Постановление Правительства Челябинской области от 20 февраля 2013 г. N 23-П "О Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года" стр. 4

Направления деятельности:
разработка специализированных курсов экологической направленности с учетом специфики получаемого образования для обучения студентов неэкологического профиля;
проведение экологизации учебного процесса вне зависимости от вида получаемого образования;
разработка мероприятий по внедрению компетентностного подхода в системе профессионального экологического образования;
расширение форм и средств дополнительного экологического образования студентов;
формирование областного государственного заказа на проведение научно-исследовательских работ экологической направленности;
разработка и издание научно-учебной литературы с региональным экологическим компонентом;
8) экологическое образование в системе послевузовского профессионального образования.
Для повышения качества экологического образования в системе послевузовского профессионального образования необходимо разработать новые образовательные программы, способствующие формированию и развитию навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды, умению проектировать и прогнозировать результаты деятельности человека. Кроме того, необходимо определить, какими экологическими компетенциями должен овладеть слушатель после прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, входящих в его общую профессиональную культуру.
Важной составляющей организации учебного процесса является укрепление сотрудничества и партнерства между педагогической общественностью и другими заинтересованными сторонами. Усиление вовлеченности промышленников и предпринимателей в образовательные процессы будет содействовать решению проблем, связанных с развитием технологий и изменениями условий труда; налаживание тесных связей между учебным процессом и жизнью общества позволит обучающимся приобретать дополнительный практический опыт.
Задача профессионального образования в рамках аспирантуры и докторантуры - формирование проектной экологической культуры исследователя, которое осуществляется через:
развитие способностей и умений вести исследовательский поиск на основе системного понимания и применения законов функционирования окружающего мира;
развитие способностей и умений прогнозировать экологические последствия принимаемых решений;
воспитание нравственных запретов на разработку и внедрение технологий, наносящих ущерб окружающей среде.
Для аспирантов и докторантов, планирующих заниматься научной деятельностью, связанной с охраной и рациональным использованием природных ресурсов Челябинской области, необходимо предусмотреть возможность дополнительного стимулирования.
Направления деятельности:
совершенствование учебно-методических комплексов экологического образования слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
разработка современных образовательных программ;
определение экологических компетенций для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
включение тем экологической направленности во все соответствующие образовательные программы и курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (экологизация учебного процесса);
выделение областных грантов на проведение научно-исследовательских работ, связанных с охраной и рациональным использованием природных ресурсов Челябинской области;
9) повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания.
Успешность реализации Концепции в значительной степени зависит от уровня квалификации кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания. Необходимо осуществить совершенствование комплекса педагогических условий для овладения слушателями теоретическими и методическими основами проблемы формирования экологической культуры. Важным является формирование у слушателей профессиональных ценностей и развитие профессиональных способностей, а также развитие мотивов и потребностей, связанных с заинтересованностью в достижении более высоких результатов своей работы, в росте своего профессионального мастерства.
Для этого необходимо развивать междисциплинарный комплексный подход при создании образовательных программ, готовить слушателей к использованию инновационных методов обучения, формировать у них систему методических умений, навыков и компетенций, обеспечивающих высокий уровень подготовки, развивать творческие и профессиональные способности.
Направления деятельности:
разработка современных образовательных программ и курсов (включающих учебные и учебно-методические издания, наглядные пособия, примеры передового опыта, электронные, аудио- и видеосредства);
разработка и издание учебно-методического комплекса для преподавания междисциплинарного учебного курса "Экология родного края" в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов;
подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в учреждениях общего, среднего, дополнительного и высшего образования;
совершенствование профессионального мастерства специалистов в области экологии путем организации мастер-классов.

Совершенствование экологического образования и воспитания вне системы образования

28. Семейное экологическое образование и воспитание.
Одним из наиболее важных социальных институтов, в которых реализуется экологическое образование, является семья. Семья - фундамент общества, и именно в ней формируется экологическая культура ребенка, особенно в начальный период его жизни. Интерес к природе, отношение к ней во многом определяются отношением к природе ближайших родственников ребенка. Именно в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка.
Учитывая то, что в семье вырабатываются оценочные установки ребенка, необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах - в часть семейных отношений. Выращивание комнатных растений, уход за животными помогают формировать у ребенка ответственное отношение к природе.
Как средство экологического воспитания и образования могут использоваться экскурсии в зоопарк, семейные походы на природу, организация зимней подкормки птиц, устройство скворечников, сбор плодов и семян, уборка мусора, очистка родника, оказание помощи родителям на садовых и приусадебных участках.
Важную роль в экологическом воспитании ребенка играет изобразительное искусство. Необходимо поощрять детей рисовать различные объекты природы, что развивает в них чувство прекрасного и закладывает определенное ценностное отношение к природе.
Проведение единой политики педагогов и родителей, особенно на стадии дошкольного образования, позволяет эффективно повышать уровень экологической культуры как детей, так и родителей.
Направления деятельности:
активизация работы с родителями в рамках дошкольного и школьного экологического образования;
разработка и проведение образовательных программ, курсов и семинаров, направленных на формирование экологической культуры в семье;
разработка методического материала для родителей по работе с экологическим образованием детей.
29. Создание условий и предпосылок для экологического самообразования.
Самообразование - это процесс самостоятельного получения индивидуумом знаний и опыта. Самообразование является важным условием адаптации человека к изменяющимся условиям внешней социальной и природной среды. Качество самообразования определяется, с одной стороны, качеством и количеством доступного обучающего материала, с другой стороны, внутренней и внешней мотивацией самообразовательной деятельности. Мотивация в значительной степени зависит от качества основного образовательного процесса в системе образования. Определенную роль в формировании нужной мотивации могут играть и другие участники процесса обучения - семья, ближайшее социальное окружение, средства массовой коммуникации и другое.
Направления деятельности:
создание специализированных учебных материалов для экологического самообразования лиц, относящихся к различным возрастным группам;
создание положительной внешней мотивации для экологического самообразования.
30. Участие в экологическом образовательном процессе органов государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления Челябинской области в рамках своих полномочий осуществляют определенное управление процессами экологического образования и воспитания учащихся. Принятие Концепции предполагает создание дополнительных усилий по решению поставленных задач.
Эффективным средством воздействия как на учащихся, так и на все население в целом является проведение массовых экологических мероприятий. Проведение под эгидой органов государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области конференций, семинаров, круглых столов и конкурсов придает соответствующим мероприятиям большую социальную значимость, делает их более эффективными.
Важную роль играет оказание помощи тем организациям, которые занимаются вопросами экологического образования, особенно на некоммерческой основе.
Направления деятельности: