совершенствование экологического образования и воспитания вне системы образования;
экологизация культуры быта населения;
экологизация культуры досуга населения;
экологизация информационного пространства;
повышение уровня экологической культуры в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.
IV. Основные принципы и приоритеты
24. Принципы государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры:
учет интересов не только настоящего, но и будущих поколений;
учет особенностей Челябинской области, включая природные условия, ресурсы, экологическую ситуацию, культурно-исторические и религиозные традиции населения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал;
непрерывность организации обучения, воспитания и развития подрастающего поколения на всех этапах: семейном, дошкольном, школьном, профессиональном, вузовском, послевузовском;
связь образовательного и воспитательного процессов с опытом практической деятельности по решению природоохранных проблем;
междисциплинарность, отражающая взаимосвязь философских, естественно-научных, гуманитарных, правовых, экономических и других аспектов экологического образования;
взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества и бизнеса при решении задач по формированию экологической культуры;
открытость и доступность экологической информации для населения Челябинской области;
соблюдение экологического законодательства и принципа неотвратимости наступления ответственности за его нарушение.
25. Приоритеты государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры:
повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания;
совершенствование системы непрерывного экологического образования;
экологизация информационного пространства.
V. Основные направления деятельности по формированию экологической культуры
Совершенствование экологического образования и воспитания в системе образования
26. Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде.
Экологическое образование должно рассматриваться в качестве основы для разработки нового образа жизни, влияющего на формирование необходимого социального базиса для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития Челябинской области. Исходя из этого, формирование экологической культуры необходимо признать в числе основных приоритетов развития системы образования.
Для формирования экологической культуры населения Челябинской области необходима разработка моделей реализации этого направления в школах и вузах: в предметах и дисциплинах, в воспитательной работе, в укладе школьной и вузовской жизни, в создании соответствующей эколого-развивающей среды.
Формирование экологической культуры зависит и от конкретной среды, в которой живут участники экологического образования: сельской или городской. Поэтому, кроме изучения общих экологических проблем, необходимо проводить спецификацию экологического образования в сельской и городской среде.
Важным фактором формирования экологической культуры является воспитание чувства патриотизма по отношению к природе и культуре своей страны.
27. В целом работу по совершенствованию экологического образования и воспитания в системе образования планируется осуществлять по следующим направлениям:
1) разработка научно-методических материалов по сопровождению процессов экологического образования и воспитания.
Современная стратегия естественно-научного образования в целом и экологического в частности направлена на формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. Мировоззренческий потенциал современной общенаучной картины мира, которая включает в себя частные картины мира (естественно-научную, биологическую, экологическую), должен использоваться в качестве философско-методологической основы не только в сфере науки, но и в сфере экологического образования.
Каждый этап экологического образования и воспитания имеет свои особенности по формированию экологического сознания. Необходимо шире использовать существующие передовые методики экологического образования и воспитания и разрабатывать новые.
Направления деятельности:
разработка понятийных и образно-знаковых моделей картины мира;
разработка методических рекомендаций по вопросам экологического образования и воспитания;
создание координационно-методического центра (совета) по разработке и внедрению технологий экологического образования;
2) совершенствование системы непрерывного экологического образования и воспитания.
В рамках существующей системы непрерывного экологического образования необходимо обеспечить последовательность формирования экологически ориентированной личности через совершенствование как вертикальной системы образования (дошкольное, школьное, профессиональное), так и через повышение горизонтальной согласованности воздействий в период обучения личности от других источников информации (семья, социальное окружение, культура, средства массовой информации).
Следует повысить внутреннюю системность экологического образования через усиление его связи с экологией как системной наукой, другими естественными науками.
Направления деятельности:
повышение взаимосвязи дошкольного, школьного и профессионального экологического образования;
сопряжение экологического образования системы образования с иными формами экологического образования;
повышение системности содержания непрерывного экологического образования;
организация системы информационной поддержки экологического образования, в том числе создание информационного банка данных, включающего реестры авторских программ по экологии, учебно-методической литературы, нормативных документов;
3) экологическое образование и воспитание в системе дошкольного образования.
Экологическое образование дошкольников должно объединять три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие.
При этом используются такие методы экологического образования, как наблюдение, проектирование, моделирование, экспериментирование, элементарная поисковая деятельность, игровые обучающие ситуации.
Среди возможных форм экологического образования дошкольников следует отметить непосредственно образовательную деятельность, совместную, самостоятельную деятельность, интегрированные занятия, экскурсии экологической направленности, экологические акции, праздники экологического содержания, эколого-психологические тренинги.
Важным аспектом экологического образования дошкольников является наличие соответствующей эколого-развивающей среды. Несмотря на имеющиеся здесь успехи, следует продолжить работу в данном направлении.
Направления деятельности:
сохранение и развитие эколого-развивающей среды;
анализ имеющихся методических рекомендаций по организации экологического образования для дошкольников различных возрастных групп и выработка предложений по их использованию;