5.3.6. Если плотность основного грунта площадки строительства кранового пути соответствует требованиям проекта и настоящего стандарта, то земляное полотно кранового пути возводится из основного грунта строительной площадки.
5.3.7. Земляное полотно возводится из основного или насыпного грунта, или из их смеси, грунт должен соответствовать ГОСТ 25100.
5.3.8. Земляное полотно может возводиться на планировочных насыпях (для выравнивания площадки) на подсыпочных насыпях (для приведения площадки к проектной отметке) и распределительных насыпях для распределения нагрузок от крана при строительстве кранового пути на слабых основаниях, переувлажненных грунтах.
5.3.9. Поперечный уклон поверхности земляного полотна выполняется в сторону водоотводных канав, в соответствии с проектом кранового пути, для отвода воды с поверхности земляного полотна.
5.3.10. Земляное полотно, сложенное из водопроницаемого грунта, может выполняться горизонтальным.
5.3.11. Для удаления поверхностных вод и понижения уровня грунтовых вод от земляного полотна кранового пути предусматривается конструкция водоотвода.
5.3.12. Отвод поверхностных вод с кранового пути, выполненного на уровне с проезжей частью, осуществляется с помощью ливневой канализации по ГОСТ 21.604 или создания уклона соответствующего общему уклону площадки складирования.
5.3.13. Водоотводные канавы с уклоном дна не менее 0,003, следует располагать по обеим сторонам земляного полотна при двухскатном и с одной стороны при односкатном земляном полотне. Водоотводные канавы включаются в общую систему водоотвода площадки строительства.
5.3.14. Водоотводные канавы допускается засыпать высокодренирующим материалом (щебнем, гравием, крупнозернистым песком ГОСТ 7392 ) п.п. 3.3.19 РД-10-117-95 [3].
5.4. Конструкция верхнего строения кранового пути приведена на рисунке 5.4 с геометрическими параметрами, размерами и условными обозначениями.
5.4.1. В состав верхнего строения наземного кранового пути входят:
- балластная призма (см. рисунок 5.4, позиция 3);
- опорные элементы (см. рисунок 5.4, позиция 2);
- направляющие (см. рисунок 5.4, позиция 1);
- стыковые и промежуточные скрепления (рисунок 5.4, позиция 4);
- путевое оборудование (см. рисунок 5.1, позиции 1, 2, 3, 4, 5).
5.4.2. Балластная призма передает давление от опорных элементов
а) на деревянных полушпалах; б) на железобетонных полушпалах; в) на железобетонных плитах; 1-направляющая; 2-опорный элемент; 3-балластная призма; Вз-ширина земляного полотна; Вбп-ширина балластной призмы; Воп-длина опорного элемента (полушпалы); hб-высота балластной призмы; 1:m-крутизна откоса); hп-высота плеча балластной призмы.
Рисунок 5.4 Верхнее строение кранового пути кранового пути на земляное полотно.
5.4.2. Параметры балластной призмы (высота балластной призмы hб, высота плеча балластной призмы hп, ширина балластной призмы Вбп) приведены в проекте кранового пути , определённые расчётом исходя из двух условий:
в зависимости от конструкции опорных элементов и давления колёс крана на направляющую кранового пути;
5.4.3. Минимальную высоту балластной призмы hб принимают не менее 100 мм. Высоту плеча балластной призмы hп для полушпал принимают не менее 2/3 их высоты, а для балок и плит – не менее 50 мм.
5.4.4. В качестве материала для отсыпки балластной призмы наземного кранового пути следует применять щебень из природного камня по ГОСТ 7392, гравий или гравийно-песчаную смесь, песок по ГОСТ 7394, а также гранулированные и доменные шлаки, гранулометрический состав которых приведен в таблице 5.2.
5.4.5. Использование металлургических шлаков не допускается. Таблица 5.2 -Гранулометрический состав балластного материала
Вид балластного материала | Размер частиц фракций, мм | Содержание частиц фракций менее по массе, % не | Допуски | Примечание | ||||
Максималь- ный размер частиц, мм | Содержание частиц по массе, % | |||||||
Более верхнегопредела крупности фракции | Менее верхнего предела крупности фракции | Размером менее 0,14 мм | Песка размером до 3 мм | |||||
Шлак грану- лиро- ванный | 0,5-3 | 90 | - | 5 | 10 | 4 | - | - |
Шлак домен- ный | 3-60 | 50-80 | 80 | 20 | 30 | 4 | 20-50 | Прочность на сжатие должна быть не менее 0,4 МПа |
5.4.6. Опорные элементы наземного кранового пути рекомендуется применять деревянные или железобетонные полушпалы, продольные балки, плиты, монолитные основания из железобетона, соответствующие проектно- конструкторской документации. Общий вид и основные параметры опорных элементов приведенные в приложении В.
5.4.7. При строительстве кранового пути на монолитном железобетонном основании, необходимо обеспечить глубину заложения опорных элементов с учетом глубины промерзания и уровня грунтовых вод по таблице 5.3.
Таблица 5.3 - Глубина заложения монолитного основания
Грунты под подошвой монолитного железобетонного основания | Глубина заложения монолитного основания в зависимости от глубины расположения уровня грунтовых вод dw, м, при | |
dw ≤ df + 2 | dw>df + 2 | |
Скальные, крупнообломочные с | Не зависит | He зависит от df |
песчаным заполнителем, пески | от df | |
гравелистые, крупные и средней | ||
крупности | ||
Пески мелкие и пылеватые | Не менее df | To же |
Супеси с показателем текучести | То же | » |
IL<0 | ||
То же, при IL0 | » | He менееdf |
Суглинки, глины, а также | » | To же |
крупнообломочные грунты с | ||
глинистым заполнителем при | ||
показателе текучести грунта или | ||
заполнителя IL 0,25 | ||
То же, при IL<0,25 | » | He менее 0,5df |
П р и м е ч а н и е - В случаях когда глубина заложения монолитного основания не зависит от расчетной глубины промерзания df, соответствующие грунты, указанные в настоящей таблице, должны залегать до глубины не менее нормативной глубины промерзания dfn.
5.4.8. В качестве направляющих для наземного кранового пути применяются:
Тип направляющей | bп, мм | b1, мм | b2, мм | Н1,мм | Н2,мм | hr, м м | Масса кг/м | Приведенный износ, мм |
Р43* | 114 | 70 | 59,5 | 140 | 133,7 | 42 | 44,6 | 10,5 |
Р50 | 132 | 72 | 61,2 | 152 | 145,7 | 42 | 51,67 | 11 |
Р65 | 150 | 75 | 63,75 | 180 | 173,25 | 45 | 64,72 | 11,5 |
Р75 | 150 | 71,8 | 61,3 | 192 | 183,75 | 55 | 74,41 | 12 |
КР80 | 130 | 87 | 73,95 | 130 | 124,75 | 35 | 64,24 | 10,5 |
КР100 | 150 | 108 | 918 | 150 | 140 | 40 | 89,05 | 12 |
КР120 | 170 | 129 | 109,65 | 170 | 163,25 | 45 | 118,29 | 14,5 |
КР140 | 170 | 150 | 127,5 | 170 | 162,5 | 50 | 146,92 | 16,5 |
Примечание -Приведенный износ головки рельса – это вертикальный износ плюс половина горизонтального
а) направляющая типа Р; б) направляющая типа КР;
Н1-высота рельса; Н2-высота изношенного рельса; hr-высота головки;
b1-ширина головки; b2-ширина изношенной головки; bп-ширина подошвы.
Рисунок 5.5 Общий вид и размеры рельсов
- рельсы железнодорожные Р43, Р50, Р65, Р75 по ГОСТ Р 51685 (см. рисунок 5.5).
- рельсы крановые КР70, КР80, КР100, КР120, КР140 по ГОСТ 4121 (см. рисунок 5.5).
5.4.9. При строительстве и эксплуатации крановых путей параметры направляющих должны соответствовать приведенным на рисунке 5.5.
5.4.10. Для исключения горизонтальных и вертикальных смещений торцов направляющих в стыке их необходимо крепить с помощью стыковых скреплений между собой. Стыковые скрепления целесообразно выполнять разъемными (см. рисунок 5.6 для направляющих типа Р и см. рисунок 5.7 для направляющих типа КР) (при малом сроке эксплуатации кранового пути) и неразъемными (при длительном сроке эксплуатации кранового пути). Выполнение стыковых скреплений направляющих кранового пути обязательно.
5.4.11. Для рельсов Р43, Р50, Р65, Р75 по ГОСТ Р 51685 в качестве разъемных стыковых скреплений применяют двухголовые, четырех- или шестидырные железнодорожные накладки по ГОСТ 19127, ГОСТ 19128, ГОСТ 8193 (см. рисунок 5.6 позиция 1), одновитковые пружинистые шайбы по ГОСТ 19115 (см. рисунок 5.6 позиция 4), болты для рельсовых стыков по ГОСТ 11530 (см. рисунок 5.6 позиция 3) и гайки по ГОСТ 11532 (см. рисунок 5.6 позиция 2).
5.4.12. Для разъемных стыковых скреплений рельсов крановых КР70, КР80, КР100, КР120, КР140 по ГОСТ 4121 применяют специальные накладки по серии 1.426.2-7 выпуск 6 [6] (см. рисунок 5.7 позиция 1) с комплектом болтов по ГОСТ 7798 (см. рисунок 5.7 позиция 3), гаек по ГОСТ 5915 (см. рисунок 5.7 позиция 2) и шайб по ГОСТ 11371 (см. рисунок 5.7 позиция 4). Накладки для рельсов крановых КР70, КР80, КР100 изготавливаются из стали марок ВСт3пс6-1 по ТУ 14-1-3032, а для КР120 и КР140 из стали марок 09Г2С-12 по ГОСТ 19281.
5.4.13. Для соединения направляющих с опорными элементами применяются промежуточные скрепления. Общий вид промежуточных скреплений на деревянных и железобетонных опорных элементах показаны на рисунке 5.8.
Тип рельса | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Л | Число отверстий | Масса 1 шт., кг | |
Р43 | 65 | 160 | 110 | 120 | 24 | 32 | 94 | - | - | 790 | 3 | 3 | 16 |
Р43 | 65 | - | - | - | 24 | - | 94 | 110 | 120 | 470 | - | 4 | 16 |
Р50 | 50 | 140 | 150 | 140 | 26 | 34 | 104 | - | - | 820 | 3 | 3 | 18,8 |
Р50 | 50 | - | - | - | 26 | - | 104 | 150 | 140 | 540 | - | 4 | 18,8 |
Р65 | 49 | 130 | 220 | 202 | 30 | 40 | 127 | - | - | 1000 | 3 | 3 | 29,1 |
Р65 | 79 | - | - | - | 28 | - | 127 | 220 | 202 | 800 | - | 4 | 29,1 |
Р75 | 70 | - | - | - | 32 | - | 127 | 165 | 435 | 900 | - | 4 | 29,1 |
а)-шестидырные; б)-четырехдырные.
1-накладка двухголовая; 2 - гайка; 3- болт; 4-шайба.
Рисунок 5.6 Общий вид и размеры стыковых разъемных скреплений для рельсов типа Р
Тип направляющей | h | a1 | a2 | a3 | a4 | a5 | S |
КР70 | 48 | 30 | 5 | 8 | 8 | 7 | 16 |
КР80 | 51 | ||||||
КР100 | 58 | 35 | 6 | 9 | 9 | 9 | 20 |
КР120 | 66 | 40 | 7 | 11 | 12 | 12 | 25 |
КР140 | 70 | 45 | 11 | 17 | 15 | 12 | 30 |
1-специальная накладка; 2-болт; 3-гайка; 4-шайба пружинная.
Рисунок 5.7 Общий вид и размеры разъемного стыкового скрепления для рельсов типа КР