СТО 221 НОСТРОЙ 2.2.78-2015 Крановые пути Требования к устройству, строительству и безопасной эксплуатации надземных крановых путей Общие технические требования стр. 4

5.19 Направляющие кранового пути подвесных кранов выполняются по неразрезной схеме, сваренными в стык, при этом концы балок необходимо фрезеровать.
Тип направляющей
h
a
1
a
2
a
3
a
4
a
5
S
КР70
48
30
5
8
8
7
16
КР80
51
КР100
58
35
6
9
9
9
20
КР120
66
40
7
11
12
12
25
КР140
70
45
11
17
15
12
30
1 – специальная накладка; 2 – болт; 3 – гайка; 4 – шайба пружинная Рисунок 5.5 – Общий вид и размеры разъемного стыкового скрепления для рельсов типа КР
5.20. Направляющие кранового пути подвесных кранов крепятся к конструкциям покрытий, стальным или железобетонным балкам, фермам, крупноразмерным плитам непосредственно через элементы подвески в соответствии с приложением Г.
5.21. Для соединения направляющих с балками кранового пути применяются промежуточные скрепления, которые обеспечивают проектное положение направляющей (рисунки 5.6 и 5.7).
I – нераздельно-разъемное жесткое; II – нераздельно-разъемное упругое
1 – направляющая (рельс); 2 – прижим; 3 – болтовое соединение;
4 – закладная деталь (подкладка); 5 – упругая неметаллическая прокладка; 6 – железобетонная балка кранового пути
Рисунок 5.6 – Промежуточные скрепления для направляющих к железобетонной балке кранового пути
I – нераздельно-разъемное не регулируемое; II – нераздельно-разъемное регулируемое 1 – направляющая-рельс; 2 – прижим; 3 – болтовое соединение;
4 – упругая прокладка; 5 – стальная балка кранового пути
Рисунок 5.7 – Промежуточные скрепления для направляющих к стальной балке кранового пути
5.22. Промежуточные скрепления применяются двух типов. Первый тип скреплений обеспечивает жесткую связь направляющей с основанием (БКП) (изображение I, рисунок 5.6), второй тип скреплений обеспечивает упругую связь БКП и направляющей (изображение II, рисунок 5.6 и изображение II, рисунок 5.7).
5.23. Тип и конструкция промежуточного скрепления для опорных кранов выбирается по ГОСТ 24741 или по серии 1.426.2-7 [9], в зависимости от вида балки кранового пути (стальная или железобетонная) и режима работы крана.
5.24. В состав путевого оборудования входит:
  • комплект тупиковых упоров;
  • ограничители передвижения;
  • проходные галереи, площадки, лестницы, ограждения и т.п.;
  • система заземления;
  • комплект знаков безопасности по ГОСТ Р 12.4.026.
5.25. Тупиковые упоры являются устройствами безопасности, обеспечивающими безопасную эксплуатацию грузоподъемного крана, гашение остаточной скорости и предотвращение схода крана с кранового пути в аварийных ситуациях. Общий вид рекомендованных к установке в качестве путевого оборудования тупиковых упоров ударного и безударного типа показан на рисунке 5.8.
5.26. Для своевременного отключения механизма передвижения крана на конечных участках кранового пути устанавливаются ограничители передвижения.
5.27. Конструкция ограничителей передвижения должна соответствовать приведенному в паспорте на кран и установленного на кране типу концевого выключателя.
5.28. Согласно требованиям ПБ 10-382-00 (пункт 2.17) [3] для обеспечения безопасного доступа при обслуживании и ремонте кранового пути техническим заданием предусматриваются проходные галереи, площадки, лестницы и установка страховочных тросов.
5.29. Надземный крановый путь обязательно оборудуется системой заземления, выполненной в соответствии с требованиями ППР, ПУЭ [11] и настоящего стандарта. Общий вид заземления приведен на рисунке 5.9.
5.30. При выполнении заземления необходимо обеспечить с контуром непрерывность электрической цепи, для чего направляющие в начале и в конце пути соединяются проводником между собой и с контуром. На разъемных стыках направляющие соединяются перемычками. Проводники и перемычки выполняются из стали круглой (6 – 9 мм) по ГОСТ 2590 или полосовой площадью сечения не менее 48 мм по ГОСТ 103.
1 – башмак; 2 – прижим; 3 – шайба сферическая; 4, 5 – гайка и болт М24; 6 – направляющая
1 – стойка; 2 – ограничитель механизма передвижения крана; 3 – упругий амортизатор;
4 – ребра жесткости с фиксирующей плитой; 5 – направляющая; 6 – железобетонная балка; 7 – стальная балка; 8 – крепежные болты; 9 – ребра жесткости; 10 – фиксирующая плита Рисунок 5.8 – Тупиковый упор безударного и ударного типа на железобетонной (I) и стальной (II) балке кранового пути
Рисунок 5.9 – Заземление надземного кранового пути
5.31. Заземление выполняется в виде контура из располагаемых по прямой линии или треугольником трех заземлителей, в качестве которых применяют стальные трубы диаметром 50 – 70 мм по ГОСТ 8732, сталь угловую сечением 50×50 мм и 60×50 мм по ГОСТ 8509 или сталь круглую диаметром 10 – 20 мм по ГОСТ 2590. Длина заземлителей составляет 2500 – 3000 мм.
5.32. Вдоль кранового пути необходимо выставлять знаки безопасности с поясняющими табличками: «Входить на крановый путь посторонним запрещается», «Место стоянки крана», выполненными по ГОСТ Р 12.4.026. Места расположения знаков безопасности следует выбирать согласно ППРк.

6. Правила выполнения работ по строительству надземного кранового пути

6.1. Строительство кранового пути предусматривает следующие этапы:
  • подготовительный;
  • монтаж колонн;
  • монтаж балок кранового пути;
  • монтаж направляющих кранового пути;
  • установка путевого оборудования.
6.2. Подготовительный этап включает в себя приемку строительной площадки в соответствии с требованиями СТО НОСТРОЙ 2.33.51, приемку фундаментов с подписанием акта скрытых работ и исполнительной геодезической съемкой.
6.3. При монтаже кранового пути подвесного крана подготовительный этап включает в себя приемку строительной площадки в соответствии с требованиями СТО НОСТРОЙ 2.33.51, приемку стропильных ферм (плит перекрытия) с подписанием акта и исполнительной геодезической съемкой.
6.4. К монтажу колонн приступают после набора бетоном фундаментов (подливок) не менее 70 % проектной прочности, определяемой по ГОСТ 18105.
6.5. Вертикальное положение колонн фиксируется установкой вертикальных связей и распорок в соответствии с ППР и проектной документацией кранового пути.
6.6. Выравнивание разности отметок опорных поверхностей железобетонных и стальных колонн до проектного положения осуществляется с помощью набора прокладок (рисунок 6.1, позиция 9) до 80 мм и столиков (рисунок 6.1, позиция 12) свыше 80 мм, с обязательным внесением изменений в проект кранового пути при согласовании с проектной организацией.
6.7. Размеры прокладок должны соответствовать размерам опорной площадки колонны.
6.8. По окончании монтажа колонн составляется акт с исполнительной геодезической съемкой планово-высотного положения колонн. Планово-высотное положение опорных площадок колонн должны соответствовать таблице В.1 (приложения В).
6.9. Монтаж балок кранового пути (БКП) осуществляется по ППР после монтажа и фиксирования проектного положения колонн, вертикальных связей и распорок.
6.10. Допускается установка БКП в проектное положение вместе с тормозными балками, фермами и проходными галереями (укрупненная сборка на строительной площадке) в соответствии с проектом кранового пути и ППР.
а) стальные балки кранового пути на стальных колоннах;
б) стальные балки кранового пути на железобетонных колоннах;
в) железобетонные балки кранового пути на железобетонных колоннах 1 – регулируемое крепление; 2 – ребро в надкрановой части колонны;
3 – соединительный элемент нерегулируемого крепления; 4 – упорный уголок;