Задача экологизации экономической сферы жизни общества в рамках Концепции - снижение природоемкости производства через повышение экологической культуры всех участников экономических отношений.
В экономических отношениях всегда есть две стороны - производитель и потребитель. Поэтому необходимо говорить о повышении экологической культуры как производителя (производства), так и потребителя.
Экологическая культура производства во многом зависит от проводимой на предприятии экологической политики - совокупности основных принципов, намерений и обязательств предприятия, лежащих в основе выработки собственных экологических целей и задач. Поэтому наиболее эффективной является работа по повышению экологической культуры лиц, принимающих решения в сфере проведения экологической политики предприятия.
Экологическая политика, осознанно принятая руководством предприятия, может реализовываться по следующим направлениям: повышение экологической культуры производства; добровольное расширение экологических обязательств предприятия; обеспечение экологической безопасности персонала и населения в зоне влияния предприятия; оценка негативного воздействия на окружающую среду и его минимизация; рациональное использование природных ресурсов; переход на более экологичные технологии производства; поддержка экологических исследований и образования; обеспечение доступности экологической информации о деятельности производства; соблюдение природоохранного законодательства, экологических норм и правил; проведение экологического аудита; мотивация и вовлечение всего персонала в экологическую деятельность предприятия; стремление к достижению и укреплению экологической репутации производства и другое.
Наиболее оптимальной представляется ситуация, когда на предприятии организуется система экологического менеджмента, в том числе по международным стандартам (серии ISO 14000).
Целевое обучение по вопросам экологической культуры может быть направлено не только на лиц, принимающих решения, но и на более широкий круг представителей предприятий и организаций как сферы материального, так и нематериального производства. Обучение целевых групп позволяет изменять групповые культурные нормы, через которые в том числе оказывается косвенное влияние на лиц, принимающих решения. Кроме того, в случае принятия решения о проведении на предприятии современной экологической политики или внедрении системы экологического менеджмента это решение будет в большей степени поддержано коллективом.
Экологическая культура потребителя определяется качеством, количеством и структурой потребления товаров и услуг. Повышение требований потребителя к экологичности товаров и оказываемых услуг является достаточно простым и эффективным средством давления на производителя товаров и услуг.
При формировании экологической культуры потребителя наиболее сложной проблемой является изменение структуры человеческих потребностей и стереотипов потребления. Необходимо организовать процесс оптимизации потребностей, в рамках которого население может отказаться от части наиболее факультативных вторичных потребностей, обеспечение которых несет высокую нагрузку на окружающую среду или ведет к быстрому истощению невосполнимых природных ресурсов.
Включение экологических ценностей и факторов в число экономических категорий позволило бы значительно быстрее реализовать процесс экологизации экономической сферы жизни общества.
Направления деятельности:
организация и проведение специализированных мероприятий (курсы, семинары, деловые встречи) для лиц, принимающих решения в сфере экологической политики предприятий и организаций;
организация обучающих курсов и семинаров для представителей сферы материального и нематериального производства, включая отрасли услуг, с учетом специфики их деятельности;
пропаганда потребления экологичных товаров и услуг.
38. Экологизация социальной сферы жизни общества.
В рассматриваемом контексте под экологизацией подразумевается повышение веса и значимости экологических вопросов в социальной сфере жизни общества.
Выполнение мероприятий Концепции, направленных на повышение экологической культуры отдельной личности, в той или иной мере повышает и степень экологизации социальной сферы жизни общества. В то же время необходимо организовывать деятельность по повышению экологической культуры отдельных социальных структур в целом. Такими структурами могут выступать семья как социальный институт, социальные группы и коллективы различных уровней иерархии, жители отдельных населенных пунктов, население Челябинской области в целом.
Наиболее эффективным средством является экологическое образование, нацеленное на отдельные социальные общности. Оно может проводиться в различных формах - от курсов, семинаров и конференций до выпуска стенгазет в отдельных учреждениях. Важное значение в этом процессе занимает использование средств массовой информации.
Эффективным средством является проведение массовых экологических мероприятий, в которых могут быть задействованы как отдельные социальные группы, так и жители населенного пункта в целом. Конкурсы и соревнования экологической направленности также могут повышать статус экологии в общественной жизни.
Важным направлением деятельности по экологизации является формирование экологически ориентированного общественного мнения.
Для понимания происходящих в обществе процессов и оценки его состояния необходимо вести определенную социологическую работу, в частности, проводить специализированные социологические опросы, а при оценке социально-психологического состояния общества учитывать и экологические параметры.
В перспективе возможен переход и к социальному проектированию с постановкой целей экологической направленности, таких как смена экологического имиджа Челябинской области и другое.
Направления деятельности:
экологизация социальных отношений внутри социальных общностей различного уровня иерархии (семья, социальные группы и коллективы, жители отдельных населенных пунктов и муниципальных образований, население Челябинской области в целом) и между ними;
организация конкурсов и соревнований для отдельных социальных групп;
формирование экологически ориентированного общественного мнения;
оценка социально-психологического состояния общества с включением экологических параметров;
экологически ориентированное социальное проектирование.
39. Экологизация политической сферы жизни общества.
Аналогично социальной сфере экологизация в контексте Концепции предполагает повышение веса и значимости экологических вопросов в политической сфере жизни общества.
Определяющим элементом политической системы является государство, осуществляющее управление обществом и включающее законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Поэтому здесь одним из главных направлений является деятельность по повышению экологической культуры руководителей соответствующих органов власти, государственных и муниципальных служащих, в первую очередь отвечающих за принятие решений в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Эффективная работа по повышению экологической культуры работников системы государственного управления позволит на определенном этапе приступить к совершенствованию экологической политики, проводимой данными органами власти.
Важной составляющей современной политической структуры общества являются партии. Необходима целенаправленная работа с активом партий по повышению уровня их экологической культуры, что с высокой вероятностью будет приводить к актуализации экологической тематики в партийной жизни не на конъюнктурной, а на долговременной основе.
В политических отношениях участвуют и другие организации - профсоюзы, профессиональные и творческие организации и объединения. Программа повышения экологической культуры данных сообществ может быть разработана с учетом их реального влияния на политические процессы в Челябинской области.
Внедрение экологических идей в деятельность органов власти, партий и движений, профессиональных союзов, общественных и иных организаций позволит в перспективе экологизировать политическую культуру общества в целом.
Направления деятельности:
организация и проведение специализированных мероприятий (курсы, семинары, совещания, круглые столы) для государственных служащих законодательной, исполнительной и судебной власти, а также муниципальных служащих органов местного самоуправления;
совершенствование экологической политики;
повышение юридической грамотности в сферах охраны окружающей среды и природопользования населения Челябинской области;
повышение квалификации и переподготовка кадров, участвующих в принятии решений в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
организация и проведение специализированных мероприятий по формированию экологической культуры (курсы, семинары, круглые столы) для актива партий и движений, профессиональных союзов, общественных и иных организаций.
40. Экологизация духовной сферы жизни общества.
В зависимости от поставленных целей к духовной сфере жизни общества могут относиться различные совокупности устойчивых отношений между социальными объектами. В рамках Концепции к духовной сфере жизни общества отнесены образование, наука, искусство, культура (в узком смысле слова), этика (мораль и нравственность), религия.
Процесс экологизации образования личности рассмотрен выше. Дополнительно следует провести работу по экологизации самой системы образования как элемента духовной сферы жизни общества. В рамках этой деятельности необходимо организовать экологическое обучение лиц, принимающих решения в системе образования Челябинской области.
Под экологизацией науки понимается учет возможных последствий воздействия человека на природную среду с целью сведения к минимуму отрицательных результатов его деятельности. Процесс экологизации науки многоаспектен и происходит по различным направлениям: изучение поведения природных систем при их взаимодействии с обществом; распространение экологических представлений в различные сферы науки для их ассимиляции и использования в рамках изучения взаимоотношений между человеком и средой его обитания; включение в методологию конкретной науки экологических воззрений в качестве неотъемлемого компонента, общего основания для выбора пути исследования и методов обработки полученных результатов; учет биоэтических принципов при проведении и оценке значимости научных исследований.
В рамках реализации Концепции целесообразно проведение мероприятий по обсуждению перечисленных направлений экологизации науки, а также организация поддержки научных исследований, связанных с решением проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Искусство (изобразительное, музыкальное, танцевальное, литературное, архитектурное и другое) как особый способ познания и отражения действительности имеет важное значение для формирования экологического мировоззрения. Экологизация искусства может вестись по двум направлениям: создание новых экологических жанров; изменение содержания традиционных жанров.
В рамках процесса экологизации этики (биоэтика) предполагается расширить сферу действия человеческой морали путем включения в нее природных объектов - биоты, водных объектов, ландшафтов, экосистем и биосферы в целом. Для этого на первом этапе необходимо включать биоэтику в систему экологического образования всех уровней. В дальнейшем, по мере распространения идей биоэтики в обществе, возможно и нормативное регулирование этого вопроса.
Еще одно направление деятельности - экологизация культуры как части духовной сферы жизни общества (культура в узком смысле слова). Элементами духовной культуры выступают верования, убеждения, идеалы, ценности и соответствующие им обычаи, нормы общения, деятельности и поведения людей. В процессе социализации эти элементы оказывают решающее влияние на становление личности. Они определяют культурный архетип, менталитет и национальный характер. Реализация каждого мероприятия Концепции в той или иной мере влияет на культуру общества. Здесь необходимо добавить мероприятия, связанные с экологизацией социальной системы, формально отвечающей за вопросы формирования и развития культуры населения, - музеев, библиотек, парков, дворцов и домов культуры и другое.
Определенное воздействие на культуру оказывает религия. Предлагается вести диалог с религиозными организациями по поиску точек соприкосновения в деятельности по формированию экологической культуры населения Челябинской области.
Завершающим этапом трансформации общественного сознания должен стать процесс формирования общественного экологического сознания, которое включает в себя три основных компонента.