4.17. По окончании каждого этапа строительства составляется акт выполненных работ в соответствии с формами приложения Б с исполнительной геодезической съемкой в соответствии с РД 11-02-2006 [7]. Акты на выполненные этапы работ хранятся у лица, осуществляющего строительство до сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию.
4.18. Лицо, осуществляющее строительство, хранит комплект эксплуатационной документации:
- проект кранового пути (ПБ 10-382-00 (пункт 8) [3]);
- проект установки крана (ПБ 10-382-00 (пункт 2.18) [3]);
- проект производства работ краном (ПБ 10-382-00 (пункт 9.5) [3]);
- паспорт кранового пути с заполненными формами (приложение Б).
5. Устройство надземного кранового пути
5.1. Надземный крановый путь для опорных кранов включают следующие элементы:
- колонны;
- балки кранового пути;
- вертикальные связи;
- направляющие;
- стыковые и промежуточные скрепления;
- путевое оборудование.
5.2. Общий вид (план), продольный и поперечный профиль надземного кранового пути для опорных кранов показан на рисунке 5.1.
5.3. Надземный крановый путь для подвесных кранов включают следующие элементы:
- стропильные фермы (балки), плиты перекрытия;
- подвески;
- направляющие;
- стыковые скрепления;
- вертикальные связи;
- путевое оборудование.
5.4. Общий вид (план), продольный и поперечный профиль надземного кранового пути для подвесных кранов показан на рисунке 5.2.
5.5. Для надземного кранового пути опорных кранов применяются стальные, железобетонные или комбинированные колонны различных конструкций (сплошные, решетчатые, двухветвевые, полуколонны-пилястры). Колонны изготавливаются по рабочей конструкторской документации, разработанной проектной организацией с учетом требований технического задания, ГОСТ, ТУ и настоящего стандарта.
1 – балка кранового пути; 2 – колонна; 3 – ограничитель передвижения; 4 – тупиковый упор; 5 – заземление кранового пути; 6 – проходная галерея; 7 – вертикальные связи; 8 – посадочная
лестница; 9 – стыковое скрепление; I – узел крепления балки кранового пути на колонне;
II – узел крепления направляющей на балке кранового пути; III – верхний узел крепления балки кранового пути; IV – нижний узел крепления балки кранового пути; Lк – пролет кранового пути; Lц – расстояние по осям колонн; L – шаг колонн; Lобщ – длина кранового пути;
M – расстояние от проектной оси направляющей до проектной оси здания;
А, А1, Б, Б1 – продольные оси кранового пути; 1…5 – поперечные оси кранового пути
Рисунок 5.1 – Общий вид надземного кранового пути для опорных кранов
1 – направляющая кранового пути; 2 – стропильная ферма; 3 – колонна; 4 – подвеска; 5 – стыковое скрепление; 6 – вертикальная связь; 7 – тупиковый упор;
Lк – пролет кранового пути; Lц – расстояние по осям колонн; L – шаг колонн; Lобщ – длина кранового пути;
А, А1, Б, Б1 – продольные оси кранового пути; 1…5 – поперечные оси кранового пути
Рисунок 5.2 – Общий вид надземного кранового пути для подвесных кранов
5.6. Для надземного кранового пути опорных кранов применяются стальные и железобетонные балки кранового пути, изготовленные по рабочей конструкторской документации, разработанной проектной организацией с учетом требований технического задания, ГОСТ, ТУ и настоящего стандарта.
5.7. Узлы крепления балок кранового пути на колоннах (верхний и нижний) должны обеспечивать регулировку планово-высотного положения балок и быть доступными для обследования и удобными для обслуживания.
5.8. Верхний узел крепления балок кранового пути к колонне должен обеспечивать продольное смещение верхнего пояса балок при их деформации.
5.9. Вертикальные связи устанавливаются в соответствии с проектом и служат для обеспечения устойчивости конструкций кранового пути и восприятия продольных горизонтальных нагрузок от торможения или наезда мостового крана на тупиковые упоры. Параметры сварных швов должны соответствовать продольным нагрузкам.
5.10. Для снижения напряжения, динамических нагрузок в элементах кранового пути, износа направляющей и ходовых колес крана устанавливают упругие прокладки, регулируемые скрепления направляющих по ГОСТ 24741 и крепления балок кранового пути (БКП) на колоннах.
Пример – Упругие прокладки по ТУ 2539-161-01124323-2003 [8].
5.11. В качестве направляющих для опорных кранов применяются:
- рельсы железнодорожные Р43, Р50, Р65, Р75 по ГОСТ Р 51685 (рисунок 5.3);
- рельсы крановые КР70, КР80, КР100, КР120, КР140 по ГОСТ 4121 (рисунок 5.3);
- прокат стальной горячекатаный квадратного или прямоугольного сечения по ГОСТ 2591.
5.12. Применение горячекатаного квадрата допускается только на стальных неразрезных балках кранового пути со сплошным опиранием направляющей на балке.
5.13. В качестве направляющих для подвесных кранов применяются двутавры по ГОСТ 8239 или специального назначения по ГОСТ 19425.
5.14. При строительстве и эксплуатации параметры направляющих должны соответствовать приведенным на рисунке 5.3.
5.15. Для обеспечения проектного положения направляющих на балках кранового пути и обеспечения их продольного соединения применяются стыковые и промежуточные скрепления.
5.16. Стыковые скрепления могут быть разъемного или неразъемного типа:
неразъемные стыковые скрепления выполняются с помощью сварки по серии 1.426.2-7 [9].
5.17. Для рельсов Р43, Р50, Р65, Р75 по ГОСТ Р 51685 в качестве разъемных стыковых скреплений применяют двухголовые, четырех или шестидырные железнодорожные накладки по ГОСТ 19127, ГОСТ 19128, ГОСТ 8193 (рисунок 5.4, позиция 1), одновитковые шайбы пружинные по ГОСТ 19115 (рисунок 5.4, позиция 4), болты для рельсовых стыков по ГОСТ 11530 (рисунок 5.4, позиция 3) и гайки по ГОСТ 11532 (рисунок 5.4, позиция 2).
Тип рельса | b , ммп | b , мм1 | b , мм2 | Н , мм1 | Н , мм2 | h , ммr | Масса кг/м | Приведенный износ, мм |
Р43 | 114 | 70 | 59,5 | 140 | 133,7 | 42 | 44,6 | 10,5 |
Р50 | 132 | 72 | 61,2 | 152 | 145,7 | 42 | 51,67 | 11 |
Р65 | 150 | 75 | 63,75 | 180 | 173,25 | 45 | 64,72 | 11,5 |
Р75 | 150 | 71,8 | 61,3 | 192 | 183,75 | 55 | 74,41 | 12 |
КР80 | 130 | 87 | 73,95 | 130 | 124,75 | 35 | 64,24 | 10,5 |
КР100 | 150 | 108 | 918 | 150 | 140 | 40 | 89,05 | 12 |
КР120 | 170 | 129 | 109,65 | 170 | 163,25 | 45 | 118,29 | 14,5 |
КР140 | 170 | 150 | 127,5 | 170 | 162,5 | 50 | 146,92 | 16,5 |
Примечание – Приведенный износ головки рельса – это вертикальный износ плюс половина горизонтального.
I – рельс Р; II – рельс КР;
Н1 – высота рельса; Н2 – высота изношенного рельса;
hr – высота изношенной головки; b1 – ширина головки; b2 – ширина изношенной головки; bп – ширина подошвы
Рисунок 5.3 – Общий вид и размеры рельсов
5.18. Для разъемных стыковых скреплений рельсов крановых КР70, КР80, КР100, КР120, КР140 по ГОСТ 4121 применяют специальные накладки по серии 1.426.2-7 [9] (рисунок 5.5, позиция 1) с комплектом болтов по ГОСТ 7798 (рисунок 5.5, позиция 3), гаек по ГОСТ 5915 (рисунок 5.5, позиция 2) и шайб по ГОСТ 11371 (рисунок 5.5, позиция 4). Накладки для рельсов крановых КР70, КР80, КР100 изготавливаются из специальных марок стали ВСт3пс6-1 (например по ТУ 14-1-3032-80 [10]), а для КР120 и КР140 из стали марок 09Г2С-12 по ГОСТ 19281.
Тип рельса | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Л | Число отверстий | Масса1 шт., кг | |
Р43 | 65 | 160 | 110 | 120 | 24 | 32 | 94 | – | – | 790 | 3 | 3 | 16 |
Р43 | 65 | – | – | – | 24 | – | 94 | 110 | 120 | 470 | – | 4 | 16 |
Р50 | 50 | 140 | 150 | 140 | 26 | 34 | 104 | – | – | 820 | 3 | 3 | 18,8 |
Р50 | 50 | – | – | – | 26 | – | 104 | 150 | 140 | 540 | – | 4 | 18,8 |
Р65 | 49 | 130 | 220 | 202 | 30 | 40 | 127 | – | – | 1000 | 3 | 3 | 29,1 |
Р65 | 79 | – | – | – | 28 | – | 127 | 220 | 202 | 800 | – | 4 | 29,1 |
Р75 | 70 | – | – | – | 32 | – | 127 | 165 | 435 | 900 | – | 4 | 29,1 |
а) шестидырные; б) четырехдырные
1 – накладка двухголовая; 2 – гайка; 3 – болт; 4 – шайба
Рисунок 5.4 – Общий вид и размеры стыковых разъемных скреплений для рельсов типа Р