Б.7.1.4 Тип 4.
Переходные зоны по Типу 4 используют для сопряжения одежды мостового полотна мостовых сооружений с железобетонной плитой проезжей части, и окаймлений конструкций деформационных швов, совместно с которыми используется участок бетона омоноличивания анкерных элементов, если высота окаймлений не позволяет выполнить проектную конструкцию покрытия проезжей части и слоя гидроизоляции вплоть до примыкания к окаймлению (рисунок Б.24).
Конструкция одежды мостового полотна может включать защитный слой при условии, что он не выходит на участок бетона омоноличивания.
Переходные зоны по Типу 4 состоят из следующих конструктивных элементов:
- зазора, заполняемого герметиком, расположенного на стыке окаймления с одеждой мостового полотна (или переходной полосы, если она применяется);
- дренажа, расположенного в пределах защитного слоя в уровне гидроизоляции мостового полотна и примыкающего к бетону омоноличивания;
- переходной полосы, устраиваемой в пределах покрытия проезжей части, в том числе, при необходимости, непосредственно поверх бетона омоноличивания с учетом требований 4.8.3.


1 – плита проезжей части пролетного строения; 2 – выравнивающий слой; 3 – гидроизоляция; 4 – защитный слой; 5 – слои одежды мостового полотна над защитным слоем; 6 – дренаж; 7 – пропитанный слой бетона; 8 – герметик; 9 – окаймление конструкции деформационного шва; 10 – бетон омоноличивания анкерных элементов конструкции деформационного шва; 11 - переходная полоса.
Рисунoк Б.24 – Схема переходной зоны по Типу 4
Б.7.2Область применения переходных зон различных типов в зависимости от конкретных условий приведены в таблице Б.6.
Б.7.3 В случае устройства переходной зоны по Типу 4 (рисунок Б.24) необходима пропитка поверхности бетона, непосредственно контактирующего с материалом переходной полосы или покрытия проезжей части, пропиточными составами, указанными в 4.8.3.
Т а б л и ц а Б . 6 – Область применения переходных зон различных типов
Условия применения | Применимость типов переходных зон | |||
Тип 1 | Тип 2 | Тип 3 | Тип 4 | |
Плита проезжей части:железобетоннаяметаллическая (ортотропная) | Да Нет | Да Нет | Да Да | Да Нет |
Участок бетона омоноличивания анкерных элементов:отсутствуетвыходит в уровень проезжей частине выходит в уровень проезжей части | Нет Да Нет | Да Нет Да | Да Нет Да | Нет Нет Да |
Бетонный (полимербетонный) прилив:отсутствуетприсутствует | Нет Да | Да Да | Да Да | Нет Нет |
Защитный слой:отсутствуетприсутствует | Да Да | Да Да | Да Нет | Да Да |
Высота окаймления недостаточна для | ||||
размещения: | ||||
- покрытия проезжей части | Да | Да | Нет | Нет |
- слоев одежды мостового полотна кроме | ||||
покрытия проезжей части- защитного слоя | Да Да | Да Да | Нет –* | Да Да** |
- гидроизоляции | Да | Да | Нет | Да |
Б.7.4 Толщину покрытия проезжей части в пределах переходной зоны рекомендуется назначать равной толщине покрытия проезжей части на всем пролетном строении.
Б.7.5 Для устройства бетонных (полимербетонных) приливов и бетона омоноличивания, выходящего на уровень проезжей части, рекомендуется использовать следующие материалы в зависимости от интенсивности движения по одной полосе:
от 10000 и до 15000 автомобилей в сутки – модифицированный, безусадочный бетон и полимербетон;
Б.7.6 В случае применения бетонных (полимербетонных) приливов или участков омоноличивания, не допускается размещать гидроизоляцию между бетонным (полимербетонным) приливом и плитой проезжей части мостового сооружения.
* Переходная зона данного типа не применяется при наличии защитного слоя.
** См. требования к расположению защитного слоя согласно Б.7.1.4.
Б.7.7 Переходную полосу в составе переходных зон всех типов устраивают при интенсивности движения свыше 5000 транспортных единиц в сутки хотя бы по одной из полос движения.
Б.7.8 В переходной зоне рекомендуется применять переходные полосы толщиной, равной толщине всех слоев дорожной одежды, и выполненных из материалов, не требующих уплотнения катками.
Б.7.9 Переходная полоса представляет собой участок покрытия проезжей части, верхний слой которого выполнен из материала, обладающего улучшенными характеристиками в части прочности, сдвигоустойчивости, долговечности.
Для устройства переходной полосы рекомендуется использовать следующие материалы в зависимости от интенсивности движения:
- от 5000 до 10000 автомобилей в сутки по одной полосе в I-III строительных климатических зонах – модифицированного асфальтобетона;
- от 5000 до 10000 автомобилей в сутки по одной полосе в III-V строительных климатических зонах – модифицированного щебеночно-мастичного асфальтобетона;
- от 5000 до 15000 автомобилей в сутки по одной полосе в I-IV строительных климатических зонах – щебеночно-мастичной смеси, используемой для устройства конструкций щебеночно-мастичных деформационных швов;
- независимо от интенсивности движения в I и II строительных климатических зонах – ЩМА-15 (по ГОСТ 31015).
Б.7.10 При применении в верхнем слое покрытия проезжей части щебеночно- мастичного или литого асфальтобетона устройство переходной полосы целесообразно, только если эксплуатационные характеристики материала переходной полосы превосходят характеристики материала верхнего слоя покрытия.
Б.7.11 На контакте с приливами, бетоном омоноличивания и окаймлениями конструкций деформационных швов выполняют зазоры, заполняемые герметизирующими материалами по 4.1.
Б.7.12 Поперечный дренажный канал следует устраивать вдоль окаймления или бетонного прилива деформационного шва в переходной зоне. Конструкцию дренажного канала устраивают в соответствии с проектной документацией.
П р и м е ч а н и е – Поперечный дренажный канал устраивают из перфорированных дренажных трубок или из дренажной смеси (брикетов), размещая их на слое гидроизоляции вдоль окаймления или бетонного прилива конструкции деформационного шва для сбора воды, с поверхности гидроизоляции с последующим ее отведением при помощи водоотводных трубок.
Приложение В (обязательное) Нормативные ссылки
ГОСТ 9.010-80* Единая система защиты от коррозии и старения. Воздух сжатый для распыления лакокрасочных материалов. Технические требования и методы контроля.
ГОСТ 9.026-74* Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы ускоренных испытаний на стойкость к озонному и термосветоозонному старению
ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию.
ГОСТ 112-78* Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия. ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия.
ГОСТ 263-75* Резина. Метод определения твердости по Шору А. ГОСТ 267-73* Резина. Методы определения плотности.
ГОСТ 270-75* Резина. Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении.
ГОСТ 400-80* Термометры стеклянные для испытаний нефтепродуктов. Технические условия.
ГОСТ 427-75* Линейки измерительные металлические. Технические условия.
ГОСТ 2168-83* Диметиланилин технический. Технические условия.
ГОСТ 2678-94* Материалы рулонные, кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний.
ГОСТ 2768-84* Ацетон технический. Технические условия.
ГОСТ 2770-74* Масло каменноугольное для пропитки древесины. Технические условия.
ГОСТ 3134-78 Уайт-спирит. Технические условия.
ГОСТ 3282-74 Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия.
ГОСТ 3647-80 Материалы шлифовальные. Классификация. Зернистость и зерновой состав. Методы контроля.
ГОСТ 3900-85* Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности.
ГОСТ 5264-80* Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.
ГОСТ 5781-82* Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия.
ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия.
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия.
ГОСТ 7885-86 Углерод технический для производства резины. Технические условия.