определение приоритетов для первоочередного финансирования;
осуществление модернизационных проектов в рамках государственно-частного партнерства.
Макроэкономические риски обусловлены вероятностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, что может привести к недостаточному ресурсному обеспечению запланированных мероприятий. Предполагается средний уровень вероятности реализации указанных рисков.
Экономическими рисками с приемлемым уровнем вероятности реализации могут являться повышение стоимости услуг, обусловленное усилением инфляции, возможные конфликты интересов партнерских структур, коррупционные риски (нецелевое использование денежных средств).
Геополитические риски с неопределяемым уровнем вероятности реализации связаны преимущественно с изменениями международной ситуации. Усиление восточного вектора политики Российской Федерации расширяет возможности укрепления и продвижения позиций русского языка в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же время возрастает риск ослабления позиций русского языка в ряде европейских стран за счет развития антироссийских настроений и недружественных мер. Мерой минимизации указанных рисков является оптимальное распределение программных мероприятий по конкретным странам их реализации с учетом текущей ситуации в русле геостратегических интересов России.
Административными рисками являются недостаточность координации и взаимодействия заинтересованных сторон, отсутствие оперативности, гибкости и адаптивности к изменениям внешних условий. Основными условиями минимизации административных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией Программы, продуктивное взаимодействие участников реализации Программы, адекватное распределение полномочий. Предполагается невысокий уровень вероятности реализации указанных рисков.
Для обеспечения системного характера управления рисками и минимизации возможных отрицательных последствий предусмотрены привлечение к разработке Программы представителей научного и экспертного сообщества, широкое обсуждение предлагаемых мероприятий, обеспечение мониторинга и информационной прозрачности реализации Программы, что позволит своевременно выявлять возможные сбои, проводить оперативную корректировку конкретных механизмов и обеспечить достижение цели Программы.
II. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения
Целью Программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.
Достижение цели Программы предполагает решение следующих задач:
совершенствование условий для всестороннего развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России;
обеспечение эффективности и доступности системы изучения государственного языка Российской Федерации (русского языка) как родного, как неродного, как иностранного;
совершенствование условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку;
совершенствование условий для продвижения русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах.
Решение указанных задач осуществляется по следующим направлениям:
совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России;
совершенствование условий для укрепления и расширения русского языкового, российского культурного и образовательного пространства в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;
совершенствование условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах;
развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку;
проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, и обеспечение управления реализацией Программы.
В рамках каждого из направлений выделяются целевые показатели (индикаторы), которые являются инструментом объективной оценки достижения цели, выполнения основных задач и ключевых мероприятий Программы.
Целевые показатели и индикаторы Программы сформированы с учетом показателей, характеризующих достижение целей и решение задач, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в рамках стратегических и программных документов.
Перечень целевых показателей (индикаторов) Программы по направлениям приведен в приложении N 1.
Программу предлагается реализовать в 2016-2020 годах в 2 этапа.
На первом этапе (2016-2018 годы) планируется реализовать следующие приоритетные мероприятия, влияющие на принципиальную возможность достижения поставленной цели:
проведение комплекса научно-исследовательских работ в области функционирования, развития и изучения русского языка;
формирование аналитического и организационно-нормативного обеспечения функционирования и изучения русского языка;
доработка и издание комплекса грамматик и словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка;
техническое, учебно-методическое обеспечение единого электронного образовательного пространства, объединяющего ресурсы для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки;
формирование и развитие партнерской сети "Институт Пушкина";
подготовка, переподготовка, повышение квалификации преподавателей русского языка;
организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и других иностранных государствах;
поставка учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре в иностранные государства (в российские центры науки и культуры, русские школы (классы);
создание полноценных условий для обучения иностранных граждан русскому языку в объемах, необходимых для их трудовой деятельности в России;
создание центров коллективного доступа к российским образовательным, информационно-просветительским и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры, образовательных организаций в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и других иностранных государствах;
проведение комплекса мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на укрепление и продвижение позиций русского языка, российской культуры, науки и образования в Российской Федерации, государствах - участниках Содружества Независимых Государств и других иностранных государствах.
На втором этапе (2019-2020 годы) планируется проведение следующих приоритетных мероприятий:
завершение запланированных научно-исследовательских работ;
развитие кадрового потенциала в сфере русского языка;
завершение формирования инфраструктуры системы открытого образования на русском языке и обучения русскому языку;
развитие онлайн-школы на русском языке (форма обучения через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в асинхронном формате и с синхронным участием педагогов);
обеспечение широкой вариативности программ обучения русскому языку с использованием дистанционных технологий образования;
расширение присутствия русского языка в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
развитие партнерской сети "Институт Пушкина";
обеспечение системной поддержки, оказываемой зарубежным структурам в укреплении позиций русского языка;
проведение мероприятий, направленных на повышение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке.
Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке, а также по причине иных факторов, связанных с невозможностью достижения цели и задач Программы.
Методика сбора исходной информации и расчета целевых показателей (индикаторов) Программы представлена в приложении N 2.
III. Мероприятия Программы
Решение задач Программы обеспечивается путем проведения 44 мероприятий по 5 направлениям.