8.3. Результаты рассмотрения эксплуатационной документации, испытаний и обследований кранового пути заносят в паспорт кранового пути (приложение Б), который заполняется лицом, осуществляющим строительство, после сдачи кранового пути в эксплуатацию.
8.4. Подписанный и утвержденный паспорт кранового пути является неотъемлемой частью эксплуатационной документации на крановый путь.
8.5. Сдачу-приемку в эксплуатацию кранового пути рекомендуется совмещать со статическими и динамическими испытаниями крана при его полном техническом освидетельствовании согласно ПБ 10-382-00 (пункт 9.2.3) [3].
9. Эксплуатация надземного кранового пути
9.1. Эксплуатация надземного кранового пути осуществляется в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00 (пункт 9.3.9) [3], проекта кранового пути, руководства по эксплуатации крана и настоящего стандарта.
9.2. Находящийся в эксплуатации надземный крановый путь, с целью своевременного выявления и устранения несоответствия требованиям промышленной безопасности, в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00 (пункты 9.3. и 9.4) [3] должен проходить:
- осмотры (ежесменные, плановые и внеплановые);
- технические освидетельствования (частичные и полные);
- комплексные обследования.
9.3. Инженерно-технические работники ответственные за безопасную эксплуатацию кранового пути обязаны:
- разрабатывать проект организации работ (ПОР) и ППР, технологические карты на ремонт кранового пути;
- фиксировать деформации конструкций, размеры их смещений, условия опирания элементов, качество сопряжения и стыков, нарушение сплошности, а при необходимости определять прочность материала конструкции;
- производить периодические инструментальные обследования надземного кранового пути с целью контроля расчетных параметров, геометрических размеров пролетов и поперечных сечений элементов и конструкций пути, просадок и наклона колонн, прогибов опорных балок, глубины и ширины раскрытия трещин.
9.4. Перед каждой сменой работы крана крановщик обязан производить визуальный осмотр кранового пути и путевого оборудования.
9.5. Периодические осмотры кранового пути проводятся два раза в год – весной и осенью.
9.6. Весной осмотры следует проводить после таяния снега с целью проверки состояния кранового пути и выявления появившихся за зимний период повреждений и дефектов, определения работ по текущему ремонту кранового пути.
9.7. Периодичность плановых осмотров кранового пути зависит от режима эксплуатации крана, вида нагружения, физического состояния среды и степени ее воздействия на элементы конструкции кранового пути.
9.8. Внеплановые (дополнительные) осмотры кранового пути проводятся при особо неблагоприятных метеорологических условиях (ливнях, таянии снега и т.п.), а также при наличии неустойчивых участков кранового пути.
9.9. Результаты плановых (текущих) осмотров с указанием выявленных дефектов и повреждений (прогибы, отклонения, ширина и длина раскрытия трещин, их направление, отслоение защитного слоя бетона и пр.) фиксируют в паспорте кранового пути в соответствии с таблицей Б.6 (приложение Б).
9.10. При обнаружении дефектов и повреждений кранового пути аварийного характера в процессе проведения плановых (текущих) и внеплановых (дополнительных) осмотров, немедленно уведомляется лицо, осуществляющее эксплуатацию, предписанием запрещается работа крана и ограждается аварийный участок.
9.11. Техническое состояние элементов кранового пути и кранового пути в целом определяется и оценивается в соответствии с ГОСТ Р 53778–2010 (пункт 5.1.5) по четырем категориям состояния:
- нормативно-техническое;
- работоспособное;
- ограниченно-работоспособное;
- аварийное.
9.12. Периодические осмотры, техническое обслуживание, а также ремонт кранового пути проводятся в сроки, установленные графиком, составленным с учетом результатов обследований и оценки технического состояния кранового пути.
9.13. Результаты осмотров, технических обслуживаний, сведения о ремонтах кранового пути заносятся в паспорт надземного кранового пути.
9.14. Сведения о выявленных повреждениях, вызывающих необходимость внеочередного комплескного обследования кранового пути заносят в паспорт кранового пути.
9.15. Комплексное обследование кранового пути проводится специализированной организацией в соответствии с требованиями РД 10-138-97 [5] не реже одного раза в 3 года.
9.16. При технических осмотрах визуально оценивается техническое состояние элементов кранового пути и путевого оборудования.
9.17. При частичном техническом освидетельствовании кранового пути проводят:
приборно-инструментальную диагностику технического состояния и положения элементов кранового пути и путевого оборудования.
9.18. При комплексном обследовании кранового пути проверяется комплектность и фактическое состояние элементов кранового пути и путевого оборудования, проводятся испытания тупиковых упоров, ограничителей передвижения и элементов заземления, проводится инструментальная выверка положения элементов кранового пути.
Приложение А (рекомендуемое) Основные требования к ветрозащитным системам, направляемым на предотвращение угона грузоподъемных кранов
А.1 Ветрозащитные системы должны:
- надежно удерживать грузоподъемные краны на месте при действии ветра как в рабочем, так и в нерабочем состоянии;
- не создавать каких-либо препятствий или помех нормальной эксплуатации грузоподъемного крана;
- быть доступными и удобными при эксплуатации и ремонте грузоподъемного крана.
А.2 В состав ветрозащитной системы в общем случае входят следующие составляющие части:
- противоугонные устройства (противоугонные захваты, остановы или стопоры) с устройством (приспособлением) для привидения их в действие;
- тормозная система механизма передвижения грузоподъемного крана;
- устройство для замера силы ветра;
- устройство светового и звукового оповещения;
- расчет по удержанию грузоподъемного крана, выполненный специализированной организацией по отдельной методике.
А.3 Работоспособность ветрозащитных систем должна быть обеспечена при условии устройства и содержания крановых путей в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00 [3], руководства по эксплуатации конкретного грузоподъемного крана и настоящего нормативного документа.
А.4 Для обеспечения удержания грузоподъемного крана должно быть выдержано следующее условие:
- при действии ветра нерабочего состояния для грузоподъемных кранов, снабженных противоугонными захватами, остановами или стопорами
Руд nуд [(Fнр + Fукл) – (Рm +Wmр)] , (А.1)
где Руд – сумма удерживающих усилий всех противоугонных устройств грузоподъемного крана;
nуд – запас удерживающего усилия (nуд ≥ 1,20);
Fнр – ветровая нагрузка рабочего состояния;
Fукл – горизонтальная составляющая веса крана от уклона кранового пути;
Рт – сумма тормозных усилий всех тормозов механизма передвижения грузоподъемного крана, приведенных к ободьям ходовых колес;
Wтр – сопротивление от сил трения в ходовых колесах грузоподъемного крана.
А.5 Проектирование, изготовление, ремонт и модернизацию ветрозащитных систем должны выполнять только специализированные организации и заводы-изготовители имеющие право проведения работ соответствующих видов применительно к грузоподъемным кранам.
Приложение Б (обязательное) Паспорт надземного кранового пути (РД 10-117-95 [4])
УТВЕРЖДАю
______________________________
(должность)
_____________________________
(организация)
______________________________
(подпись, Ф.И.О.)