СТО 221 НОСТРОЙ 2.2.78-2015 Крановые пути Требования к устройству, строительству и безопасной эксплуатации надземных крановых путей Общие технические требования стр. 6

6.49. При СМР кранового пути на сложных и уникальных объектах акты приемки ответственных элементов и освидетельствования скрытых работ составляются с учетом особых указаний проекта кранового пути.
6.50. Перед проведением обкатки кранового пути лицом, осуществляющим строительство, производится съемка планово-высотного положения элементов надземного кранового пути для выявления скрытых дефектов и повреждений элементов кранового пути, определения упругой податливости, деформации и неравномерной просадки колонн производится съемка высотного положения направляющей кранового пути без нагрузки и под нагрузкой от крана.
6.51. Результаты геодезической съемки заносят в паспорт кранового пути в таблицу Б.2 (приложение Б).
6.52. После обкатки крановый путь предъявляется лицом, осуществляющим строительство, к приемо-сдаточным испытаниям. Приемо-сдаточные испытания предназначены для оценки качества выполненных работ по строительству кранового пути, его соответствия проектной документации и принятию решения о вводе кранового пути в эксплуатацию.

7. Контроль выполнения строительно-монтажных работ

7.1. Контроль выполнения строительно-монтажных работ кранового пути осуществляется лицом, осуществляющим строительство, на всех этапах:
  • при приемке комплектующих элементов кранового пути;
  • при строительстве кранового пути;
  • при монтаже путевого оборудования;
  • при обкатке и испытаниях кранового пути.
7.2. Контроль выполнения строительно-монтажных работ включает:
  • входной контроль;
  • операционный контроль этапов выполняемых работ;
  • оценка соответствия этапов выполненных работ.
7.3. При входном контроле проверяется:
  • комплектность рабочей документации, достаточность содержащейся в ней информации для производства работ;
  • соответствие элементов кранового пути требованиям проекта, ГОСТ, ТУ и настоящего стандарта;
  • наличие паспортов и сертификатов на комплектующие кранового пути.
7.4. При операционном контроле проверяется соответствие выполняемых операций (этапов) требованиям проекта на крановый путь, ППР и настоящего стандарта.
Результаты операционного контроля фиксируются в журналах выполненных работ и актах на скрытые работы.
7.5. В процессе устройства кранового пути производится оценка соответствия этапов выполненных работ:
  • подготовка строительной площадки под монтаж кранового пути;
  • вынесение в натуру геодезической разбивочной основы;
  • выполнение СМР;
  • сдача кранового пути под монтаж крана;
  • оценка соответствия кранового пути для ввода в эксплуатацию.
7.6. Результаты контроля оформляются актами на этапы выполненных работ по формам приложения Б в соответствии с РД 11-02-2006 [7].
7.7. При визуальном контроле проверяется:
узлы и соединения элементов на наличие креплений БКП на колоннах, стыковых и промежуточных скреплений, крепление тупиков и проходных галерей надземного кранового пути;
7.8. Приборно-инструментальный контроль всех элементов, узлов и соединений кранового пути включает проведение следующих измерений:
  • планово-высотную съемку (геодезическая съемка по СП 126.13330) положения элементов кранового пути;
  • измерение геометрических размеров элементов кранового пути;
  • замеры прогибов, просадок, уклонов элементов кранового пути;
  • смещение направляющих с продольной разбивочной оси кранового пути;
  • взаимное смещение торцов направляющих в стыке;
  • замеры ширины и глубины раскрытия трещин в бетоне железобетонных элементов;
  • замеры величины коррозии стальных и железобетонных элементов.
7.9. При проведении приборно-инструментального контроля применяются следующие средства измерений:
геометрические изменения ширины колеи на всем протяжении кранового пути проверяется с помощью компорированной стальной рулетки с ценой деления 1 мм или лазерной рулеткой (дальномером).
7.9.1. Для геодезической съемки кранового пути, замеров прогибов, уклонов, просадок применяют:
  • теодолиты;
  • нивелиры;
  • прогибомеры типа 6-ПАО.
7.9.2. Для измерения геометрических размеров применяют:
  • металлические рулетки (ГОСТ 7502 класс точности не ниже 3);
  • линейки измерительные металлические с пределом измерений 0 – 1000 мм (ГОСТ 427);
  • линейки поверочные типа ЛЧ-1-200, ЛЧ-1-320 (ГОСТ 8026);
  • угольник поверочный 250×160 мм (ГОСТ 3749 класс точности 2);
  • штангенциркуль с пределом измерений 0 – 150 мм (ГОСТ 166 класс точности 4);
  • метр складной типа МСМ-82, МСД-1;
  • лазерную рулетку (дальномер).
7.9.3. Для замеров ширины и глубины раскрытия трещин применяют иглы проверочные и щупы плоские, лупы с 10х с ценой деления 0,05 мм (ГОСТ 25706) и другие приборы для неразрушающих методов контроля.
7.10. Коррозия стальных элементов определяется методом сравнения размеров элементов, очищенных от коррозии, с проектными размерами. В случае язвенной коррозии проводится тщательная обработка поверхности механическим или химическим способом с удалением ржавчины из язв. Глубина язвенного участка измеряется с помощью индикатора с игольчатым наконечником. Стыковые и промежуточные скрепления проверяются методом простукивания (глухой звук свидетельствует о наличии трещин или ослаблении крепления). Средства измерений не должны иметь погрешности более 2,5 %.
7.11. Лабораторные испытания и исследования элементов кранового пути включают испытания материалов (сталь, бетон) с целью определения их физико-механических показателей. Сталь, бетон испытываются в стационарных лабораториях.
7.12. Оценка соответствия сварных соединений по результатам внешнего осмотра и неразрушающего контроля производится в соответствии с проектом на изготовление, монтаж, ремонт или реконструкцию кранового пути, который содержит нормы оценки качества сварных соединений, исключающие выпуск изделий с дефектами, снижающими их прочность и эксплуатационную надежность.
7.13. Контроль сварных соединений расчетных элементов металлоконструкций проводится только после устранения дефектов, выявленных внешним осмотром. При этом контролю подвергают начало и окончание всех сварных швов стыковых соединений поясов и стенок коробчатых металлоконструкций.
7.14. Сварные соединения, качество которых согласно проекта следует проверять при монтаже физическими методами, надлежит контролировать радиографическим по ГОСТ 7512 или ультразвуковым методом по ГОСТ 14782 в объеме 5 % при ручной или механизированной сварке и 2 % – при автоматизированной сварке. Места обязательного контроля указывают в проекте надземного кранового пути.
7.15. Перед проведением рентгенои гамма-контроля соответствующие участки сварного соединения маркируются так, чтобы их можно было легко обнаружить на контрольных рентгеноили гамма-снимках.
7.16. При выявлении во время неразрушающего контроля недопустимых дефектов в сварных соединениях контролю подвергается все соединения. Дефектные участки сварных швов, выявленных при контроле, удаляются механическим способом и перевариваются.
7.17. Механические испытания сварных соединений проводятся с целью проверки соответствия прочностным и пластическим характеристикам сварного соединения на контрольных образцах, сваренных в условиях, полностью отвечающим условиям изготовления элементов металлоконструкций (основные и присадочные материалы, сварочные режимы, положение сварки).
7.18. Средства нагружения в виде контрольных грузов, предназначенных для испытания надземного кранового пути, применяются с динамометром растяжения.
7.19. Полученные при осмотрах и контрольных измерениях данные сравнивают с проектными и допускаемыми отклонениями на изготовление и монтаж конструкций, которые разрешены проектом и настоящим стандартом, а также сопоставляют с результатами выполненных ранее диагностических работ (обследований).
7.20. Предельные отклонения от плоскости верхнего пояса стальных и железобетонных балок кранового пути не должны превышать плюс 2 мм на длине 2 м.
7.21. Величина допускаемого зазора и взаимное смещение торцов направляющих для разъемных стыковых скреплений в плане и по высоте не должны превышать допустимых значений в соответствии с приложением В.
7.22. Все разъемные стыковые скрепления должны иметь полное количество болтовых соединений, смазанных и поставленных поочередно внутрь и наружу.
7.23. Расстояние между осями промежуточных скреплений должно соответствовать принятому в проекте. Допускается отклонение между осями промежуточных скреплений от проектного до 50 мм.
7.24. При монтаже необходимо соблюдать планово-высотное положение, проектный зазор и симметричность опирания стыка БКП на опорные площадки колонн в соответствии с таблицей В.1 приложения В.
7.25. Предельные отклонения от проектного положения балок кранового пути определяется геодезической съемкой и не должны превышать:
  • в стыке балок по высоте – 1 мм;
  • смещение оси балки с продольной оси кранового пути – 4 мм.
7.26. Направляющие кранового пути опорных и подвесных кранов монтируются с отклонениями в плане и по высоте от проектного положения не более 1 мм на 2 метра и не более 10 мм на всей длине кранового пути. Сужение-уширение колеи кранового пути должно быть не более 1/1000 пролета, но не более 10 мм. Контроль осуществляется геодезической съемкой с применением теодолита и дальномера.
7.27. В случае превышения значений допусков на строительство надземного кранового пути лицу, осуществляющему строительство, необходимо привести элементы кранового пути в проектное положение.

8. Оценка соответствия кранового пути

8.1. Перед сдачей-приемкой в эксплуатацию кранового пути лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает обкатку кранового пути не менее 10 проходов крана без груза и 5 проходов крана с максимальным рабочим грузом, после чего производят планово-высотную съемку (нивелировку) кранового пути по головке направляющей. При необходимости производится восстановление проектного положения элементов кранового пути.
8.2. При сдаче-приемке в эксплуатацию кранового пути представляется комплект эксплуатационной документации, включающий:
  • проект и паспорт кранового пути;
  • справку о соответствии надземного кранового пути нагрузкам от установленного крана по форме Д.5 (приложение Д);
  • паспорта или сертификаты, инструкции по эксплуатации, описания, рабочие чертежи на поставленные материалы и комплектующие изделия, требующие совместного рассмотрения;
  • проект установки крана;
  • проект производства работ краном (ППРк);
  • акт комплексного обследования кранового пути (форма Д.4, приложение Д).