4.2. Проект на наземный крановый путь может быть самостоятельным (типовой проект) или являться составной частью проекта объекта капитального строительства являющегося опасным производственным объектом.
4.3. Проект на крановый путь разрабатывается организацией имеющей разрешение на выполнение данного вида работ по техническому заданию застройщика разработанного на основании проектной документации на объект капитального строительства, утвержденной и согласованной в соответствии ст. 49 Градостроительного кодекса РФ [1].
4.4. При разработке технического задания необходимо руководствоваться требованиями к крановому пути, изложенными в эксплуатационной документации на грузоподъёмный кран.
4.5. Техническое задание на разработку проектной документации на наземный крановый путь в соответствии с ГОСТ 15.001 (раздел 2) составляется на основании изысканий, проектной документации на объект капитального строительства и должно содержать:
- сведения об объекте капитального строительства;
- технические данные из паспорта на грузоподъёмный кран устанавливаемый на крановый путь (грузоподъёмность, нагрузка от колеса крана на направляющую, требования к крановому пути и т.д. );
- сведения о перемещаемых грузах;
- режим работы объекта (сменность) и крана (режим нагружения);
- рекомендуемые типы элементов кранового пути (разделы 1-2 паспорта крана);
- результаты геологических и геодезических изысканий (состав грунтов, уровень грунтовых вод, рельеф стройплощадки и т.д.).
4.6. Проект на крановый путь в соответствии с ГОСТ 2.102 должен содержать:
- рабочие чертежи (планы, разрезы, узлы и детали элементов, конструкций кранового пути, чертежи на комплектующие, а при необходимости чертежи на установку путевого оборудования) и спецификации;
- технические условия (ТУ) на строительство, эксплуатацию и комплектующие кранового пути;
- прочностной расчет кранового пути и его элементов;
- расчет устойчивости элементов с учетом сложного сопротивления (вертикальный, горизонтальный изгиб и кручение);
- расчет тупиковых упоров;
- рабочие чертежи на устройство заземления;
- чертежи на конструкцию элемента кранового пути обеспечивающего устойчивость крана против опрокидывания в ветровых районах ( ГОСТ 1451);
- чертежи на конструкцию гасителей динамических нагрузок при строительстве кранового пути в районах с повышенной сейсмичностью (более 6 баллов) СП 14.13330 в соответствии с п.п.2.1.6. ПБ-10-382-00 [4];
- дополнительные условия (проект) на возведение земляного полотна кранового пути эксплуатирующегося в особых условиях (п. 1.4);
- рабочие чертежи на устройство электропитания крана;
- паспорт кранового пути ( ГОСТ 2.601).
4.7. В проектной документации лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на крановый путь,должны быть предусмотрены:
- предельные величины отклонений контролируемых параметров, периодичность и методы контроля;
- минимальная периодичность осуществления проверок,осмотров и освидетельствований состояния элементов кранового пути при строительстве и в процессе эксплуатации;
- сведения для пользователей и эксплуатационных служб о значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции кранового пути, которые недопустимо превышать в процессе эксплуатации.
4.8. Принятые технические и технологические решения проекта обязательно проверяются и согласовываются застройщиком на соответствие требованиям технического задания.
4.9. Все отступления от проекта и настоящего стандарта согласовываются лицом, осуществляющим строительство наземного кранового пути, с разработчиком проекта.
4.10. В состав проекта кранового пути включаются мероприятия по созданию безопасных условий производства работ, обслуживания и эксплуатации наземного кранового пути.
4.11. В технических условиях на изготовление комплектующих кранового пути наряду с требованиями к изготовлению и браковочными показателями, необходимо включать требования по контролю качества сварки, порядок приемки отдельных элементов, а также сведения о применяемых для изготовления материалах (сталь, железобетон и др.) и сварочных материалах.
4.12. Строительство наземного кранового пути осуществляется в соответствии с требованиями СП 48.13330.2011, СП 49.13330.2010, СТО НОСТРОЙ 2.33.14, СТО НОСТРОЙ 2.33.51 и настоящего стандарта.
4.13. На все этапы строительства кранового пути (раздел 5 настоящего стандарта) лицо, осуществляющее строительство, должно иметь проект производства работ (ППР), разрабатываемые проектной организацией по заданию застройщика.
4.14. Перемещение строительных конструкций кранового пути предусмотреных ППР с использованием вспомогательного грузоподъемного крана осуществляется в соответствии с требованиями п.п. 9.5 ПБ 10-382-00 [4] и проекта производства работ краном (ППРк), разработанного проектной организацией по заданию застройщика в соответствии с РД 11-06 [5].
4.15. Все работы, связанные с прокладкой подземных коммуникаций, должны быть закончены лицом, осуществляющим строительство, к началу возведения кранового пути, что подтверждается актом на скрытые работы по форме ПА-6 (приложение А) в соответствии с СП 48.13330.2011
4.16. На крановом пути следует предусматривать участок длиной не менее 1,5 базы крана для стоянки крана в нерабочее время в соответствии с требованиями п.п. 8.10 ПБ-10-382-00 [4]. Около участка выставить табличку: «Место стоянки крана». Допускаемые продольные и поперечные уклоны участка стоянки крана в не рабочее время должны быть не более 0,001≤40мм (DIN 1518) – дать библиографическая ссылка.
4.17. Для обеспечения контроля планово-высотного положения элементов кранового пути в процессе его строительства и эксплуатации необходимо оборудовать площадку знаками геодезической основы в соответствии с СП 126.13330.2012, СТО НОСТРОЙ 2.33.14, СТО НОСТРОЙ 2.33.51. Крановый путь, срок эксплуатации которого не превышает один год, может быть оборудован временными закрепляющими знаками геодезической основы в соответствии п.п. 3.1.7. РД 10-117-95 [3].
4.18. Отклонения планово-высотного положения элементов наземного кранового пути от проектного при строительно-монтажных работах и эксплуатации не должны превышать значений приведенных в эксплуатационной документации на кран или таблице ПБ.1 (приложение Б).
4.19. При строительстве наземного кранового пути необходимо производить контроль выполненных работ на всех этапах (раздел 5 настоящего стандарта) строительства кранового пути (нижнее строение кранового пути, верхнее строение кранового пути, опорные элементы кранового пути, направляющие кранового пути, путевое оборудование) в соответствии с СП 48.13330.2011 и настоящего стандарта.
4.20. По окончании каждого этапа строительства составляется акт выполненных работ в соответствии формами ПА-1, ПА-2, ПА-3, ПА-4, ПА-7 (приложение А) с исполнительной геодезической съемкой в соответствии с СП 48.13330.2011. Акты на выполненные этапы работ хранятся у лица, осуществляющего строительство, до сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию.
4.21. Лицо, осуществляющее строительство, постоянно должен хранить комплект эксплуатационной документации в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00 [4], п.п. 8 - проект кранового пути, п.п. 2.18 -проект установки крана , п.п. 9.5-проект производства работ краном и паспорт кранового пути с заполняемыми формами (приложение А).
5. Устройство наземного кранового пути
5.1. Наземный крановый путь включает нижнее строение, верхнее строение и путевое оборудование.
5.2. Общий вид (план), продольный и поперечный профиль наземных крановых путей показан на рисунке 5.1.
5.3. В состав нижнего строения наземного кранового пути входят земляное полотно и водоотвод. Общий вид нижнего строения кранового пути показан на рисунке 5.2.
а) план кранового пути; б) схема расположения пути; в) продольный профиль
кранового пути; г) поперечный профиль кранового пути;
Д-расстояние от оси здания до оси направляющей кранового пути с учетом выступающих конструкций здания и габаритов крана; Вз-ширина земляного полотна; Вбп-ширина балластной призмы; Воп-длина опорного элемента (полушпалы); hб- высота балластного слоя под опорным элементом; Lб-плечо балластной призмы; К- колея кранового пути; Л-расстояние до складируемого груза; 1-ограждение; 2- заземление; 3-стяжка; 4-отключающая линейка; 5-тупиковые упоры; 6-направляющая; 7-опорный элемент (полушпала); 8-балластная призма; 9-насыпной грунт (земляное полотно); 10-основной грунт площадки; 11-водоотвод; I-ось направляющей; II-ось кранового пути. 6,7,8-верхнее строение кранового пути; 9,10,11-нижнее строение кранового пути.
Рисунок 5.1 План, продольный и поперечный профиль, а также основные конструктивные элементы и геометрические размеры наземного кранового пути
а) у котлована строящегося объекта; б) в выемке или нулевом месте; в) с насыпью; г) на слабых и переувлажненных грунтах; Взп-ширина земляного полотна; Вб-берма; В-расстояние от оси направляющей до бровки котлована; hк-глубина котлована; hзпmin- минимальная величина возвышения бровки насыпи; 1-ось направляющей кранового пути; 2-основной грунт; 3-водоотвод; 4-насыпной грунт; 5- котлован; 6-копеляропрерывающий слой.
Рисунок 5.2 Нижнее строение кранового пути
а, б) с железнодорожным путем; в) с автодорогой; г, д) со складской площадкой 1-земляное полотно; 2-балластная призма; 3-водоотводная канава; 4-ось направляющей; 5-ось железной дороги; 6-ось автомобильной дороги.
Рисунок 5.3 Поперечный профиль наземного кранового пути на общем земляном полотне
5.3.1. Конструкция земляного полотна зависит от:
- рельефа площадки строительства кранового пути (возвышение, косогор, низина) ( см. рисунки 5.2а и 5.2б);
земляное полотно кранового пути совмещенное с земляным полотном автомобильной дороги, железной дороги и площадки складирования (см. рисунок 5.3).
5.3.2. При возведении земляного полотна на слабых основаниях, водонасыщенных, глинистых, лессовых и просадочных грунтах минимальная величина возвышения бровки насыпи hзпmin над уровнем длительного (более 20 дней) стояния поверхностных вод или над уровнем грунтовых вод (у.г.в.) в зависимости от вида грунтов земляного полотна и глубины сезонного промерзания следует принимать согласно таблице 5.1 Таблица 5.1 - Необходимое возвышение бровки земляного полотна над уровнем поверхностных и грунтовых вод
Грунты земляного полотна | Минимальная величина возвышения бровки земляного полотна hзпmin над уровнем грунтовых вод или длительного (более 20 дней) стояния поверхностных вод при глубине промерзания, м | |||
1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 и более | |
Водопроницаемые грунты | 0,40 | 0,70 | 0,90 | 1,00 |
Неводопроницаемые грунты:мелкие, пылеватые, пески и супеси | 0,70 | 1,00 | 1,20 | 1,35 |
Суглинки и глины | 0,80 | 1,20 | 1,35 | 1,70 |
5.3.3. Конструкция земляного полотна возводимого из неводопроницаемых грунтов, на местности с постоянным избыточным увлажнением грунта, нижняя часть насыпи должна состоять из водостойких грунтов (песок, песчано – гравийная смесь и т.п.) толщиной не менее 200 мм, а на отметке выше горизонта расчетного подтопления на 300 мм долженбыть капилляропрерывающий слой толщиной не менее 150 мм из гравия или щебня (ГОСТ 7392).
5.3.4. Для возведения земляного полотна применяются следующие виды грунтов в соответствии с ГОСТ 25100:
а) водопроницаемые:
- скальные грунты;
- крупнообломочные грунты;
- песчаные грунты;
б) неводопроницаемые:
- суглинки и супесь;
- глинистые грунты.
5.3.5. Плотность (объемная масса скелета) сухого грунта земляного полотна выемки и нулевого места должна быть в соответствии с требованием РД-10-117-95[3] не менее для:
- мелких и пылеватых песков - 1,7 г/см3;
- супесей и суглинков - 1,65 г/см3;
- тяжелых суглинков - 1,55 г/см3;
- пылеватых суглинков - 1,5 г/см3;
- глин - 1,5 г/см3.