IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объем и источники финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации приведены в приложении N 3. Общий объем финансирования Программы составляет 8910,3374 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), при этом объем средств федерального бюджета, направленных на реализацию Программы, составляет 8184,2508 млн. рублей, в том числе государственные капитальные вложения - 2138,4596 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 271,185 млн. рублей, прочие нужды - 5774,6062 млн. рублей. Распределение средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, между государственными заказчиками приведено в приложении N 4. Распределение средств федерального бюджета по направлениям Программы приведено в приложении N 5.
Объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на реализацию Программы, составляет 726,0866 млн. рублей. Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом региональных целевых программ, предусматривающих реализацию мероприятий Программы в рамках направления по созданию инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях. Привлечение средств внебюджетных источников не предусматривается.
Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях, приведенными в приложении N 6.
Государственные капитальные вложения в размере 2138,4596 млн. рублей за счет средств федерального бюджета предназначены на реализацию мероприятий Программы в рамках направления по созданию инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на радиационно загрязненных территориях. Потребности субъектов Российской Федерации (Алтайский край, Брянская, Калужская, Курганская, Орловская, Тульская и Челябинская области) на ввод объектов по этому направлению Программы составляют 11439,1 млн. рублей, в том числе:
строительство и реконструкция систем газо- и теплоснабжения - 3801,7 млн. рублей;
строительство и реконструкция систем водоснабжения и канализации - 5678,5 млн. рублей;
строительство, реконструкция и материально-техническое обеспечение объектов здравоохранения - 1958,9 млн. рублей.
В рамках Программы государственные капитальные вложения за счет средств федерального бюджета сосредотачиваются на наиболее радиоактивно загрязненных территориях субъектов Российской Федерации в целях:
строительства систем газо- и теплоснабжения и их реконструкции - 600,1596 млн. рублей;
строительства систем водоснабжения и канализации и их реконструкции - 914,2 млн. рублей;
завершения строительства, реконструкции объектов здравоохранения и приобретения медицинского оборудования для учреждений здравоохранения в Брянской и Орловской областях - 624,1 млн. рублей.
Общий объем затрат на прочие нужды составляет 5774,6062 млн. рублей. Потребность в финансовых ресурсах, необходимых для достижения намеченных Программой целей и получения запланированных результатов, определяется исходя из опыта реализации практических мероприятий по преодолению последствий радиационных аварий в 2002 - 2010 годах. При этом учитывались следующие объемы работ, выполняемых при решении задач Программы:
разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, включая адресную специализированную медицинскую помощь, - 32,8 процента общего объема затрат на прочие нужды (1895,055 млн. рублей);
создание условий для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда радиоактивно загрязненных территорий - 9,2 процента общего объема затрат на прочие нужды (528,7226 млн. рублей);
совершенствование систем мониторинга и их элементов, а также прогнозирования обстановки на радиоактивно загрязненных территориях - 22,4 процента общего объема затрат на прочие нужды (1298,6 млн. рублей);
повышение готовности органов управления и сил Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к действиям по минимизации последствий радиационных аварий на основе совершенствования технической, технологической, нормативно-методической и организационной базы - 22,7 процента общего объема затрат на прочие нужды (1308,9313 млн. рублей);
информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию, - 12,9 процента общего объема затрат на прочие нужды (743,2973 млн. рублей).
Общий объем затрат на выполнение необходимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих реализацию практических мероприятий, определен исходя из опыта реализации мероприятий по преодолению последствий радиационных аварий в 2002 - 2010 годах и составляет 271,185 млн. рублей (4,7 процента общего объема затрат на прочие нужды).
V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления реализацией Программы и механизм взаимодействия государственных заказчиков Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, государственными заказчиками Программы - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Разработчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков Программы и организацию управления реализацией Программы в целом. Государственные заказчики Программы осуществляют управление реализацией соответствующих мероприятий Программы.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы государственный заказчик - координатор Программы ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Кроме того, контроль за ходом реализации Программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей государственных заказчиков Программы, Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
До начала реализации Программы государственный заказчик - координатор Программы утверждает и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации положение об управлении реализацией Программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;
механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе ее реализации;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы и об условиях участия в ней исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком Программы со всеми исполнителями мероприятий Программы. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика Программы и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает осуществление государственным заказчиком Программы контроля за ходом работ по выполнению государственного контракта.
Государственные заказчики Программы сообщают в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы государственных контрактах (договорах) на ее финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд. Сведения о проектах, содержащих выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения, государственные заказчики Программы сообщают также в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Государственный заказчик - координатор Программы направляет:
в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения) статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы, необходимую для выполнения возложенных на министерства функций;
в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно, до 1 февраля, доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Указанные доклады содержат:
сведения о результатах реализации Программы за отчетный год;
данные о целевом использовании и об объемах привлеченных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации;
сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию Программы;
сведения о соответствии фактических показателей Программы показателям, установленным при утверждении Программы Правительством Российской Федерации;
информацию о ходе и полноте выполнения мероприятий Программы;
сведения о наличии, об объемах и о состоянии незавершенного строительства;
сведения о результативности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
сведения о внедрении и об эффективности инновационных проектов;
оценку эффективности результатов реализации Программы;
оценку влияния фактических результатов реализации Программы на различные сферы экономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализации Программы).
При завершении реализации Программы государственный заказчик - координатор Программы подготавливает и представляет до 1 марта текущего года в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации доклад о выполнении Программы и об эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. Доклад должен включать информацию о результатах реализации Программы за истекший год и весь период ее реализации, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы организует размещение в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом ее выполнения, а также информации о ходе реализации Программы, мероприятиях на ближайшие 2 - 3 года, фактическом финансировании Программы, заключенных государственных контрактах, об объемах их финансирования и исполнителях, о результатах экспертных проверок выполнения мероприятий Программы, конкурсах на участие в реализации Программы, результатах мониторинга реализации Программы, а также об оценке достижения целевых индикаторов и показателей, в том числе по результатам независимой экспертизы. Информация о проведении конкурсов на участие в реализации Программы содержит:
условия их проведения;
порядок участия в них юридических лиц;
составы конкурсных комиссий, создаваемых государственными заказчиками Программы (государственным заказчиком - координатором Программы), для проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;
протоколы заседаний конкурсных комиссий;
порядок обжалования решений, принятых государственными заказчиками Программы.