
6.5. При проведении технико-экономического обоснования возможно применение фиброволокон при фактической интенсивности движения свыше 1000 до 6000 транспортных средств в сутки, при этом целесообразно:
устройство поверхностной обработки покрытия при совмещенном (синхронном) распределении вяжущего и щебня с применением битума, вспененного битума или битумной эмульсии с применением фиброволокон (без модифицирования полимерами), рекомендуется предварительная обработка щебня вяжущим [14-17];
устройство шероховатого тонкослойного покрытия из литых асфальтобетонных смесей с применением фиброволокон;
устройство поверхностной обработки с применением литых эмульсионно минеральных смесей с применением фиброволокон (требуется обеспечение ровности покрытия);
устройство поверхностной обработки покрытия при раздельном распределении битума и щебня, обработанного вяжущим с применением фиброволокон (без использования битумных эмульсий или вспенивания битума);
повышение шероховатости путем втапливания щебня, предварительно обработанного вяжущим, в свежеуложенный слой покрытия [10].
Решение о применении фиброволокон рекомендуется подтверждать технологическим анализом возможностей существующего оборудования равномерно распределять фиброволокна в материалах или смеси, а также лабораторными исследованиями.
6.6 Исходя из фактического состояния нижележащего обрабатываемого слоя выбирается способ распределения материала и фиброволокон:
- распределение и разравнивание (разглаживание) материала по поверхности, при котором материал заполняет и выравнивает неровности нижележащего слоя, образуя неравномерный по толщине слой с ровной верхней поверхностью;
- поливка и посыпка поверхности, при которой материал распределяется на предварительно обработанную (пролитую) вяжущим поверхность
одинаковой толщиной равномерно по всей площади, образуя слой, копирующий неровности нижележащего слоя [10];
- введение и равномерное распределение фиброволокон в материалы или смесь до, во время или после распределения материала или смеси на дорожном покрытии.
При устройстве шероховатых поверхностных обработок создают защитный слой с целью обеспечить сохранность и срок службы дорожного покрытия. При этом добиваются высокого качества шероховатой поверхностной обработки, формируя плотное прилегание щебенок друг к другу с использованием регламентированных технологических операций.
6.8. Рекомендуется дополнительно обеспечивать коэффициент сцепления с колесом транспортного средства по диапазону фракции щебня или статистическому распределению (разбросу) размеров зерен в диапазоне фракции щебня, а также за счет использования разнопрочных материалов.
6.9. С учетом интенсивности движения на новых и эксплуатирующихся шероховатых асфальтобетонных покрытиях рекомендуется применять щебень фракции 5-10 мм или 10-15 мм, на средне- или сильношероховатых фракции 15-20 мм, на крупношероховатых - фракции 20-25 мм.
7. Характеристики материалов
7.1. Характеристики материалов выбираются в зависимости от технологий, используемых для устройства шероховатых поверхностных слоев, и регламентируются положениями соответствующих нормативных документов, например, ГОСТ 31424.
7.2. Характеристики каменных материалов, рекомендуемые для устройства шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон, с учетом технической категории автомобильной дороги, приведены в таблице 6.
7.2.1 Характеристики щебня, используемого для шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон, рекомендуется выбирать согласно ГОСТ 8267, ГОСТ 8269.0. Обращают внимание на адгезионную активность щебня к вяжущему, на форму и микрошероховатость зерен, а также на цвет щебня, определяющего внешний вид покрытия.
7.2.2 Массовая доля в щебне слабых и выветренных зерен должна быть не более 10 %, а зерен пластинчатой формы - не более 15 %.
7.2.3 Массовая доля в щебне пылевато-глинистых частиц, определяемых отмучиванием, не должна превышать 1,0 %; содержание глины в виде комков посторонних засоряющих примесей не допускается.
7.2.4 Щебень из гравия, ввиду наличия в его составе зерен различных пород и зернистости, характеризующихся различной износостойкостью, считается наиболее желательным минеральным материалом к применению для устройства шероховатых слоев. Рекомендуется использовать щебень из гравия с массовой долей зерен кремнистых пород не более 25 % по ГОСТ 8267.
7.2.5 Адгезионная активность щебня к вяжущему оценивается сцеплением вяжущего с поверхностью щебня по ГОСТ 12801. Предварительная оценка адгезии вяжущего и каменного материала в лабораторных условиях производится с помощью прибора Виалита.
7.2.6 Оптимальный вариант модификации битума предоставляется лабораторией. Тест на определение содержания остаточного вяжущего в смеси производят по ГОСТ 12801.