ГОСТ 19281–89 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия
ГОСТ 19425–74 Балки двутавровые и швеллеры стальные специальные. Сортамент
ГОСТ 24741–81 Узел крепления крановых рельсов к стальным подкрановым балкам. Технические условия
ГОСТ 25706–83 Лупы. Типы, основные параметры. Общие технические требования
ГОСТ 27584–88 Краны мостовые и козловые электрические. Общие технические условия
ГОСТ Р 12.4.026–2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 51685–2000 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия
ГОСТ Р 53778–2010 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
ИСО 4301/1-86 Краны грузоподъемные. Классификация
СП 14.13330.2011 «СНиП II-7-81 Строительство в сейсмических районах» СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства»
СП 49.13330.2010 «СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»
СП 70.13330 «СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции»
СП 126.13330.2012 «СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве» СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011 Организация строительного производства. Общие положения
СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 Организация строительного производства. Подготовка и производство строительных и монтажных работ
Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте приведены термины в соответствии с Градостроительным кодексом [1], Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:
колея кранового пути: Расстояние по горизонтали между осями направляющих кранового пути (по ПБ 10-382-00 [3]).
контроль технического состояния: Проверка соответствия значений параметров кранового пути требованиям проектной и технической документации.
крановый путь: Сооружение, предназначенное для передвижения грузоподъемных кранов.
надземный крановый путь: Крановый путь, опорные элементы которого опираются или подвешиваются на несущие строительные конструкции (стены, колонны, балки, фермы и т.п.).
направляющая: Элемент кранового пути, обеспечивающий непосредственную опору для колес крана и определяющий направление их движения.
ограничитель передвижения: Устройство, автоматически отключающее привод механизма передвижения крана в аварийных ситуациях (по РД 10-117-95 [4]).
опорный элемент: Элементы кранового пути для опирания направляющих и восприятия крановых нагрузок (по РД 10-138-97 [5]).
оценка технического состояния кранового пути: Заключение, составленное исполнителями работ по результатам комплексного обследования с учетом проверочного расчета конструкций элементов пути, выявленных дефектов и повреждений, свойств материалов, фактических и прогнозируемых нагрузок и воздействий, а также условий эксплуатации.
первичное обследование крановых путей: Комплексное обследование, выполняемое впервые в полном объеме (по РД 10-138-97 [5]).
промежуточное скрепление: Устройство, обеспечивающее соединение направляющих с опорными элементами (балки, фермы и т.п.).
путевое оборудование: Устройства, обеспечивающие безопасную эксплуатацию кранового пути (тупиковые упоры, ограничители передвижения, проходные галереи, площадки, лестницы, ограждения, система заземления, электропитание крана, комплект знаков безопасности) (по РД 10-117-95 [4]).
ремонт кранового пути: Восстановление поврежденных или пришедших в негодность элементов кранового пути, а также их замена.
стыковые скрепления: Элемент кранового пути, обеспечивающий соединение стыков направляющих.
4. Основные положения по организации строительства надземного кранового пути
4.1. Строительство объекта капитального строительства с несущими строительными конструкциями, на которые опираются опорные элементы надземного кранового пути, ведется в соответствии с требованиями проектной документации.
4.2. Проект на надземный крановый путь может быть самостоятельным (типовой проект или разработанный с учетом особых условий эксплуатации) или являться составной частью проекта объекта капитального строительства.
4.3. Проект на крановый путь разрабатывается организацией по техническому заданию застройщика, разработанному на основании проектной документации на объект капитального строительства, утвержденной и согласованной в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (статья 49) [1].
4.4. При разработке технического задания необходимо руководствоваться требованиями к крановому пути, изложенными в эксплуатационной документации на грузоподъемный кран с учетом его конструктивных особенностей, а также особых условий эксплуатации (ветровые, сейсмические районы).
4.5. Техническое задание на разработку проектной документации на надземный крановый путь составляется на основании изысканий, проектной документации на объект капитального строительства и должно содержать:
- сведения об объекте капитального строительства (ширина, длина, высота и т.д.);
- технические данные из паспорта на грузоподъемный кран, устанавливаемый на крановый путь (грузоподъемность, нагрузка от колеса крана на направляющую, требования к крановому пути и т.д.);
- сведения о перемещаемых грузах (габариты, масса, места установки, и т.д.);
- режим работы объекта (сменность) и крана (режим нагружения);
- рекомендуемые типы элементов кранового пути (разделы 1 – 2 паспорта крана);
- результаты геологических и геодезических изысканий (состав грунтов, уровень грунтовых вод, рельеф стройплощадки и т.д.);
- указание сейсмического, ветрового и климатического района.
4.6. Проектная документация на надземный крановый путь должна содержать:
- рабочие чертежи (планы, разрезы, узлы и детали элементов и конструкций кранового пути, чертежи на комплектующие, а при необходимости чертежи на устанавливаемое путевое оборудование) и спецификации;
- технические условия (ТУ) на строительство, эксплуатацию и комплектующие кранового пути;
- прочностной расчет кранового пути и его элементов;
- расчет устойчивости элементов с учетом сложного сопротивления (вертикальный, горизонтальный изгиб и кручение);
- расчет тупиковых упоров;
- рабочие чертежи на устройство заземления;
- чертежи на конструкцию элемента кранового пути обеспечивающего устойчивость крана против опрокидывания, с учетом приложения А, в ветровых районах (ГОСТ 1451);
- чертежи на конструкцию гасителей динамических нагрузок при строительстве кранового пути в районах с повышенной сейсмичностью (более 6 баллов) по СП 14.13330 в соответствии с ПБ 10-382-00 (подпункт 2.1.6) [3];
- рабочие чертежи на устройство проходных галерей, лестниц и посадочных площадок;
- рабочие чертежи на устройство электропитания крана;
- паспорт кранового пути в соответствии с приложением Б.
4.7. В проектной документации должны быть предусмотрены:
- предельные величины отклонений контролируемых параметров, периодичность и методы контроля;
- минимальная периодичность осуществления проверок и осмотров состояния элементов кранового пути при строительстве и в процессе эксплуатации;
- сведения для пользователей и эксплуатационных служб о значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции кранового пути, которые недопустимо превышать в процессе эксплуатации.
4.8. Все отступления от проекта и настоящего стандарта согласовываются лицом, осуществляющим строительство надземного кранового пути, с разработчиком проекта.
4.9. В состав проекта кранового пути включаются мероприятия по созданию безопасных условий производства работ, обслуживания и эксплуатации надземного кранового пути.
4.10. В технических условиях на изготовление комплектующих кранового пути наряду с требованиями к изготовлению и браковочными показателями необходимо включать требования по контролю качества сварки, порядок приемки отдельных элементов, а также сведения о применяемых для изготовления материалах (сталь, железобетон и др.) и сварочных материалах.
4.11. Строительство надземного кранового пути осуществляется в соответствии с требованиями СП 48.13330, СП 49.13330, СТО НОСТРОЙ 2.33.14, СТО НОСТРОЙ 2.33.51 и настоящего стандарта.
4.12. На все этапы строительства кранового пути согласно 6.1 лицо, осуществляющее строительство, должно иметь проект производства работ (ППР), разрабатываемый проектной организацией.
4.13. Предусмотреное ППР перемещение строительных конструкций кранового пути с использованием вспомогательного грузоподъемного крана осуществляется в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00 (подпункт 9.5) [3] и проекта производства работ краном (ППРк), разработанного в соответствии с РД 11-06-2007 [6].
4.14. Для обеспечения контроля планово-высотного положения элементов кранового пути в процессе строительно-монтажных работ (СМР) строительная площадка оборудуется знаками геодезической основы: реперами, створными знаками и т.п. в соответствии с СП 126.13330, СТО НОСТРОЙ 2.33.14, СТО НОСТРОЙ 2.33.51.
4.15. Отклонения планово-высотного положения элементов надземного кранового пути от проектного при строительно-монтажных работах и эксплуатации не должны превышать значений, приведенных в проекте на крановый путь, в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на кран или рекомендуемыми таблицами В.1 и В.2 (приложение В).
4.16. При строительстве надземного кранового пути необходимо производить строительный контроль выполненных работ на всех этапах строительства кранового пути (фундаменты, колонны, балки кранового пути, направляющие кранового пути, путевое оборудование) в соответствии с требованиями настоящего стандарта.