Таблица 29
Распределение финансовых потребностей мероприятий между мероприятиями, направленными на подключение объектов капитального строительства, и мероприятиями, направленными на улучшение качества оказания услуг водоотведения
N п/п | Наименование мероприятий | Источники финансирования мероприятий | Доля распределения, процент | Финансовые потребности в ценах 2015 года, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Строительство сооружений обработки осадков сточных вод | Всего | 100 | 1 245 293 |
СМР, оборудование | 1 145 293 | |||
ПИР | 100 000 | |||
За счет платы за подключение | 40 | 498 117 | ||
СМР, оборудование | 498 117 | |||
ПИР | - | |||
За счет инвестиционной составляющей в тарифе | 60 | 747 176 | ||
СМР, оборудование | 647 176 | |||
ПИР | 100 000 | |||
2. | Реконструкция КНС N 16 | Всего | 100 | 29 864 |
СМР, оборудование | 29 864 | |||
ПИР | - | |||
За счет платы за подключение | 100 | 29 864 | ||
СМР, оборудование | 29 684 | |||
ПИР | - | |||
За счет инвестиционной составляющей в тарифе | 0 | - | ||
СМР, оборудование | - | |||
ПИР | - | |||
3. | Строительство напорного канализационного коллектора от КНС N 16 до колодца-гасителя по ул. Чичерина в Курчатовском и Калининском районах города Челябинска Dy=1000 мм протяженностью 4,292 км | Всего | 100 | 310 163,5 |
СМР, оборудование | 310 163,5 | |||
ПИР | - | |||
За счет платы за подключение | 100 | 310 163,50 | ||
СМР, оборудование | 310 163,5 | |||
ПИР | - | |||
За счет инвестиционной составляющей в тарифе | 0 | - | ||
СМР, оборудование | - | |||
ПИР | - | |||
4. | Строительство третьей нитки напорно-самотечного коллектора водоотведения N 28 на участке от камеры у сада "Искра" до приемной камеры очистных сооружений в Курчатовском районе города Челябинска Dy=1400 мм протяженностью 4,8 км | Всего | 100 | 183 036,37 |
СМР | 183 036,37 | |||
ПИР | - | |||
За счет платы за подключение | 100 | 183 036,37 | ||
СМР, оборудование | 183 036,37 | |||
ПИР | 0 | |||
За счет инвестиционной составляющей в тарифе | 0 | - | ||
СМР, оборудование | - | |||
ПИР | - | |||
5. | Строительство коллектора водоотведения Dy=500 мм до коллектора Dy=800 мм по ул. Академика Макеева, протяженность 2,0 км | Всего | 100 | 20 728,00 |
СМР, оборудование | 18 728,00 | |||
ПИР | 2 000 | |||
За счет платы за подключение | 100 | 20 728,00 | ||
СМР, оборудование | 18 728,00 | |||
ПИР | 2 000 | |||
За счет инвестиционной составляющей в тарифе | 0 | - | ||
СМР, оборудование | - | |||
ПИР | - | |||
6. | Строительство напорного коллектора водоотведения Dy=500 мм по ул. Новороссийская, протяженность 0,5 км | Всего | 100 | 7 840 |
СМР, оборудование | 7 840 | |||
ПИР | - | |||
За счет платы за подключение | 100 | 7 840 | ||
СМР, оборудование | 7 840 | |||
ПИР | - | |||
За счет инвестиционной составляющей в тарифе | 0 | - | ||
СМР, оборудование | - | |||
ПИР | - | |||
7. | Строительство разгрузочного коллектора Dy=1000-1200 мм по ул. Барбюса до коллектора N 3а 2Dy=1200 мм в Ленинском районе, протяженность 0,2 км | Всего | 100 | 29 577,68 |
СМР, оборудование | 29 577,68 | |||
ПИР | 0 | |||
За счет платы за подключение | 100% | 29 577,68 | ||
СМР, оборудование | 29 577,68 | |||
ПИР | 0 | |||
За счет инвестиционной составляющей в тарифе | 0% | - | ||
СМР, оборудование | - | |||
ПИР | - | |||
Итого: | Всего | 1 826 502,55 | ||
за счет платы за подключение | 1 079 326,55 | |||
за счет инвестиционной составляющей в тарифе | 747 176 |
Таблица 30
Расчет тарифа за подключаемую нагрузку к системе водоотведения
N п/п | Наименование | Единица измерения | Всего за период | По годам реализации инвестиционной программы | ||||||||||
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||
1. | Расходы, связанные с подключением (технологическим присоединением) | тыс. руб. | 1259499,23 | 321921,60 | 315403,52 | 128757,07 | 125741,95 | 113351,75 | 78705,72 | 52905,50 | 52568,15 | 50035,32 | 20108,66 | |
1) | Расходы, относимые на ставку за протяженность сети | тыс. руб. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
2) | Расходы, относимые на ставку за подключаемую нагрузку | тыс. руб. | 1259499,23 | 321921,60 | 315403,52 | 128757,07 | 125741,95 | 113351,75 | 78705,72 | 52905,50 | 52568,15 | 50035,32 | 20108,66 | |
1) | Строительство сооружений обработки осадков сточных вод | тыс. руб | 609889,51 | 111300,00 | 95533,52 | 59507,71 | 56037,96 | 59050,27 | 52842,42 | 52905,50 | 52568,15 | 50035,32 | 20108,66 | |
2) | Реконструкция КНС N 16 | тыс. руб. | 31357,20 | 31357,20 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
3) | Строительство напорного канализационного коллектора от КНС N 16 до колодца-гасителя по ул. Чичерина в Курчатовском и Калининском районах города Челябинска Dy=1000 мм протяженностью 4,292 км | тыс. руб. | 334100,89 | 157500,00 | 164902,50 | 11698,39 | - | - | - | - | - | - | - | |
4) | Строительство третьей нитки напорно-самотечного коллектора водоотведения N 28 на участке от камеры у сада "Искра" до приемной камеры очистных сооружений в Курчатовском районе города Челябинска Dy=1400 мм протяженностью 4,8 км | тыс. руб. | 214458,24 | - | 54967,50 | 57550,97 | 60255,87 | 41683,90 | - | - | - | - | - | |
5) | Строительство коллектора водоотведения Dy=500 мм до коллектора Dy=800 мм по ул. Академика Макеева протяженностью 2,0 км | тыс. руб. | 21764,40 | 21764,40 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
6) | Строительство коллектора водоотведения Dy=500 мм по ул. Новороссийская протяженностью 0,5 км | тыс. руб. | 9448,12 | - | - | - | 9448,12 | - | - | - | - | - | - | |
7) | Строительство разгрузочного коллектора Dy=1000-1200 мм по ул. Барбюса до коллектора N 3а 2Dy=1200 мм в Ленинском районе протяженностью 0,2 км | тыс. руб. | 38480,88 | - | - | - | - | 12617,58 | 25863,30 | - | - | - | - | |
Налог на прибыль 20% | тыс. руб. | 251899,85 | 64384,32 | 63080,70 | 25751,41 | 25148,39 | 22670,35 | 15741,14 | 10581,10 | 10513,63 | 10007,06 | 4021,73 | ||
Всего с учетом налога на прибыль | тыс. руб. | 1511399,07 | 386305,92 | 378484,22 | 154508,48 | 150890,34 | 136022,10 | 94446,86 | 63486,6 | 63081,78 | 60042,38 | 24130,39 | ||
2. | Протяженность вновь создаваемых сетей | км | 11,79 | 2,00 | - | 4,29 | 0,50 | 4,80 | 0,2 | - | - | - | - | |
3. | Подключаемая нагрузка | куб.м / сутки | 31,40 | 8,67 | 7,47 | 2,34 | 2,34 | 2,17 | 1,94 | 1,94 | 1,94 | 1,84 | 0,75 | |
4. | Предлагаемые тарифы на подключение | тыс. руб. / куб. м в сутки | 48,13 | 44,56 | 50,67 | 66,03 | 64,48 | 62,28 | 48,68 | 32,73 | 32,52 | 32,63 | 32,17 | |
1) | Базовая ставка тарифа на протяженность сетей | тыс. руб./м | В соответствии с постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21 мая 2015 года N 21/45 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения на территории Челябинской области, на 2015 год" | |||||||||||
2) | Базовая ставка тарифа на подключаемую нагрузку | тыс. руб. куб. м в сутки | 48,13 | 44,56 | 50,67 | 66,03 | 64,48 | 62,28 | 48,68 | 32,73 | 32,52 | 32,63 | 32,17 |
На основании раздела VIII Технического задания на разработку инвестиционной программы объем подключаемой нагрузки принимается в соответствии с информацией о планируемом вводе и сносе жилья за период с 2016 по 2025 годы (приложение 2 к техническому заданию).
IX. Возможные риски при реализации инвестиционной программы и способы их снижения
Возможные риски в ходе реализации мероприятий инвестиционной программы приведены в таблице 31.
Таблица 31
Возможные риски при реализации инвестиционной программы и способы их снижения
N п/п | Возможный риск при реализации мероприятий инвестиционной программы | Способы снижения риска |
1 | 2 | 3 |
1. | Нестабильность финансовых поступлений | Установить четкие договорные отношения с участниками финансирования и потребителями услуг. Повышение эффективности начисления платежей и их собираемости за счет автоматизации |
2. | Высокий уровень политического влияния на стоимость услуг | Повышение уровня информированности потребителей, создание подразделения для связи с общественностью, упрощение процедуры рассмотрения жалоб. Консультации с потребителями по вопросам требуемого уровня обслуживания и приемлемости цен |
3. | Использование средств, поступающих для выполнения мероприятий инвестиционной программы, на решение эксплуатационных проблем | Снижение уровня операционных затрат. Проведение ежеквартального мониторинга выполнения производственной программы |
4. | Отклонение в сторону снижения контрольных показателей инвестиционной программы | Проведение ежеквартального мониторинга выполнения инвестиционной программы с целью анализа и раннего предотвращения причин отклонений |
X. Условия корректировки инвестиционной программы
В соответствии с пунктом 33 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 641) инвестиционная программа ежегодно корректируется при изменении объективных условий ее реализации в следующих случаях:
а) изменение законодательства Российской Федерации, влияющее на условия реализации инвестиционной программы, ведущее к росту расходов на ее реализацию более чем на 10 процентов;
б) изменение объема бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование инвестиционной программы более чем на десять процентов, в случае если таковые представлялись;
в) наличие необходимости выполнения не предусмотренных инвестиционной программой на дату ее утверждения мероприятий по подключению (обеспечению технической возможности подключения) новых объектов при отсутствии технической возможности подключения вследствие отсутствия свободной мощности;
г) отказ лица, подавшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке заявку на подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, от подключения, указанного в инвестиционной программе;
д) получение уведомления от территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарный эпидемиологический надзор, в случае, установленном законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении.
В соответствии с пунктом 35 вышеуказанных Правил регулируемая организация вправе принять решение об изменении перечня мероприятий инвестиционной программы в пределах десяти процентов расходов на ее реализацию при условии, что такое изменение не повлечет увеличение общих расходов на реализацию инвестиционной программы в целом.
XI. Расчет эффективности инвестирования средств инвестиционной программы
Эффективность реализации инвестиционной программы "Строительство, реконструкция и модернизация объектов систем водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска на 2016-2025 годы" определяется путем сопоставления динамики показателей надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения и расходов на реализацию инвестиционной программы.
Финансовые потребности на реализацию инвестиционной программы составляют 3 404 590,69 тыс. руб. по мероприятиям, не связанным с подключением.
Таблица 32
Финансовые потребности на реализацию инвестиционной программы
(тыс. руб.) | |||
Год | Водоснабжение | Водоотведение | Всего |
1 | 2 | 3 | 4 |
2016 | 181 912,50 | 117 600,00 | 299 512,50 |
2017 | 179 928,42 | 109 935,00 | 289 863,42 |
2018 | 200 524,85 | 115 101,95 | 315 626,80 |
2019 | 192 104,63 | 120 511,74 | 312 616,37 |
2020 | 200 615,72 | 126 175,79 | 326 791,51 |
2021 | 216 990,30 | 132 106,05 | 349 096,35 |
2022 | 233 175,44 | 138 315,03 | 371 490,47 |
2023 | 241 329,81 | 155 604,62 | 396 934,43 |
2024 | 251 692,83 | 90 973,31 | 342 666,14 |
2025 | 261 602,17 | 138 390,53 | 399 992,70 |
ИТОГО | 2 159 876,67 | 1 244 714,02 | 3 404 590,69 |
Рисунок 19
Финансовые потребности инвестиционной программы 2016-2025
Показатели надежности, качества и энергоэффективности по годам реализации инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения представлены в таблицах 5 и 18 соответственно.
В результате реализации инвестиционной программы к 2025 году относительно 2014 года будет достигнуто снижение расхода электрической энергии в сфере водоснабжения на 14 973,3 тыс. кВт*ч, в сфере водоотведения - 14 980,0 тыс. кВт*ч, снижение потерь воды при транспортировке на 8 900 тыс. куб. м. Общий эффект от выполнения инвестиционной программы в стоимостном выражении в ценах 2015 года составит 349 191,1 тыс. руб., что составляет примерно 10 процентов от суммы капитальных вложений.
Таблица 33
Показатели энергетической эффективности
N п/п | Наименование мероприятия | Эффект от выполнения программы | ||
в натуральном выражении | в стоимостном выражении в ценах 2015 г., тыс. руб. | |||
единица измерения | значение показателя | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Эффект от выполнения программы в сфере водоснабжения: | |||
1) | Снижение потребления электрической энергии | тыс. кВт*ч | 14 973,3 | 138 734,1 |
2) | Сокращение потерь воды | тыс. куб. м | 8 900 | 158 776,0 |
Итого эффект по сфере водоснабжения: | 297 510,1 | |||
2. | Эффект от выполнения программы в сфере водоотведения: | |||
1) | Снижение потребления электрической энергии | тыс. кВт*ч | 14 980 | 51 681,0 |
Итого эффект по сфере водоотведения: | 51 681,0 | |||
Всего: | 349 191,1 |
Рисунок 20
Динамика сокращения потребления электроэнергии в результате реализации инвестиционной программы
Рисунок 21
Динамика сокращения потерь воды
Кроме того, эффект от реализации инвестиционной программы будет неявным, косвенным, в виде предотвращенного ущерба, улучшения качества предоставляемых услуг, то есть в натуральном и стоимостном выражении будет отсутствовать как таковой.
В результате реализации инвестиционной программы будут достигнуты следующие цели инвестиционной программы:
1) повышение безопасности проживания населения за счет обеспечения питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-эпидемиологическим правилам;
2) надежная эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения с применением прогрессивных технологий, материалов и оборудования;
3) снижение риска загрязнения природных водных объектов сточными водами и улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования "город Челябинск".
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых ей для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
Развитие инженерной инфраструктуры в рамках реализации инвестиционной программы обеспечивается исходя из соблюдения условия безубыточности: объем потребностей инвестиционной программы равен сумме доходов от оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения (полное возмещение затрат на реализацию инвестиционной программы). Соответственно, срок возврата инвестиций совпадает со сроком реализации инвестиционной программы - 10 лет.
XII. Заключение
На основании выше представленных материалов сформирована инвестиционная программа, в которой финансовые потребности на ее реализацию составили 6 293 059,93 тыс. руб., в том числе на:
1. Мероприятия, направленные на повышение качества и надежности работ систем водоснабжения и водоотведения, не связанные с подключением новых абонентов, - 3 404 590,69 тыс. руб., финансируемые за счет собственных средств предприятия (амортизационных отчислений и прибыли).