7.4.13. При разрушении головы сваи забивка прекращается, разрушенная часть сваи срезается под прямым углом к оси сваи, после чего продолжается забивка.
7.4.14. Наращивание свай во время забивки производится с помощью стальных трубчатых стыковых элементов (см. рисунок 6). Необходимая длина стыкового трубчатого элемента должна быть не менее 1200 мм, толщина трубы не менее 5 мм (по ГОСТ 10704). В середине длины стыковой трубы устраивается диафрагма, выходящая за пределы трубы и привареная к ней. Диаметр свай в местах стыковки не должен быть меньше 280 мм. Забивка нижней части заканчивается на уровне выше 600 мм над уровнем воды или грунта. Поврежденный конец срезается перпендикулярно оси сваи. Верхняя часть сваи также обрезается и заводится в трубу. Забивка продолжается до глубины, при которой стык будет заглублен в грунт не менее 2,5 м.
7.4.15. При забивке свай в акватории:
- разбивочные работы проводятся с помощью геодезических методов или в простейших случаях путем натяжения по оси моста каната, прикрепленного к столбам на берегах с подвеской на канат отвесов;
- позиционирование свай осуществляется с помощью плавучего направляющего кондуктора, закрепляемого на оси опоры или направляющего каркаса на жестких опорах;
- при использовании плавучего копра направляющий каркас для деревянных свай устанавливается на плавучее средство (плашкоут из понтонов, баржу и проч.), при сильном течении воды плавучий копер необходимо фиксировать с помощью вспомогательных свай.
7.4.16. При использовании мобильных копровых установок на шасси автомобиля допускается забивка свай с перемещающихся подмостей. Колейные подмости следует опирать на насадки.
7.4.17. Извлечение поврежденных при забивке деревянных свай или забитых ошибочно в несоответствующем месте должно быть произведено в самые короткие сроки. Для извлечения следует применять следующие методы:
- с помощью крана достаточной грузоподъемности; тянущее усилие должно быть направлено строго по оси извлекаемой сваи и не должно превышать 250 кН ввиду возможности обрыва сваи и полной ее потери;
- с помощью паровоздушного молота (приводимого в действие сжатым воздухом);
- с помощью вибромолота;
- в акватории с помощью плавучих средств, путем балластировки и последующей откачки воды.

1 - секция наращивания сваи 2 – стальная труба, 3 – диафрагма
Рисунок 6 - Стыковой трубчатый элемент для наращивания свай во время забивки
7.4.18. Голова сваи после срезки очищается от пыли и грунта и обрабатывается защитным средством в соответствии с указаниями раздела 9, а на голове сваи до монтажа насадок устанавливается водонепроницаемая мембрана из медного листа.
Все отверстия в конструкциях деревянных опор должны выполняться методом сверления с обеспечением необходимых для монтажа допусков, предусмотренных проектной документацией.
В соединениях элементов на гвоздях, дюбелях и штырях диаметром 6 мм и более для предотвращения раскалывания древесины при их забивке следует предусматривать предварительное сверление в древесине отверстий диаметром в пределах от 0,8 до 0,9 диаметра стержня скрепления.
7.4.19. При использовании деревянных свай для свайных фундаментов с железобетонной плитой после срезки голов свай они пропитываются защитными средствами и заделываются в тело бетона на глубину не менее 80 мм.
7.4.20. При необходимости пробивки в процессе погружения свай слоев или прослоек плотных грунтов в целях сокращения продолжительности забивки свай, обеспечения их сохранности и погружения до заданных отметок применяются лидерные скважины. В этих случаях лидерные скважины устраиваются с диаметром, на 5 см меньшим диагонали поперечного сечения погружаемой сваи, на глубину до подошвы прослойки плотного грунта, но не более 0,9 длины погружаемых свай.
7.4.21. Лидерные скважины следует применять также при забивке свай в водонасыщенные глинистые грунты, которые не успевают уплотняться в процессе забивки свай, что может привести к вертикальным деформациям грунтов и вызвать выпирание погруженных ранее свай, а также вблизи расположенных зданий и сооружений.
7.5. Устройство надфундаментных частей деревянных свайных опор
7.5.1. Голова сваи должна быть срезана для вертикально забитых свай строго перпендикулярно оси сваи, для наклонных свай - параллельно оси насадки.
7.5.2. Головы свай необходимо срезать с использованием кондуктора в виде двух горизонтальных направляющих с помощью двуручной пилы. Резка голов свай бензопилой не рекомендуется. После срезки насадки должны плотно опираться на все сваи.
7.5.3. Монтаж насадок и надфундаментных частей следует осуществлять стреловыми кранами одним из указанных методов:
- с использованием смонтированных постоянных прогонов для перемещения сваебойного оборудования, что обеспечивает большую безопасность проведения работ (во время монтажа прогонов сваебойное оборудование находится в режиме ожидания);
- с временных земляных сооружений полуостровков и островков при малой скорости (менее 1 м/с) и глубине воды до 1 м;
- с инвентарных временных эстакад при глубине воды до 2,5 м (эстакада может перекрывать все зеркало воды или часть, с последующей разборкой и перемещением на следующий участок);
- со льда в зимнее время с помощью копра или сваебойной установки при толщине льда не менее 30 см.
При видимом отклонении забитых свай от проектного положения в плане они могут быть выровнены перед установкой насадок с помощью обжимной рамы, состоящей из двух горизонтальных брусьев
15000 мм и стягивающих шпилек.
7.5.4. После срезки головы сваи свежий срез обрабатывается защитным средством в соответствии с указаниями раздела 10. Все дополнительно просверленные отверстия должны быть обработаны защитными средствами под давлением с помощью нагнетательных пистолетов или подобных им приспособлений.
7.5.5. На срезанные подготовленные сваи устанавливается насадка, закрепляемая на головах свай с помощью штырей через просверленные в насадке отверстия.
7.5.6. Надфундаментные части деревянных свайных опор следует монтировать стреловыми самоходными кранами или плавучими кранами пространственными блоками или плоскими рамами. Смонтированные конструкции после установки в проектное положение следует закрепить временными подкосами из досок для придания им геометрической неизменяемости.
7.5.7. Рамы надфундаментных частей деревянных опор следует собирать в горизонтальном положении на стеллажах, выверенных по нивелиру и оборудованных шаблонами, из заранее изготовленных элементов. Элементы рам следует изготавливать из окантованных бревен для исключения врубок при установке диагональных связей. С помощью шаблонов и упоров на стеллажах закрепляется положение насадок насадок и стоек рам.
7.5.8. В несущих болтах под головки и гайки необходимо поставить шайбы по ГОСТ 11371 - по одной шайбе под головку и по две шайбы под гайку. Пакеты из большего числа шайб на болтах и тяжах не допускаются.
7.5.9. Поперечные рамы опор, перевозка которых ввиду больших габаритов затруднительна, после сборки, постановки всех скреплений и маркировки элементов следует разобрать и доставить поэлементно к месту установки, где повторно собирать и установить в проектное положение. Продольные рамы следует перевозить к месту установки в собранном виде. Допускается укрупнение рам в пространственные блоки на берегу.
7.6. Контроль выполнения работ при строительстве деревянных опор
7.6.1. Контроль выполнения работ при строительстве деревянных опор включает входной контроль согласно 7.6.2, операционный контроль согласно 7.6.3 и оценку соответствия выполненных работ согласно 7.6.4.
7.6.2. Входной контроль
7.6.2.1. Входной контроль проектной документации должен включать:
- оценку качества проведенных инженерно-геологических изысканий, которые должны включать в соответствии с требованиями СП 45.13330 бурение скважин на глубину не менее, чем на 5 м ниже проектируемой глубины заложения нижних концов свай (при их рядовом расположении), полевые испытания грунтов, лабораторные испытания грунтов, определение положения уровня грунтовых вод, определение глубины промерзания, оценку пучинистости грунтов, прогноз возможных изменений инженерно-геологических условий на весь период эксплуатации сооружения, анализ практики применения деревянных свай в районе строительства;
- оценку качества рабочих чертежей, которые должны содержать план расположения свай с указанием расчетной нагрузки на сваи, мест забивки пробных свай, конструкцию башмаков с деталями прикрепления их к острию сваи, конструкцию стыков составных свай;
- оценку полноты и ясности ППР с технологическими схемами по основным стадиям работ по строительству деревянных опор;
- наличие проектов СВСиУ в соответствующем разделе, где должны быть представлены проекты вспомогательных сооружений, запроектированных с учетом местных условий (колебаний уровня воды с 10% вероятностью превышения, ветровых, ледовых и других нагрузок).
7.6.2.2. Входной контроль материалов для деревянных свай включает в себя контроль следующих параметров:
геометрических размеров бревен для свай, которые должны быть прямыми и ровными; отклонение касательной к свае в любом поперечном сечении ствола не должно отходить более чем на 1/8 диаметра от прямой линии, соединяющей комель и вершину сваи по наружной поверхности; искривленные и имеющие трещины бревна для свай использовать не допускается;
Примечание - Для достижения проектной отметки острия сваи после забивки
- контроль влажности древесины, выполняемый электровлагомером по ГОСТ 16588.
7.6.3. Операционный контроль проводится в соответствии с перечнем, приведенным в таблице 2.
7.6.4. Допуски, характеризующие точность возведения деревянных опор, следует принимать по СП 46.13330:
- для свай, погруженных с грунта и при высоте надземной части до 2 м - линейное отклонение в плоскости среза сваи может максимум достигать 75 мм, угловое отклонение - до 4% для вертикальных свай и 7% для наклонных;
при высоте сваи над грунтом более 2 м предельное отклонение в мм определяется по формуле:
[75+20 (h – 2)],
где h – высота сваи над грунтом в плоскости срезки, м;
для прямоугольных свай угол отклонения главных осей от проектного положения в горизонтальной плоскости не должен превышать 10º.
- при разбивке осей свай отклонение от проектного положения в плане не должно превышать ±5 мм. Проектное положение свай следует закреплять на месте металлическими штырями, забитыми на глубину от 0,2 до 0,3 м.
7.6.5. Перед началом массовой забивки свай следует выполнять динамические испытания свай и, при необходимости, статические испытания свай, руководствуясь требованиями ГОСТ 5686.
Таблица 2 - Перечень элементов операционного контроля
Операция | Элементы операционного контроля | Контрольные приборы |
Подготовительные работы | Планировочная отметка площадки | Нивелиры |
Геодезическая разбивка | Мерная лента, | |
свай опор моста | теодолиты | |
Погружение свай | Правильность установки на заданную точку | Теодолит |
Вертикальность, угол наклона | Теодолит, прибор контроля вертикальности копра, визуальный контроль | |
Число ударов на каждый метр погружения сваи; | Реперная система | |
Отказ в конце погружения; | Отказомер, нивелир | |
Абсолютная отметка нижнего конца сваи | Нивелир | |
Срезка голов свай | Проектная отметка голов свай | Нивелир, реперная система |
7.6.6. Оценка соответствия выполненных работ