8.2.1.1. Кюветы следует устраивать при сооружении дороги в выемках, на нулевых отметках и при небольших насыпях высотой до 0,5 м.
8.2.1.2. Вдоль участков дорожного полотна, сооруженного полувыемкой-полунасыпью, следует устраивать один кювет с нагорной стороны.
8.2.1.3. При песчаном грунте основания и высоте насыпи более 0,5 м устройства кюветов не требуется.
8.2.1.4. Проектом могут быть назначены треугольные или трапецеидальные кюветы (см. рисунок 6).
8.2.1.5. Глубина кювета задается проектом в зависимости от ширины земляного полотна и характера грунта. При ширине полотна более 11 м кюветы должны иметь глубину в пределах от 0,5 до 1,2 м, при ширине менее 11 м – от 0,4 до 0,9 м. Нижний предел глубины принимается для супесчаных грунтов, верхний – для суглинистых по ГОСТ 25100.
1 – наружная бровка; 2 – наружный откос; 3 – внутренний откос; 4 – отсыпка; a – ширина кювета поверху; b – ширина дна; h – глубина кювета
Рисунок 6 – Поперечные профили кювета
8.2.1.6. Уклон откосов кюветов назначается проектом. При устройстве кюветов экскаваторами крутизна откосов устанавливается 1:1.5. При устройстве кюветов автогрейдерами допускается назначать уклон внутреннего откоса 1:2 или 1:3.
8.2.1.7. Ширина дна трапецеидальных кюветов должна находиться в пределах от 0,4 до 0,5 м.
8.2.1.8. Продольный уклон кюветов должен находиться в пределах от 0,005 до 0,05.
8.2.1.9. Нагорные и продольные водоотводные канавы должны устраиваться до начала работ по возведению земляного полотна.
8.2.2. Технология устройства кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав включает: подготовительные, основные и завершающие работы.
8.2.2.1. К подготовительным работам при устройстве кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав относятся:
расчистка поверхности грунта в пределах строящегося объекта в соответствии с ППР;
8.2.2.2. При устройстве кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав должны выполняться следующие основные работы:
разработка кювета по 8.2.2.4 – 8.2.2.7 или канавы по 8.2.2.8 –8.2.2.11;
- укрепление стенок и дна кювета по 8.2.2.12 или канавы по 8.2.2.13 – 8.2.2.14;
- устройство перепадов и энергогасителей по 8.2.2.15.
8.2.2.3. Завершающие работы следует выполнять по 7.1.4.
8.2.2.4. Основная разработка кюветов должна выполняться отвалом автогрейдера, а зачистка откосов и выравнивание дна – откосником, закрепленным на отвале, или вручную.
8.2.2.5. Боковые кюветы глубиной до 0,5 м следует вырезать автогрейдерами легкого и среднего типов, а более глубокие – тяжелыми.
Примечание – Автогрейдеры легкого типа имеют массу до 9 т, среднего типа – от 9 до
14 т, тяжелого типа – более 14 т.
8.2.2.6. Устройство кюветов трапецеидального сечения глубиной до 0,9 м, шириной по дну до 1,0 м, с уклоном откосов 1:1,5 следует производить экскаваторами или плужными канавокопателями с доработкой вручную.
8.2.2.7. Работы по нарезке кюветов следует выполнять в направлении, противоположном направлению течения воды, от устьевого сооружения вверх по трассе.
8.2.2.8. Водоотводные канавы следует разрабатывать, начиная с пониженных мест рельефа. Канавы глубиной до 0,7 м нарезаются автогрейдерами. За первые 2 – 3 прохода вырезанный грунт укладывается на наружную бровку канавы, затем на нож грейдера монтируется откосник требуемого очертания и зачищаются откосы и дно канавы. При этом уплотнение дна канавы производится колесами автогрейдера при движении по дну канавы. Последним проходом разравнивается грунт за наружной бровкой откоса.
8.2.2.9. Канавы глубиной от 0,7 до 1,5 м следует сооружать канавокопателями роторного или цепного типа, а канавы глубиной более 1,5 м, а также продольные водоотводные канавы в слабых грунтах по ГОСТ 25100 – многоковшовыми и одноковшовыми экскаваторами. В случае применения одноковшового экскаватора вынимаемый грунт следует укладывать в виде призмы вдоль канавы с полевой стороны.
8.2.2.10. Уплотнение дна и откосов канавы следует производить с помощью виброплиты.
8.2.2.11. При объемах вынимаемого грунта, превышающих возможности размещения его в пределах полосы отвода, работы следует производить экскаватором с транспортировкой автомобилями-самосвалами. В этом случае необходимо предусмотреть устройство временного подъездного пути путем профилирования грунтовой поверхности. Подъезд автосамосвалов следует организовывать по кольцевой схеме с учетом рельефа. Выгруз грунта следует производить в местах понижения рельефа с последующим профилированием.
8.2.2.12. Укрепление кюветов следует производить:
- засевом трав после завершения планировки грунта по технологическим картам [5];
- черноземными смесями по технологическим картам [5];
- мощением бетонными и железобетонными изделиями в клетку с одерновкой по технологическим картам [5];
георешетками по ОДМ 218.05.003-2010 [2];
- специальным геотекстилем или геоматами по ОДМ 218.05.003-2010 [2];
- цементобетонной плиткой по технологическим картам [5];
- габионными конструкциями по методическим рекомендациям [6];
- монолитным цементобетоном по технологическим картам [5];
- цементобетонными сегментами по технологическим картам [5];
- литой асфальтобетонной смесью по технологическим картам [5]; Конкретный вид укрепления должен быть указан в проекте.
8.2.2.13. На участках с продольными уклонами от 0,002 до 0,003 в легкоразмываемых грунтах нагорные канавы следует укреплять сразу после их устройства.
8.2.2.14. При скоростях течения потока в канаве от 0,1 до 0,8 м/с канавы следует укреплять гидропосевом многолетних трав в соответствии с технологическими картами [5].
При скорости течения потока от 0,8 до 3,0 м/с водоотводные канавы следует укреплять габионными конструкциями в соответствии с методическими рекомендациями [6]. При скоростях потоков свыше 3 м/с канавы следует укреплять сборными железобетонными плитами по ГОСТ 21924.2, монолитным бетоном по ГОСТ 26633, который укладывают на подготовленное песчаное основание в соответствии с тех-
нологическими картами [5].
8.2.2.15. При уклонах местности более 0,005 в канавах следует устраивать перепады и энергогасители в виде колодцев из сборного бетона по ГОСТ 8020. Монтаж на месте выполняется автомобильными кранами. Стыки элементов заделывают цементным раствором или полимерно-битумными герметизирующими материалами (см. 5.1.5).
8.3. Устройство водоотводных быстротоков
8.3.1. На участках с продольным уклоном более 0,03 должны устраиваться быстротоки (см. рисунок 7).
1 – щебеночное основание; 2 – цементобетонные плиты; h – глубина быстротока
Рисунок 7 – Быстроток, укрепленный цементобетонными плитами
8.3.2. Устройство водоотводных быстротоков включает в себя подготовительные, основные и завершающие работы.
8.3.3. К подготовительным работам при устройстве быстротоков относятся:
- расчистка поверхности грунта в пределах строящегося объекта в соответствии с ППР;
- вынос и закрепление оси быстротока, обозначение колышками контуров котлована и кювета в соответствии с ППР;
- доставка и раскладка вдоль устраиваемого быстротока железобетонных плит по ГОСТ 21924.2 и щебня по ГОСТ 8267 для основания.
8.3.4. При устройстве быстротоков выполняются следующие основные работы:
- разработка котлована или траншеи по 8.3.6;
- устройство основания под плиты и блоки по 8.3.7;
- устройство водобойного сооружения по 8.3.8, 8.3.10.
- укладка плит по 8.3.11;
- заделка зазоров между плитами по 8.3.12.
8.3.5. В составе завершающих работ выполняется ликвидация всех временных сооружений и рекультивация территории, затронутой работами.
8.3.6. Котлован следует разрабатывать экскаватором. При наличии в проекте водобойного сооружения на дне котлована следует произвести разбивку положения его блоков. Траншею под блоки следует разработать на 15 – 20 см шире проектной величины для возможности регулирования положения блоков в плане.