проведение под эгидой органов государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области массовых экологических мероприятий местного значения, муниципального и регионального уровней;
проведение под эгидой органов государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области конференций, семинаров, круглых столов и конкурсов по проблемам формирования экологической культуры населения;
содействие организациям, занимающимся вопросами экологического образования.
31. Участие общественных и других организаций в экологическом образовании и воспитании.
Участие в образовательном процессе могут принимать различные организации, не входящие в систему образования - от государственных до общественных.
Важную роль должны играть государственные предприятия и учреждения Челябинской области, связанные в своей деятельности с вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов. Необходимо также наладить сотрудничество с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Ознакомление с практической реализацией государственной природоохранной деятельности должно гармонически дополнять теоретические знания учащихся.
Многие общественные организации ведут активную работу по экологическому образованию и воспитанию населения Челябинской области. Формы такой работы могут быть разнообразны: организация акций экологической направленности; организация проектной природоохранной деятельности; организация краеведческой деятельности, разработка проектов и программ изучения и описания природного и культурного наследия территории Челябинской области, развитие экологического патриотизма; проведение экскурсий и экспедиций экологического профиля, организация экологических троп; организация музейной и экспозиционной деятельности; проведение соревнований и конкурсов экологической направленности.
Промышленные предприятия Челябинской области также могут участвовать в формировании экологической культуры, особенно подрастающего поколения. Ознакомление учащихся с современными малоотходными технологиями производства, эффективными методами борьбы со сбросами и выбросами вредных веществ в окружающую среду, с одной стороны, имеет определенный образовательный смысл (практическая реализация природоохранной деятельности), с другой стороны, несет большое воспитательное значение (показывается важность для общества решения существующих экологических проблем). Кроме того, подобные экскурсии помогают сформировать позитивное отношение к возможности решения экологических проблем при приложении соответствующих усилий в будущем.
В целом необходимо осуществить консолидацию усилий учреждений и организаций, участвующих в экологическом образовании.
Направления деятельности:
привлечение государственных предприятий и учреждений, связанных с вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов, к экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения;
организация системной работы по использованию в образовательном и воспитательном процессе существующего природного потенциала Челябинской области, в том числе ООПТ, лесного фонда, водных объектов;
содействие общественным организациям, проводящим деятельность по экологическому образованию и воспитанию учащихся;
ознакомление учащихся с передовым опытом работы промышленных предприятий Челябинской области в сфере защиты окружающей среды от вредных воздействий.
32. Для эффективной реализации Концепции необходимо создание единого эколого-образовательного пространства. Частью такого пространства является быт и досуг каждого человека.
Экологизация культуры быта населения
33. Быт - часть физической и внепроизводственной социальной жизни, включающая удовлетворение материальных и духовных потребностей людей в пище, одежде, жилье, лечении и поддержании здоровья, сохранении и продолжении рода.
Удовлетворение материальных потребностей людей в быту приводит к использованию природных ресурсов и загрязнению окружающей среды. При этом надо учитывать, что данный процесс происходит как минимум дважды - при производстве соответствующего предмета потребления и при его потреблении. Поэтому необходимо, с одной стороны, повышать требования к экологичности предметов потребления с точки зрения безопасности самого потребителя, с другой стороны, требования экологичности должны распространяться на весь процесс производства предмета потребления и процесс его утилизации после потребления с точки зрения безопасности для окружающей среды.
Надежность и долговечность товаров народного потребления в противовес неремонтопригодности и контролируемому износу должны быть приоритетными с точки зрения безопасности окружающей среды.
Важной составляющей культуры быта является экономия использования в быту таких ресурсов, как вода, электричество, газ, тепло.
Экологически безопасный и здоровый образ жизни предполагает заботу о своем здоровье и здоровье своего потомства. Поскольку экологические условия существования оказывают значительное влияние на состояние здоровья, необходимо проводить разъяснительную работу по влиянию факторов окружающей среды на здоровье населения.
Направления деятельности:
просвещение по вопросам экологически чистого питания (безопасных для здоровья продуктов, при производстве которых учитывались экологические требования);
просвещение по вопросам экологически безопасной одежды, бытовой техники, жилья;
просвещение по вопросам экономного энергоресурсопотребления в быту, в том числе возможности вторичного использования предметов потребления;
просвещение по вопросам экологически безопасного и здорового образа жизни.
Экологизация культуры досуга
34. Досуг - период времени, свободный от профессиональной занятости и домашних обязанностей. В ходе исторического развития возрастает как количество досугового времени, так и его значимость для человека. Досуг выполняет две основные функции. Первая связана с восстановлением сил индивида, затраченных на производственную сферу и выполнение домашних обязанностей, вторая - с его духовным и физическим развитием.
Каждый вид деятельности, даже связанный просто с отдыхом, можно в той или иной степени экологизировать, в том числе за счет изменения не формы, а содержания. Необходимо создавать условия для реализации активного, экологически ориентированного досуга, особенно для детей и подростков. В частности, организация летних экологических лагерей, развитие экотуризма, привлечение детей и подростков к реализации проектов и программ экологической направленности, осуществляемых учреждениями образования, культуры и другими организациями.
Правильная организация досугового времени позволит значительно ускорить процесс создания единого эколого-образовательного пространства.
Направления деятельности:
разработка и реализация программы развития экологически ориентированного досуга;
использование существующей культурно-досуговой инфраструктуры для формирования экологической культуры;
создание и поддержка культурно-досуговых учреждений экологической направленности;
развитие экотуризма.
Экологизация информационного пространства
35. Проведение эффективной политики по формированию экологической культуры населения Челябинской области невозможно без использования средств массовой коммуникации, которые оказывают значительное влияние на формирование общественного сознания.
Массовая коммуникация представляет собой процесс распространения информации с помощью технических средств на большие, рассредоточенные аудитории. Различают средства массовой информации (СМИ - периодическая печать, радио и телевидение) и средства массового воздействия (кино, театр, цирк, все зрелищные представления, художественная литература), при этом Интернет может быть включен в обе группы средств.
Наполнение информационного пространства информацией, несущей идею заботы об окружающей среде, бережного к ней отношения, - одна из серьезных задач Концепции, решение которой предполагает организацию целенаправленной, скоординированной и долгосрочной деятельности в этом направлении.
Помимо общей задачи по формированию мировоззрения, ориентированного на заботу о природе, окружающей среде, практически каждое мероприятие Концепции предполагает использование тех или иных средств массовой коммуникации для достижения поставленных целей. Отдельное важное направление - это ведение деятельности по экологическому просвещению, для которой использование средств массовой коммуникации является основополагающим условием.
При реализации Концепции следует учитывать особенность средств массового воздействия, которые, в отличие от средств массовой информации, оказывают глубокое психоэмоциональное воздействие (уменьшается логическая составляющая осмысления полученной информации, усиливается эмоциональная), что влечет за собой увеличение их воспитательной функции.
Достаточная свобода и независимость средств массовой коммуникации предполагает наличие значительного влияния конкретных личностей на смысловое содержание транслируемой информации. Поэтому одним из направлений деятельности по реализации Концепции является экологическое обучение и просвещение участников информационного процесса.
Направления деятельности:
разработка и реализация программы использования средств массовой коммуникации для формирования экоцентристского мировоззрения;
использование средств массовой коммуникации для реализации конкретных мероприятий Концепции;
организация деятельности по экологическому просвещению с использованием телевидения, радиовещания, печати, Интернета;
организация и проведение курсов, семинаров, круглых столов для профессиональных работников средств массовой коммуникации.
36. Для повышения экологической культуры общества необходимо провести экологизацию всех его сфер. Основной путь - специализированное экологическое образование, воспитание и просвещение целевых групп из соответствующих сфер общества, и в первую очередь, - лиц, принимающих управленческие решения.
Экологическая культура в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества
37. Экологизация экономической сферы жизни общества.