Распоряжение Департамента информационных технологий г. Москвы от 27 августа 2015 г. N 64-16-290/15 "Об утверждении Регламента функционирования автоматизированной информационной системы "Система дистанционного обучения" и Технических требований к электронн стр. 4

3.2.1. выпадение строк и срыв синхронизации;
3.2.2. черные и сбойные полосы по периметру изображения;
3.2.3. низкая четкость (потеря важных деталей изображения);
3.2.4. рывки в динамике движения (результат изменения частоты кадров исходного видео);
3.2.5. зубчатость границ деталей изображения (результат ошибок при изменении размера кадра);
3.2.6. недосвеченность или пересвеченность;
3.2.7. нарушение границ (смазывание) цветовых переходов;
3.2.8. нарушение цветового баланса, искажение цвета;
3.2.9. недостаточная или чрезмерная цветовая насыщенность;
3.2.10. цифровой шум;
3.2.11. артефакты компрессии.
Если динамический визуальный ряд реализован в комбинации со звуковым, недопустимо несовпадение звука с изображением.
3.3. Общим требованием является использование частоты кодирования (записи) видео в 30 кадров в секунду (frame rate). Снижение частоты воспроизведения допускается только при малой динамике отображаемых событий. Кроме того, для 2D/3D синтезированного визуального ряда необходимо:
3.3.1. при выборе размера кадра руководствоваться смысловым содержанием, избегать "мигания";
3.3.2. при намеренном использовании режима мигания элементов частоту задавать в пределах 1-3 Гц;
3.3.3. тщательно контролировать качество текстур для 3D-изображений.
3.4. В звуковых фрагментах электронных учебных модулей недопустимыми являются следующие дефекты:
3.4.1. фоновый шум, гул, реверберация, скрипы и стуки, щелчки и другие посторонние звуки;
3.4.2. эффект "перегрузки" сигнала (clip) в результате ошибок обработки или записи;
3.4.3. неравномерный спектр - преобладание низких или высоких частот в конечной записи;
3.4.4. прямые дефекты дикторской речи (картавость, шепелявость, заикание и т.п.);
3.4.5. чрезмерно широкий динамический диапазон - большая разность уровней громкости между тихим и громким фрагментами речи.
3.5. Общие требования по озвучиванию:
3.5.1. применение нормализации - выравнивание уровня громкости всех звуковых фрагментов модуля;
3.5.2. использование единого формата сжатия;
3.5.3. использование исходных фонограмм в цифровом виде;
3.5.4. применение прямой коммутация при оцифровке звукового фрагмента с аналогового носителя, пиковый уровень записи от -6dB до -3dB.
3.6. В соответствии с шаблоном на протяжении всего курса должно быть использовано минимальное количество шрифтов в минимальном количестве размеров.

4. Технические требования

4.1. Структура курса. Курс представляет собой набор файлов, с помощью которых браузером реализуется воспроизведения контента.
4.2. Стандарты разработки курса. Курс должен использовать современные технологии представления информации HTML5 или HTML + JavaScript.
4.3. Файл манифеста должен называться "imsmanifest.xml" и располагаться в корневой папке модуля. В таблице 2 приведены основные элементы, используемые в рамках подготовки курсов. Атрибуты элементов приведены в колонке "Описание", их названия подчеркнуты. Все элементы должны присутствовать в файле манифеста. Основные элементы файла манифеста и пример содержимого файла манифеста приведены в приложении 1 и приложении 2 к настоящим Требованиям соответственно.
Пример манифеста, приведенный в приложении 2 к настоящим Требованиям, содержит один электронный курс (описан элементом resource) и обеспечивает его запуск в SCORM-совместимых системах. Атрибут adlcp:scormType="sco" у элемента resource указывает, что данный объект обеспечивает передачу данных по SCORM RTE API. В случае, если в учебном объекте не предусмотрено взаимодействие по SCORM RTE API, значение данного атрибута должно быть "asset". Атрибут href элемента resource должен указывать на стартовый файл учебного объекта. В данном случае это index.html. В элементе resource должны быть перечислены все файлы, относящиеся к данному учебному объекту, включая стартовый файл (элементы file в приведенном примере).
Для обеспечения корректного запуска в совместимых системах учебного объекта необходимо, чтобы в манифесте был заполнен элемент organization, как указано в примере. В значение атрибута default элемента organizations должен быть прописан идентификатор элемента organization. В простейшем случае у элемента organization должен быть прописан всего один дочерний элемент item, значение атрибута identifierref которого должно содержать значение идентификатора элемента resource. В случае, когда манифест содержит всего один учебный объект (как в приведенном примере), необходимо в подэлементах title элементов organization и item прописывать название электронного учебного модуля.
Часть файла, заключенная в тэги , служит для описания структуры последовательности электронного курса. Каждый элемент в этой структуре должен быть описан между тегами . Внутри тегов заключены ссылки на конкретные файлы, которые используются в электронном образовательном модуле. Каждый ресурс должен иметь уникальный идентификатор, по которому и производится привязка к конкретной позиции в последовательности.
4.4. Электронный курс и автоматизированная информационная система "Система дистанционного обучения" на протяжении сессии обучения должны передавать друг другу данные согласно приложению 3 к настоящим Требованиям.
4.4.1. Элемент модели данных "Идентификатор учащегося" (cmi.learner_id) определяет уникальный идентификатор зарегистрированного в СДО учащегося, от имени которого был запущен электронный учебный модуль. Элемент модели данных доступен в электронном курсе только для чтения.
4.4.2. Элемент модели данных "Имя учащегося" (cmi.learner_name) определяет имя зарегистрированного в СДО учащегося, от имени которого был запущен электронный курс. Элемент модели данных доступен в электронном курсе только для чтения.
4.4.3. Элемент модели данных "Статус завершения" (cmi.completion_status) определяет статус завершения работы учащегося с образовательным объектом:
4.4.3.1. completed (завершен) учащийся достаточно изучил образовательный объект, чтобы считать его завершенным;
4.4.3.2. incomplete (не завершен) учащийся не достаточно изучил образовательный объект, чтобы считать его завершенным;
4.4.3.3. not attempted (не приступал) учащийся не работал с образовательным объектом соль либо значимым образом;
4.4.3.4. unknown (неизвестно) - статус завершения неизвестен. Элемент модели данных доступен в электронном курсе для чтения и записи.
4.4.4. Элемент модели данных "Статус прохождения" (cmi.progress_measure) определяет степень завершения по работе с электронным курсом.
4.4.4.1. Тип данных: вещественное число (с точностью до семи значимых знаков) в пределах от 0.0 до 1.0. Элемент модели данных доступен для чтения и записи.
4.4.5. Элемент модели данных "Статус успешности" (cmi.success_status) определяет, усвоен ли учащимся материал образовательного объекта:
4.4.5.1. passed (усвоен) учащийся достаточно усвоил материал образовательного объекта, чтобы считать цели, поставленные в изучении объекта, достигнутыми;
4.4.5.2. failed (не усвоен) - учащийся не достаточно усвоил материал образовательного объекта, чтобы считать цели, поставленные в изучении объекта, достигнутыми;
4.4.5.3. unknown (неизвестно) - статус успешности неизвестен.
Элемент модели данных доступен для чтения и записи.