СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.103-2015 Автомобильные дороги Устройство водоотводных и дренажных систем при строительстве автомобильных дорог и мостовых сооружений стр. 4

5.1.11. Основание или дно траншеи дренажей совершенного типа по 9.3.2.6 следует укреплять щебнем по ГОСТ 8267.
5.1.12. Водонепроницаемость основания присыпного откосного дренажа по 9.5 следует обеспечивать применением цементного раствора по ГОСТ 28013 или гидроизоляционного материала по ГОСТ 30547.
5.1.13. Для обмазки дренажных труб на пролетных строениях мостов и заполнения пазух между дренажными трубами и краями отверстий по 10.2 следует использовать водостойкую мастику по ГОСТ 30693.
5.1.14. Для заполнения дренажных каналов на пролетных строениях мостов по 10.2. следует использовать щебень и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267. Допускается также применение:
      • смесей щебеночно-гравийно-песчаных по ГОСТ 23558, щебня и песка шлаковых по ГОСТ 3344, песка по ГОСТ 8736;
      • смолы эпоксидной ЭД-20 или ее аналогов по ГОСТ 10587 в соотношении 1800 массовых частей щебня на 100 массовых частей смолы эпоксидной, в смеси с пластификатором по ГОСТ 8728 и отвердителем полиэтиленполиамином, например, по ТУ 6-02-594-85 [1].
5.1.15. Материалы для укрепления грунтов должны соответствовать требованиям СП 45.13330.2012 (раздел 7).
5.1.16. Для затворения бетонов и растворов следует применять техническую воду, соответствующую ГОСТ 23732.
5.1.17. Морозостойкость применяемого бетона в зависимости от климатических условий должна быть не ниже F100 в мягком климате, F150 – в умеренном, F200 – суровом по ГОСТ 10060.
5.1.18. В дренажных конструкциях следует применять геотекстильные материалы с допустимой фильтрующей способностью от 60 до 100 м/сут и минимальным значением прочности – от 50 до 70 Н/см согласно требованиям, приведенным в ОДМ 218.05.003-2010 [2].
5.1.19. Грунт обратной засыпки должен соответствовать требованиям СП 45.13330.2012 (пункт 7.2). Допускается применение местного грунта, соответствующего требованиям СП 45.13330.2012 (пункт 7.20).
5.1.20. Фасонные камни и оголовки должны изготавливаться в соответствии с проектом из бетона марки не ниже М200 по ГОСТ 26633.

5.2. Требования к изделиям

5.2.1. Бордюрные блоки по 7.2 должны изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ 6665 или ГОСТ 6666.
5.2.2. Бетонные прикромочные лотки по 7.3 должны иметь конструкцию и типоразмеры, приведенные на рисунке В.2 (приложение В). Лотки должны быть изготовлены из бетона класса не ниже Btb4,0 по ГОСТ 26633. Маркировка и геометрические параметры прикромочных лотков приведены в таблице В.1 (приложение В).
Прикромочные лотки из асфальтобетона должны иметь конструкцию и размеры, назначенные проектом. Примерный вид конструкции прикромочного лотка из асфальтобетона приведен на рисунке В.3 (приложение В).
Прикромочные лотки из асфальтобетона должны изготавливаться из горячей мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа Б марки I по ГОСТ 9128.
5.2.3. В составе дренажных систем следует применять следующие дренажные трубы:
      • из пористого беспесчаного бетона по ГОСТ 25192;
      • хризотилцементные по ГОСТ 31416;
      • полиэтиленовые по ГОСТ 18599;
      • керамические по ГОСТ 8411;
      • стеклопластиковые по ГОСТ Р 53201, СТО 76255760-001-2009 [3]. Внутренний диаметр труб – от 50 до 300 мм.
При необходимости в трубах должны быть выполнены дренажные отверстия в соответствии с проектом.
5.2.4. Муфты и компенсаторы дренажных и водоотводных труб должны выполняться преимущественно из термопластов в соответствии с ГОСТ Р 52134, стеклопластика по ГОСТ Р 53201, СТО 76255760-001-2009 [3], а при обосновании в проекте – из нержавеющей стали или с антикоррозионным покрытием по ГОСТ 9941.
5.2.5. Железобетонные плиты водоотводных быстротоков должны соответствовать требованиям ГОСТ 21924.2.

5.3. Требования к перевозке и хранению материалов и изделий

5.3.1. При перевозке материалов и изделий должна быть обеспечена их целостность и исключены какие-либо повреждения.
5.3.2. Требования к загрузке, транспортированию, выгрузке и хранению всех элементов водоотводной или дренажной системы, строительного материала и крепежных приспособлений должны быть указаны в проекте производства работ (ППР). В ППР также должен быть указан вид перевозки и необходимое количество транспорта, оговорено максимальное количество элементов, укладываемых в единицу транспортного средства, и способы укладки, а также объем строительного и крепежного материала.
5.3.3. Для хранения элементов водоотводной или дренажной системы, строительного материала и необходимого инвентаря должны быть выделены и подготовлены места. Складирование следует выполнять в соответствии с требованиями ППР.
5.3.4. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.020.
5.3.5. Геотекстильные материалы должны храниться в условиях, исключающих попадание на них воды, пыли, а также исключающих облучение солнечными лучами.

6. Общие требования к организации и технологии выполнения работ

6.1. Работы должны выполняться в соответствии с проектной документацией (рабочим проектом (РП)), проектом организации строительства (ПОС), ППР.
6.2. Работы должны производиться при условии обеспечения безопасности движения транспортных средств по СП 49.13330.
6.3. Водоотводные и дренажные сооружения следует начинать устраивать с пониженных мест рельефа.
6.4. Работы по устройству водоотводных и дренажных систем следует организовать так, чтобы разработка, планировка и уплотнение грунта были выполнены до полного замерзания грунта на глубину промерзания, установленную климатическими условиями района строительства по СП 22.13330.
Особенности производства работ в зимний период должны быть дополнительно оговорены в ППР.
6.5. До начала устройства систем водоотвода и дренажа должна быть составлена исполнительная разбивочная схема с указанием:
      • расположения геодезических знаков (в том числе временных);
      • расположения знаков закрепления оси сооружения;
      • высотных отметок (проектных и фактических).
Определение всех отметок должно производиться с привязкой к постоянному реперу, расположенному вблизи от строящегося объекта.
6.6. До начала производства работ в рабочую зону должен быть доставлен грунт обратной засыпки по 5.1.19.
6.7. В ППР должны быть отражены:
      • технологическая схема движения машин и механизмов при выполнении работ;
      • схемы складирования грузов;
      • места стоянок автотранспорта, строительной техники и механизмов подъема грузов.
6.8. Между местами складирования грунта вдоль траншеи должны быть устроены проходы с расстоянием не более 25 м между ними, с шириной не менее 1,2 м.
6.9. При устройстве водоотводных и дренажных систем следует предусматривать следующие операции:
      • подготовительные работы;
      • разработка траншеи;
      • осушение и крепление стенок траншеи;
      • подготовка основания под элементы дренажной системы;
      • работы по водопонижению (в необходимых случаях);
      • укладка элементов дренажной системы;
      • засыпка элементов дренажной системы дренажным материалом;
      • заполнение траншеи грунтом;
      • защита дренажа от поверхностных вод;
      • завершающие работы.
6.10. Для устройства траншей под элементы водоотводных и дренажных систем должны использоваться экскаваторы с обратной лопатой, многоковшовые экскаваторы, бульдозеры с дополнительным профильным ножом, бульдозеры с откосным отвалом, автогрейдеры, а также средства малой механизации.
6.11. Монтаж элементов водоотводных и дренажных систем следует производить автомобильными кранами, средствами малой механизации или вручную, в зависимости от массы монтируемых элементов.
Примерный перечень необходимых механизмов и оборудования приведен в приложении Г.

7. Устройство поверхностного водоотвода в условиях города

7.1. Общие требования по устройству поверхностного водоотвода в условиях города

7.1.1. Система поверхностного водоотвода городских и поселковых дорог должна быть сопряжена с действующей или строящейся системой ливневой канализации города. Если система канализации в местах устройства автодороги отсутствует, проектом должно быть предусмотрено устройство ливневой канализации (водостока).
7.1.2. Устройство водоотводных систем в условиях города включает:
      • подготовительные работы по 7.1.3;
      • устройство бордюров по 7.2;
      • устройство прикромочных лотков по 7.3;
      • устройство водоприемных колодцев по СП 32.13330.2012 (подраздел 6.5);
      • устройство поперечного уклона проезжей части по СП 34.13330.2012 (пункты 5.30 – 5.34);
      • устройство дренажных систем по разделу 9 и СТО НОСТРОЙ 2.33.21-2011 (раздел 18);
      • завершающие работы по 7.1.4.