Б.5Конструкции деформационных швов перекрытого типа
Б.5.1 Конструкции деформационных швов перекрытого типа состоят из следующих основных конструктивных элементов:
- элементов, перекрывающих зазор между пролетными строениями (плоский или скошенный скользящий лист, врубная гребенчатая плита или консольные гребенчатые плиты), по которым осуществляется движение транспортных средств и пешеходов;
- окаймления, к которому крепятся элементы, перекрывающие зазор;
- анкерных элементов, посредством которых конструкция деформационного шва соединяется с пролетными строениями;
- водоотводного лотка, служащего для предотвращения попадания воды с проезжей части на конструкции опорных частей, опор и на торцы пролетных строений;
- прижимных элементов (кроме конструкций с консольными гребенчатыми плитами), предназначенных для предотвращения ударов элементов, перекрывающих зазор об окаймление (ответную гребенчатую плиту).
Б.5.2 Уклон водоотводных лотков вдоль оси конструкции деформационного шва должен быть не менее 5%.
Б.5.3 Конструкции деформационных швов перекрытого типа, рассматриваемые в настоящем стандарте, подразделяются по виду элементов, перекрывающих зазор между пролетными строениями на следующие группы:
- с плоским скользящим листом (рисунок Б.9);
- со скошенным скользящим листом (рисунок Б.10);
- со скользящей гребенчатой плитой (рисунок Б.11);
- с консольными гребенчатыми плитами (рисунок Б.12).
Б.5.4 Особенностью конструкций деформационных швов, предназначенных для применения в сталежелезобетонных пролетных строениях может быть уменьшенная высота анкерных элементов, что обусловлено необходимостью их размещения в пределах железобетонной плиты проезжей части (рисунок Б.13, слева).


1 – пролетное строение; 2 – выравнивающий слой; 3 – гидроизоляция мостового полотна; 4 – слои одежды мостового полотна на слое гидроизоляции; 5 – анкерный элемент; 6 – герметик; 7 – окаймление; 8 – водоотводный лоток; 9 – болт; 10 – прижимная пружина; 11
– стакан; 12 – скользящий лист; 13 – упругая прокладка.
Рисунoк Б.9 – Конструкция деформационного шва перекрытого типа с плоским скользящим листом


1 – пролетное строение; 2 – выравнивающий слой; 3 – гидроизоляция мостового полотна; 4 – слои одежды мостового полотна на слое гидроизоляции; 5 – анкерный элемент; 6 – герметик; 7 – окаймление; 8 – водоотводный лоток; 9 – болт; 10 – прижимная пружина; 11
– стакан; 12 – скользящий лист.
Рисунoк Б.10 – Конструкция деформационного шва перекрытого типа со скошенным скользящим листом


1 – пролетное строение; 2 – выравнивающий слой; 3 – гидроизоляция мостового полотна; 4 – слои одежды мостового полотна на слое гидроизоляции; 5 – анкерный элемент; 6 – герметик; 7 – окаймление; 8 – водоотводный лоток; 9 – болт; 10 – прижимная пружина; 11
– стакан; 12 – врубная гребенчатая плита; 13 – упругая прокладка; 14 – ответная гребенчатая плита.
Рисунoк Б.11 – Конструкция деформационного шва гребенчатого типа со скользящей гребенчатой плитой


1 – пролетное строение; 2 – выравнивающий слой; 3 – гидроизоляция мостового полотна; 4 – слои одежды мостового полотна на слое гидроизоляции; 5 – анкерный элемент; 6 – герметик; 7 – окаймление; 8 – водоотводный лоток; 9 – гребенчатая плита; 10 – болтовое крепление гребенчатой плиты.
Рисунoк Б.12 – Конструкция деформационного шва гребенчатого типа с консольными гребенчатыми плитами


1 – плита проезжей части; 2 – выравнивающий слой; 3 – гидроизоляция мостового полотна; 4 – слои одежды мостового полотна на слое гидроизоляции; 5 – анкерный элемент; 6 – герметик; 7 – окаймление; 8 – водоотводный лоток; 9 – болт; 10 – прижимная пружина; 11 – стакан; 12 – скользящий лист; 13 – упругая прокладка; 14 – главная балка сталежелезобетонного пролетного строения; 15 – главная балка металлического пролетного строения с ортотропной плитой проезжей части; 16 – защитно-сцепляющий слой
Рисунoк Б.13 - Конструкция деформационного шва перекрытого типа с плоским скользящим листом для сталежелезобетонных (слева) и металлических пролетных строений с ортотропной плитой проезжей части (справа)
Б.5.6 Область применения конструкций деформационных швов перекрытого типа в части наибольших воспринимаемых перемещений пролетных строений вдоль оси мостового сооружения зависит от особенностей конструкции (таблица Б.4). При этом устройство конструкций деформационных швов перекрытого типа при перемещениях менее 80 мм нерационально.
Для конструкций деформационных швов гребенчатого типа с гребенчатыми плитами, выполненными из алюминия и алюминиевых сплавов, максимальные перемещения торцов пролетных строений вдоль оси мостового сооружения не должны превышать 200 мм.
Т а б л и ц а Б . 4 – Область применения конструкций деформационных швов перекрытого типа
Конструкция деформационного шва | Максимальные перемещения торцов пролетных строений вдоль оси мостового сооружения, мм |
С плоским скользящим листом | ≤ 100 |
Со скошенным скользящим листом | ≤ 200 |
Со скользящей гребенчатой плитой | ≤ 400 |
С консольными гребенчатыми плитами | ≤ 400 |
П р и м е ч а н и е – В таблице указаны ориентировочные области применения конструкций деформационных швов перекрытого типа.
Б.5.7 Применение конструкций со скошенным скользящим листом и конструкций с гребенчатыми плитами в мостовых сооружениях, расположенных на кривой в плане не допускается, если проектом не предусмотрены конструктивные меры, исключающие относительные смещения торцов пролетных строений относительно друг друга в горизонтальной плоскости, за исключением перемещений в направлении, перпендикулярном оси деформационного шва.
Б.5.8 Применение конструкций деформационных швов перекрытого типа, за исключением конструкций с консольными гребенчатыми плитами, на автомобильных дорогах категории II и выше не рекомендуется.
Б.5.9 Конструкции деформационных швов перекрытого типа всех видов целесообразно применять в условиях города при наличии постоянного надзора за состоянием дорог и мостовых сооружений и налаженном обслуживании.
При этом в случае наличия прижимных элементов в конструкциях деформационных швов, целесообразно применять дополнительные меры по защите окружающего пространства от шума.
Б.5.10 Конструкции деформационных швов гребенчатого типа рекомендуется применять с консольными гребенчатыми плитами и с зубьями гребенчатых плит, уширенными к основанию в плане (рисунок Б.14) и по высоте (рисунок Б.12).
Расстояние между анкерными элементами, расположенными с одной стороны вдоль оси деформационного шва не должно превышать 200 мм.


Рисунoк Б.14 – План гребенчатой плиты с уширенными к основанию (трапецеидальными) в плане зубьями (фрагмент)
Б.5.11 Не допускается применение в мостовых сооружениях на автомобильных дорогах конструкций деформационных швов перекрытого типа, предназначенных для использования в парковках, автомобильных дорогах с жестким покрытием или в железнодорожных мостовых сооружениях.
Б.5.12 Применение конструкций деформационных швов перекрытого типа, за исключением конструкций с плоским скользящим листом (рисунок Б.9) на тротуарах и в зоне проезда велосипедистов не рекомендуется.
Б.5.13 Рекомендуется применение конструкций деформационных швов, высота окаймлений которых позволяет осуществить укладку дорожной одежды проектной толщины без необходимости ее изменения на примыкании к окаймлению конструкции деформационного шва.
Б.6Конструкции деформационных швов с резиновыми компенсаторами
Б.6.1 Однопрофильные конструкции деформационных швов (рисунки Б.15, Б.16) в общем случае состоят из упругого компенсатора, закрепленного в пазах окаймлений, которые в свою очередь крепятся к ортотропной плите проезжей части металлических мостов или посредством анкерных элементов, омоноличиваемых в плите проезжей части – к сталежелезобетонным и железобетонным пролетным строениям.
Б.6.2 В мостовых сооружениях с низкой интенсивностью движения, допускается, в зоне тротуаров, а также для временных целей, применять однопрофильные конструкции деформационных швов с анкеровкой в полимербетонных приливах в пределах одежды мостового полотна (рисунок Б.17).
При использовании данных конструкций необходимо объединять их с плитой проезжей части мостового сооружения посредством арматурных выпусков или анкеров. Анкеровать конструкции деформационных швов только в дорожной одежде не допускается СП 35.13330.
Б.6.3 Конструкции деформационных швов, состоящие из нескольких деформационных модулей (многопрофильные или модульные конструкции), сумма допускаемых перемещений которых составляет допускаемые перемещения всей конструкции, могут быть сконструированы на основе любых применяемых в мостостроении резиновых компенсаторов.


1 – пролетное строение; 2 – выравнивающий слой; 3 – гидроизоляция мостового полотна; 4 – слои одежды мостового полотна на слое гидроизоляции; 5 – анкерный элемент; 6 – герметик; 7 – окаймление; 8 – компенсатор.
Рисунoк Б.15 – Однопрофильная конструкция деформационного шва с ленточным резиновым компенсатором

