СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.103-2015 Автомобильные дороги Устройство водоотводных и дренажных систем при строительстве автомобильных дорог и мостовых сооружений стр. 5

7.1.3. К подготовительным работам по устройству поверхностного водоотвода в условиях города относятся:
      • расчистка поверхности грунта в пределах зоны работ в соответствии с ППР;
      • разбивка осевых линий траншеи в соответствии с ППР;
      • завоз материалов и изделий.
7.1.4. В составе завершающих работ выполняется ликвидация всех временных сооружений и рекультивация территории, затронутой работами.

7.2. Устройство бордюров

7.2.1. При устройстве бордюров должны выполняться следующие основные работы:
      • разработка траншеи по 7.2.2;
      • устройство цементобетонного основания по 7.2.4 – 7.2.7;
      • установка бордюрных блоков по 7.2.8 – 7.2.13;
      • заполнение швов цементным раствором по 7.2.14;
      • заделка пазух цементобетонной смесью по 7.2.15.
Общий вид и типоразмеры бордюров приведены на рисунке В.1 (приложение В).
7.2.2. Траншея под бордюрные блоки должна разрабатываться экскаватором с ковшом вместимостью не более 0,15 м3 с последующей зачисткой дна вручную. Допускается разработка траншеи ручным способом. Дно траншеи должно быть спланировано в соответствии с проектным уклоном.
7.2.3. Бордюрные блоки должны быть до начала работ доставлены и разложены вдоль траншеи.
7.2.4. Бордюрные блоки должны устанавливаться на цементобетонное основание (обойму) или на цементобетонные лекальные блоки. Установка длинномерных бордюрных блоков должна производиться только на цементобетонное основание.
7.2.5. Перед заливкой цементобетонного основания в траншее должна быть устроена опалубка в соответствии с требованиями ППР.
7.2.6. Опалубка должна быть заполнена бетонной смесью по ГОСТ 7473 согласно проекту.
7.2.7. В бетонную смесь, находящуюся в опалубке, устанавливаются арматурные стержни по ГОСТ 5781 диаметром 20 мм на расстоянии 450 мм друг от друга и
50 мм от внешнего края опалубки (см. изображение а), рисунок 1).
3
а) установка арматурных стержней 1 в цементобетонную смесь основания 2; б) установка бордюра 1 и наращивание опалубки 2;
в) заполнение пазух между опалубкой 1 и тыльной стороной бордюрной конструкции 2 бетонной смесью 3
Рисунок 1 – Установка длинномерных бордюров
7.2.8. Длинномерные бордюрные блоки должны устанавливаться на слой бетонного раствора толщиной не менее 25 мм, распределенного по верхней плоскости цементобетонного основания (см. изображение а), рисунок 1). Установка блоков производится после затвердевания цементобетонного основания. После установки блоков производится наращивание опалубки (см. изображение б), рисунок 1). Пазуха между опалубкой и тыльной стороной длинномерного бордюрного блока заполняется цементобетонной смесью (см. изображение в), рисунок 1). После набора бетоном 80 % прочности опалубка снимается.
7.2.9. Бордюрные блоки устанавливаются вплотную вдоль натянутого шнура (см. рисунок 2) на прямых участках.
Рисунок 2 – Установка бордюрных блоков по шнуру
7.2.10. На участках закруглений бордюрные блоки устанавливаются по шаблонам, повторяющим форму закругления, с использованием лекальных бордюрных блоков.
7.2.11. Зазор между бордюрными блоками должен составлять от 0,7 до 1,0 см для заполнения цементным раствором. Для обеспечения одинаковых зазоров следует использовать фиксатор зазоров – Г-образный стальной шаблон, который накладывается на торец установленного блока.
Примечание – Г-образный шаблон изготавливается на месте производства работ из полосы стали шириной от 3 до 5 см, с длиной плеч от 10 до 15 см.
7.2.12. Участки уложенных бордюрных блоков, протяженностью от 40 до 50 м, должны быть окончательно выверены в плане и по высоте по шнуру.
7.2.13. Подгонка положения лекального бордюрного блока в вертикальной плоскости должна производиться с помощью резинового молотка, а правильность положения – с помощью уровня (см. рисунок 3).
Рисунок 3 – Выравнивание уложенных бордюров по уровню
7.2.14. После проверки правильности положения бордюров швы между блоками должны быть заполнены цементно-песочным раствором (см. 5.1.3) с помощью мастерка и заглажены. После потери подвижности цементного раствора, швы следует расшить с помощью расшивки (см. рисунок 4). Готовый шов укрыть полиэтиленовой пленкой по ГОСТ 10354. Через каждые 10 м следует оставлять незаполненными зазоры между блоками, создавая швы расширения.
1 – полотно; 2 – колпачок; 3 – ручка
Рисунок 4 – Расшивка
Схема заделки шва между бордюрными блоками приведена на рисунке 5.
1 – бордюрный блок; 2 – цементный раствор состава 1:4; 3 – цементный раствор состава 1:2; 4 – полотно дороги
Рисунок 5 – Схема заделки шва между бордюрными блоками
7.2.15. После установки бордюрных блоков нижняя и тыльная части должны быть засыпаны или заделаны цементобетонной смесью (см. 5.1.4). Пазухи на примыкании бортовых камней с цементобетонным покрытием следует заполнять цементобетонной смесью либо цементно-песчаным раствором по 7.2.16. На примыканиях блоков с асфальтобетонными покрытиями заделка нижней и тыльной поверхности должна производиться асфальтобетонной смесью согласно проекту.

7.3. Устройство прикромочных лотков

7.3.1. Технология устройства бетонных прикромочных лотков аналогична устройству бордюров по 7.2.
7.3.2. Прикромочные лотки из асфальтобетона устраивают на стыке кромки проезжей части и обочины до начала производства работ по устройству слоев покрытия. Устройство прикромочных лотков из асфальтобетона должно производиться асфальтоукладчиком с боковым рабочим органом для непрерывного формования и уплотнения асфальтобетона. Конструкция прикромочного лотка из асфальтобетона назначается проектом. Технология производства работ – по СТО НОСТРОЙ 2.25.36. Общий вид и типоразмеры прикромочных лотков приведены в приложении В.
Примечание – боковой рабочий орган представляет собой трамбующий брус с виброплитой

8. Устройство водоотводной системы вне городских дорог

8.1. Общие требования по устройству водоотводной системы вне городских дорог

8.1.1. Для отвода воды поверхность дорожного покрытия должна устраиваться с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках и с односкатным поперечным профилем на криволинейных участках и виражах согласно СП 34.13330.2012 (раздел 5).
8.1.2. Поперечный уклон обочин для автомобильных дорог с двускатным покрытием должен превышать поперечный уклон проезжей части на величину от 0,01 до 0,03. На виражах поперечный уклон обочин и уклон проезжей части следует принимать одинаковым.
8.1.3. Устройство водоотводных систем вне городских дорог включает:
  • подготовительные работы по 8.2.2.1;
  • устройство водоприемных колодцев по СТО НОСТРОЙ 2.25.114-2013 (подраздел 7.3) и технологической карте [4];
  • устройство кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав по 8.2;
  • устройство водоотводных быстротоков по 8.3;
  • устройство водобойных сооружений в концевых участках лотков откосных по 8.3.8 – 8.3.12;
  • устройство прикромочных лотков по 7.3;
  • устройство лотков откосных по 8.4;
  • завершающие работы по 7.1.4.

8.2. Устройство кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав

8.2.1. Особенности устройства кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав.