СТО 221 НОСТРОЙ 2.2.78-2015 Крановые пути Требования к устройству, строительству и безопасной эксплуатации надземных крановых путей Общие технические требования стр. 5

5 – балка кранового пути; 6 – опорное ребро балки кранового пути; 7 – шайба; 8 – планка; 9 – регулировочные подкладки; 10 – опорная площадка колонны; 11 – колонна;
12 – стальная подставка; 13 – закладная деталь колонны;
14 – закладная деталь балки кранового пути; 15 – анкерный болт; 16 – опорный лист
Рисунок 6.1 – Узлы крепления балок кранового пути на колоннах
6.11. Условия монтажа БКП зависят от принятого в проекте кранового пути конструктивного решения:
  • стальные БКП опираются на опорные площадки стальных колонн (общий вид показан на изображении а), рисунок 6.1);
  • стальные БКП опираются на опорные площадки железобетонных колонн (общий вид показан на изображении б), рисунок 6.1);
  • железобетонные БКП опираются на опорные площадки железобетонных колонн (общий вид показан на изображении в), рисунок 6.1).
6.12. Установку верхнего узла крепления БКП на колонне произво дят после установки БКП в проектное положение и установки нижнего узла крепления БКП.
6.13. Крепление верхнего пояса БКП на колонне осуществляется с помощью регулируемого или не регулируемого узла крепления (рисунок 6.1).
Регулируемое крепление предусматривает возможность поворота опорного сечения БКП вокруг горизонтальной оси и перемещения верха разрезных и неразрезных балок в горизонтальной плоскости.
Не регулируемое крепление не предусматривает возможность поворота опорного сечения БКП. Применение жесткого крепления допускается только для железобетонных конструкций кранового пути.
6.14. Опирание стальных БКП на опорные площадки стальных колонн нижней кромкой опорных ребер (рисунок 6.1, позиция 6) необходимо обеспечить с соблюдением проектного положения БКП.
6.15. Нижний узел крепления стальных БКП на опорной площадке стальной колонны (изображение а), рисунок 6.1) выполняется на болтовых соединениях по ГОСТ 7798. После совмещения продольных осей БКП и кранового пути производится затяжка болтовых соединений, при этом ось болта должна находиться в центре овального отверстия в нижней полке БКП. После выверки положения БКП на опорной площадке колонны производится приварка монтажной шайбы (рисунок 6.1, позиция 7) к нижнему поясу БКП по ГОСТ 5264. Резьбовые соединения должны быть затянуты с моментом в соответствии с таблицей 6.1. Для болтовых соединений БКП должны применяться болты и гайки с классом прочности не ниже 5,8 по ГОСТ 7798.
6.16. Нижний узел крепления стальной БКП (изображение а), рису нок 6.1) к стальной подставке на опорной площадке колонны выполняется на болтовых соединениях. Очередность выполнения операций должна соответствовать требованиям 6.15.
Таблица 6.1 – Рекомендуемые крутящие моменты затяжки болтовых соединений
Диаметр резьбы болтов, мм16
20
24
30
36
42
48
Допускаемый максимальный крутящий момент при затяжкеконструктивных болтов, Н×м60
100
250
550
950
1500
2300
6.17. Нижний узел крепления стальной БКП (изображение а), рисунок 6.1) к стальной подставке на опорной площадке колонны выполняется на болтовых соединениях. Очередность выполнения операций должна соответствовать требованиям 6.15.
6.18. Конструкция верхнего узла крепления стальной БКП к стальной колонне – регулируемая (изображение а), рисунок 6.1). Крепления БКП выполняется в виде регулируемого крепления крепящегося к закладным деталям колонны и верхней полке БКП с помощью соединения сваркой по ГОСТ 5264 (рисунок 6.1).
6.19. Конструкция верхнего узла крепления стальной БКП к стальной колонне – не регулируемая (изображение а), рисунок 6.1). Упорные уголки (рисунок 6.1, позиция 4) крепятся с помощью сварки по ГОСТ 5264 к соединительному элементу (рисунок 6.1, позиция 3) с обеих сторон полки двутавра надкрановой части колонны. Между упорным уголком и гранями надкрановой части колонны необходимо предусмотреть зазор не менее 5 мм. Соединительный элемент крепится сваркой к полке БКП и опирается на ребро в надкрановой части колонны (изображение а), рисунок 6.1).
Соединение с применением сварки упорных уголков к колонне не допускается.
6.20. Опирание стальных БКП на опорные площадки железобетонных колонн (изображение б), рисунок 6.1) осуществляется на предусмотренные проектом кранового пути специальные закладные плиты с анкерными болтами. Для компенсирования разности высоты БКП устанавливаются стальные подставки (изображение б), рисунок 6.1, позиция 12), предусмотренные проектом кранового пути.
6.21. Нижний узел крепления железобетонных БКП к опорной площадке железобетонной колонны (изображение в), рисунок 6.1) производится на анкерных болтах (рисунок 6.1, позиция 15) после совмещения продольных осей БКП и кранового пути.
6.22. Верхний узел крепления железобетонных БКП выполняется в виде регулируемого или не регулируемого соединения крепящегося к закладным деталям железобетонной колонны и верхней полке БКП с помощью сварки по ГОСТ 5264 (изображение в), рисунок 6.1).
6.23. Между собой стальные БКП стыкуются посредством болтовых соединений опорных ребер балок. Зазоры в стыке балок необходимо устранить набором пластин.
6.24. Соединение между собой железобетонных БКП не допускается.
6.25. После закрепления БКП производится геодезическая съемка планововысотного положения БКП с занесением результатов в паспорт кранового пути в таблицу Б.2 (приложение Б).
6.26. Монтаж балок кранового пути оформляется актом на выполненные этапы работ, с исполнительной геодезической съемкой по форме Б.2 (приложе ние Б), который подписывается представителем лица, осуществляющего строительство, представителем проектной организации и представителем технад зора Заказчика. Акт и таблица заносятся в паспорт кранового пути (приложе ние Б).
6.27. Верхняя плоскость полки БКП является в дальнейшем основанием для упругой прокладки под рельс (рисунки 5.6 и 5.7).
6.28. Рельсы типа Р и КР не допускают сварочные и другие огневые работы1), которые могут вызвать деформации, изменение структуры материала и снижение несущей способности конструктивных элементов.
6.29. Направляющие в виде квадрата или двутавра допускают сварочные и другие огневые работы, не снижающие равнопрочности и обеспечивающие свободное передвижение колес грузоподъемного крана.
6.30. При совмещении продольных осей направляющих кранового пути подвесного крана с осями кранового пути необходимо соблюсти положение болтов подвески в центре монтажных отверстий в соответствии с проектом кранового пути и ППР.
6.31. Сварка стыков или установка стыковых накладок направляющих кранового пути подвесного крана осуществляется после установки направляющих в проектное положение.
6.32. Установка вертикальных связей кранового пути подвесного крана производиться после закрепления направляющих в проектном положении.
6.33. Лицо, осуществляющее строительство, должно выполнить промежуточные скрепления (в соответствии с техническим заданием и проектом), обеспечивающие возможность регулирования направляющих в вертикальной и горизонтальной плоскостях для компенсации неравномерных просадок и перекосов фундаментов и колонн, а также исключающие боковые и продольные смещения направляющих при работе крана.
6.34. Для предотвращения схода крана с кранового пути на концевых участках кранового пути устанавливаются четыре тупиковых упора.
Тупиковые упоры должны быть проверены на соответствие их конструкторской документации (размеры, примененные материалы, качество выполненных сварочных соединений). Комплект тупиковых упоров должен иметь учетные номера, паспорт изготовителя с указанием года выпуска и типа крана для которого предназначены тупиковые упоры данной конструкции.
Операции, связанные с применением открытого огня, искрообразованием и нагреванием до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций (электросварка, газосварка, бензо-, керосинорезка, паяльные работы, механическая обработка металла с образованием искр).
6.35. В соответствии с требованиями паспорта на тупиковые упоры лицо, осуществляющее строительство, устанавливает тупиковые упоры на крановые пути в сечении, перпендикулярном оси кранового пути, не превышая допустимое отклонение 10 мм, на расстоянии не менее 500 мм от концов направляющих или балок кранового пути. Кран должен одновременно касаться двух тупиков.
6.36. Крепление тупиковых упоров на стальных БКП осуществляется посредством сварки по ГОСТ 5264 основания тупикового упора к верхнему поясу БКП. Под полками стойки тупикового упора и на стенке БКП должны быть установлены с помощью сварки по ГОСТ 5264 ребра жесткости, воспринимающие усилия от удара крана о тупиковый упор.
6.37. На железобетонных БКП крепление тупиковых упоров осуществляется по средством болтовых соединений. Крепление выполняется в виде хомута, охватывающего нижний пояс БКП (рисунок 5.8, позиция 8).
6.38. После установки тупиковых упоров лицом, осуществляющим строительство, составляется акт (форма Б.6, приложение Б).
6.39. Для своевременного отключения механизма передвижения крана необходимо устанавить ограничители передвижения.
6.40. Ограничители передвижения устанавливаются в соответствии с принятым в проекте решением таким образом, чтобы отключение двигателей механизма передвижения крана происходило на расстоянии половины пути торможения крана до тупиковых упоров по ПБ 10-382-00 (подпункт 2.12.6) [3].
6.41. Установку проходных галлерей, страховочного троса, посадочных площадок и лестниц производят в соответствии с проектом кранового пути и ППР.
6.42. Заземление кранового пути опроных и подвесных кранов должно быть выполнено специализированной организацией (имеющей допуск к выполнению данного вида работ) в соответствии с требованиями ПУЭ (глава 1.7) [11]. Общий вид заземления показан на рисунке 5.9.
6.43. При выполнении заземления необходимо обеспечить непрерывность электрической цепи, для чего направляющие в начале и конце кранового пути соединяются проводником с общим контуром заземления объекта капитального строительства или по специально разработанному проекту заземления. В стыках направляющих со стыковыми накладками устанавливаются перемычки из стали круглой диаметром 6 – 9 мм по ГОСТ 2590 или полосовой толщиной не менее 4 мм с площадью сечения не менее 48 мм2 по ГОСТ 103. Перемычки приваривают по ГОСТ 5264 к промежуточной пластине (рисунок 5.9, деталь А), устанавливаемой на нейтральной оси направляющей. При сварных стыковых соединениях направляющих заземляющие перемычки не устанавливаются.
6.44. Перед засыпкой траншей очагов заземления лицом, осуществляющим строительство, составляется акт освидетельствования скрытых работ (форма Б.1, приложение Б), а выступающие концы заземлителей и приваренные к ним проводники окрашивают в черный цвет.
6.45. После устройства заземления проверяется сопротивление растеканию тока заземляющей системы согласно ПУЭ (пункт 1.7.101) [11]. Сопротивление растеканию тока должно быть для питающей электросети трехфазного тока напряжением 380 В с глухозаземленной нейтралью – не более 10 Ом, с изолированной нейтралью – не более 4 Ом.
6.46. Результаты проверки сопротивления заземления и удельного сопротивления грунта оформляются актом (форма Б.5, приложение Б) и заносятся в паспорт кранового пути (таблица Б.3, приложение Б). Сопротивление заземления и удельное сопротивление грунта можно измерять мегомметром типа М 416.
6.47. Готовность кранового пути (или его части) под монтаж крана оформляется актом в соответствии с формой Б.3 (приложение Б), в котором отражаются все отступления от проекта, а также дефекты и нарушения, допущенные в процессе монтажа, не препятствующие монтажу крана.
6.48. Скрытые работы подлежат освидетельствованию лицом, осуществляющим строительство, с составлением актов в соответствии с формой Б.1 (приложение Б).