8.3.7. Основание под плиты и блоки должно выполняться из щебня по ГОСТ 8267 с толщиной слоя 5 см, который выравнивается и уплотняется ручными трамбовками и виброплитами. Ровность щебеночного основания следует контролировать трехметровой рейкой по ГОСТ 30412.
8.3.8. Для гашения скорости водного потока в конце быстротока должно устраиваться монолитное или сборное водобойное сооружение согласно проекту, пройдя через которое поток потеряет свою энергию (см. рисунок 8).
1 – быстроток; 2 – расширяющийся колодец; 3 – водобойная стенка; 4 – борт колодца; 5 – поверхность воды
Рисунок 8 – Водобойное сооружение в нижнем бьефе быстротока
8.3.9. Для укладки плит быстротока разбивается базисная линия, натягивается шнур, а вертикальные отметки проверяются нивелиром согласно проекту.
8.3.10. Блоки сборного водобойного сооружения устанавливаются автомобильным краном в подготовленную траншею в проектное положение, пазухи засыпаются щебнем по ГОСТ 8267 и уплотняются трамбовкой. Монолитное водобойное сооружение устраивается в соответствии с требованиями проекта и с учетом СТО НОСТРОЙ 2.6.54.
8.3.11. Укладка плит быстротока должна выполняться автомобильным краном, начиная от водобойного сооружения. Первая плита ряда укладывается вплотную к шнуру, последующие – рядом с первой таким образом, чтобы между плитами оставался зазор шириной 1 см. Уложив 10 – 12 плит на дно траншеи, следует приступить к укладке плит на откосы.
8.3.12. Зазоры между плитами должны заделываться цементным раствором маркой не ниже М200 по ГОСТ 28013 в следующей последовательности:
- стенки швов смачиваются водой;
- по линии шва цементный раствор распределяется лопатами;
- в зазоре шва раствор равномерно распределяется кельмой по ГОСТ 9533 и уплотняется металлической шуровкой;
- после уплотнения цементного раствора поверхность шва отделывается заподлицо с поверхностью плит кельмой по ГОСТ 9533. После потери подвижности цементного раствора, швы следует расшить с помощью расшивки и укрыть полиэтиленовой пленкой по ГОСТ 10354.
8.4. Лотки откосные
8.4.1. Лотки откосные должны устраиваться через определенные промежутки, назначаемые проектом. В состав проекта должен входить план соответствующего участка автомобильной дороги с нанесенной осью водосброса и указанием высотных отметок.
8.4.2. Установка откосных лотков должна начинаться с низовой стороны. При наличии грунтовой воды для ее сбора и откачки должны устраиваться приямки.
8.4.3. До начала работ по установке откосных лотков необходимо закончить работы по устройству покрытия и планировке откосов насыпи, подготовить проезд и место стоянки автомобильного крана и экскаватора.
8.4.4. Блоки сборных железобетонных откосных лотков должны быть заблаговременно доставлены к месту производства работ и разложены на обочине и у подошвы насыпи на ровной площадке. Щебень, привезенный заранее, выгружен на обочине и у подошвы насыпи.
8.4.5. До начала устройства откосного лотка должны быть произведены разбивочные работы, закреплена ось водосброса, обозначены колышками контуры котлованов и траншеи. На дне котлована для гасителя – разбито положение упорного блока и блоков упорной шпоры.
8.4.6. Котлованы под гаситель, траншея под телескопический лоток должны разрабатываться экскаватором с зачисткой дна и стенок вручную под рейку. Траншея под упорный блок и шпоры должна разрабатываться на 15 – 20 см шире положенного для возможного регулирования блоков в плане.
8.4.7. По окончании земляных работ должно быть произведено устройство щебеночной подготовки слоем 10 см.
Примечание – Щебень распределяется по поверхности, выравнивается под рейку,
уплотняется, отметки поверхности щебеночной подготовки проверяются нивелиром.
8.4.8. Упорный блок должен устанавливаться автомобильным краном с таким расчетом, чтобы отметка прямоугольного выреза на нем соответствовала проектной отметке верха плит гасителя. С другой стороны котлована под гаситель должны быть установлены три блока упорных шпор. После установки блоков пазухи должны быть засыпаны грунтом, уплотнены трамбовкой, а швы заполнены цементным раствором и расшиты по 7.2.14.
8.4.9. Далее краном должен быть произведен монтаж откосных лотков начиная от упорного блока.
Примечание – При укладке откосных телескопических лотков первый блок лотка следует закрепить стропами за четыре монтажные петли, подать краном к траншее, опустить над щебеночной подготовкой, развернуть на весу по продольной оси, подвести к упорному блоку так, чтобы узкая часть блока лотка стыковалась с наклонным срезом упора по всему поперечному сечению, и опустить на щебеночную подготовку. Все остальные блоки должны вводиться узким концом в конец предыдущего блока до упора и опускаться на дно траншеи.
Правильность установки блоков откосного лотка должна проверяться контрольной рейкой с уровнем.
8.4.10. После установки всех блоков откосного лотка должно быть произведено их окончательное выравнивание с помощью крана, а затем выполнено омоноличивание швов между упорным блоком и блоками лотка цементным раствором (см. 5.1.3).
8.4.11. Планировка откоса по обе стороны от лотка должна выполняться с одновременной засыпкой пазух грунтом экскаватором, оснащенным скребком. Грунт в пазухах должен уплотняться с применением трамбовок. После планировки и уплотнения грунта в пазухах стенки лотка должны возвышаться над поверхностью откоса на 5 – 10 см.
8.4.12. Бортовые блоки открытого лотка должны устанавливаться с помощью автомобильного крана. В первую очередь – блоки, непосредственно примыкающие к откосному лотку. После их установки пространство между ними должно быть засыпано щебнем и уплотнено, а вдоль кромки покрытия установлены блоки прикромочных лотков шириной 37,5 см с выравниванием их по шнуру. Продольный шов у кромки покрытия и швы между блоками лотка должны быть заполнены цементным раствором, а поверхность открытого лотка омоноличена цементобетоном с толщиной слоя 10 см с последующим нанесением пленкообразующего материала. Одновременно должны быть омоноличены стыки между бортовыми блоками и на сопряжении их с откосным лотком.
8.4.13. Для укладки плит гасителя должна быть разбита базис-опорная линия и натянут шнур. В ходе укладки вертикальные отметки должны проверяться нивелиром.
Плиты должны укладываться на щебеночное основание. Первая плита ряда – вплотную к шнуру, последующие – рядом с первой таким образом, чтобы между плитами оставался зазор шириной 1 см.
8.4.14. По окончании укладки стенки стыков плит и швы должны быть смочены водой, заделаны цементным раствором по 8.3.12.
9. Устройство дренажных систем на автомобильных дорогах
9.1. Общие требования по устройству дренажных систем на автомобильных дорогах
9.1.1. В комплекс работ по устройству дренажных систем на автомобильных дорогах входят:
- подготовительные работы по 9.1.9;
- земляные работы по 9.2;
- монтаж дренажных труб и устройство обратной засыпки по 9.3;
- завершающие работы по 7.1.4.
9.1.2. Дренажные системы на автомобильных дорогах включают в себя:
- горизонтальный закромочный дренаж по 9.4;
- откосный дренаж по 9.5;
- подкюветный дренаж по 9.6;
- дренажные прорези по 9.7;
- вертикальный дренаж по 9.8;
- застенный дренаж по 9.9.
9.1.3. В составе водоотводных сооружений проектом может быть предусмотрено устройство дренажных колодцев.
Примечание – Дренажный колодец должен быть устроен в виде емкости, в которую
стекает собранная дренажными трубами вода, в проекте может быть один или несколько колодцев для локального сбора и распределения воды, а также контроля и профилактики дренажной системы.
9.1.4. Для понижения грунтовых вод в пределах земляного полотна следует применять подкюветные дренажи. Если водоупорный слой залегает на глубине до 0,4 м от бровки земляного полотна, следует устраивать совершенный дренаж с полным перехватом грунтового потока (см. рисунок 9). При более глубоком залегании водоупорного слоя устраивается несовершенный дренаж (висячий) (см. рисунок 10).
9.1.5. Если поток грунтовой воды направлен поперек дороги, то совершенный дренаж устраивается с одной стороны – нагорной (см. рисунок 9).
1 – водоносный слой; 2 – уровень грунтовых вод до снижения;
3 – кривая депрессии после устройства дренажа; 4 – дренаж; 5 – замок из глины; 6 – гравийно-щебеночный материал в геотекстильной оболочке;
7 – водоупорный слой; 8 – песок
Рисунок 9 – Подкюветный односторонний совершенный дренаж
1 – водоносный слой; 2 – уровень грунтовых вод до снижения;
3 – кривая депрессии после устройства дренажа; 4 – дренаж; 5 – водоупорный слой
Рисунок 10 – Подкюветный несовершенный дренаж
9.1.6. Дренаж совершенного типа должен иметь дренирующую обсыпку сверху и с боков (рисунок 11). Дренирующая обсыпка дренажа несовершенного типа должна выполняться замкнутой (рисунок 12). Если часть водоносного пласта, расположенная над дренажом, состоит из песчаных грунтов с коэффициентом фильтрации меньше 5 м/сут, то нижнюю часть траншеи следует засыпать песком с коэффициентом фильтрации более 5 м/сут.