Постановление Правительства Челябинской области от 20 февраля 2013 г. N 23-П "О Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года" стр. 3

взаимодействие с организациями экологической направленности (зоопарк, экологические станции, станция "юных натуралистов" и другие);
4) экологическое образование и воспитание в системе начального, основного и среднего (полного) образования.
Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования, он создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте.
На этапе начальной школы должны быть осуществлены воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей среде, их экологических взаимодействиях, освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку, становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды.
На этапе основной школы - становление экологической культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды.
На этапе средней (полной) школы - становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.
Школьное экологическое образование реализуется на многопредметной основе, поэтому очень важно проводить экологизацию содержания основных дисциплин образовательной программы, в том числе не естественно-научного профиля.
Важную роль играет в процессе экологического образования классный руководитель. Воспитательная работа классного руководителя должна быть направлена на формирование у учащихся, педагогов, родителей потребности в практической реализации экологических принципов, воспитание ответственности за их реализацию, создание условий для осмысления экологии как науки и образа жизни, принятие экологических принципов существования.
Поскольку многое в учебном процессе зависит лично от педагога, его инициативы и творчества, необходимо предусмотреть систему выявления, поддержки и поощрения наиболее талантливых и инициативных преподавателей, активно занимающихся повышением экологической культуры школьников.
Необходимо в большей степени использовать в образовательном процессе элективные курсы (курсы по выбору) экологической направленности, но для этого надо повысить их конкурентоспособность по отношению к другим направлениям образования, в том числе и за счет создания в школьных учреждениях соответствующей эколого-развивающей среды.
Направления деятельности:
координация деятельности образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, по разработке программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального, основного и среднего (полного) общего образования;
проведение областного конкурса педагогических коллективов и учителей "Современные образовательные технологии" (экологической направленности);
распространение опыта предметной лаборатории для работы с одаренными детьми по профилю "Экология";
отбор и публикация на сайтах Министерства образования и науки Челябинской области и Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" программ элективных курсов экологической направленности;
5) экологическое образование и воспитание в системе дополнительного образования детей.
Развитие системы экологического образования возможно через совершенствование предметных, внеурочных и внешкольных форм деятельности. Это предполагает необходимость тесного сотрудничества структур основного и дополнительного экологического образования.
Дополнительное образование призвано индивидуализировать образовательный путь школьника в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.
Дополнительное экологическое образование, в том числе через участие в практической деятельности экологической направленности, дает возможность учащимся овладеть новыми специфическими знаниями, помогает развить собственные способности и самореализоваться, формирует общую экологическую культуру.
Дополнительное экологическое образование организуется как на школьной базе (внеклассная работа по предмету, предметные недели, факультативы, кружки, работа школьных научных обществ, тематические праздники), так и на базе специальных учреждений системы дополнительного образования (станции юных натуралистов, детские экологические центры, клубы, центры детского творчества).
Для ведения дополнительного экологического образования могут и должны привлекаться иные организации, особенно связанные с охраной и использованием природных ресурсов (зоопарки, ООПТ, лесничества).
Дополнительное экологическое образование отличается исключительным организационным разнообразием, что позволяет предоставлять школьникам широкий выбор видов, форм и содержания экологической деятельности. Среди наиболее традиционных форм можно отметить такие, как олимпиады, конкурсы, экологические походы, экскурсии, учебные экологические тропы, экологические школы, летние экологические лагеря.
Направления деятельности:
повышение процента охвата школьников дополнительным экологическим образованием;
совершенствование действующих на базе образовательных учреждений форм дополнительного экологического образования, разработка и внедрение новых форм;
расширение перечня организаций, участвующих в системе дополнительного экологического образования, в том числе за счет организаций, занимающихся вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов, включая лесничества;
разработка программ факультативных курсов экологической направленности в рамках стандарта внеурочной деятельности учащихся;
привлечение школьников к созданию кадастра достопримечательных природных и историко-культурных объектов Челябинской области;
издание работ школьников, посвященных экологической тематике;
6) экологическое образование и воспитание в системе начального и среднего профессионального образования.
Профессиональная подготовка современных специалистов любого профиля должна сопровождаться экологическим образованием в единстве обучения, воспитания и развития.
Формирование экологической культуры как проявления мировоззрения будущего специалиста, реализующего экологически оправданное природопользование в соответствии с предметом труда, достигается через:
овладение системой общих и прикладных экологически значимых знаний, умений и навыков;
формирование эколого-ценностного отношения к объектам профессиональной деятельности;
развитие способности и потребности принимать экологически грамотные решения при организации производственной деятельности.
Решение указанных задач производится на тех же принципах, что и на предыдущих этапах системы образования, и реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Отличительной чертой данного этапа экологического образования является возможность обучающегося увидеть реальное применение экологических знаний в будущей профессиональной деятельности, приобрести умение не только проектировать экологически оправданную деятельность, но и реализовывать ее во время производственной практики.
Направления деятельности:
разработка рабочих основных профессиональных образовательных программ по профессиям (специальностям) экологической направленности и рабочих программ по дисциплинам, междисциплинарным курсам для обучающихся неэкологического профиля;
совершенствование форм дополнительного экологического образования, в том числе через систему дополнительного образования;
развитие эколого-просветительской деятельности;
подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
7) экологическое образование в системе высшего профессионального образования.
Задачи экологического образования в системе высшего профессионального образования определяются видом получаемого образования.
Для специалистов, не связанных с вопросами экологии, это получение экологической образованности как основы общей образованности личности, обладающей экологическими знаниями и убеждениями, совокупностью умений и навыков их применения, экологическим мышлением и мировоззрением, системой ценностных ориентаций и регулятивов, направленных на сохранение и сбережение окружающей природной среды. Решается как через чтение отдельных специализированных курсов экологической направленности, так и через экологизацию всего образовательного процесса.
Профессиональное экологическое образование представляет собой процесс обучения, воспитания и развития личности на основе профессиональных образовательных программ экологического профиля, обеспечивающих возможность квалифицированной профессиональной деятельности, направленной на решение комплекса проблем, связанных с обеспечением устойчивого развития общества. Задачи высшего профессионального экологического образования:
формирование у специалистов современного экологического мировоззрения, включающего понимание возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человека и понимание необходимости личного участия в практической экологической деятельности;
овладение учащимися на основе полученных знаний и опыта профессиональной экологической компетенцией.
Важность решения первой задачи заключается в том, что экологическое образование выступает в настоящее время определяющим фактором, который может помочь утверждению новой цивилизационной модели развития, обеспечивающей улучшение качества жизни человека при сохранении качества окружающей природной среды.
Компетентностный подход в образовании позволяет получить специалиста, обладающего соответствующими знаниями и опытом, готового эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность на основе экологически целесообразных ценностно-мотивационных установок, универсальных способностей и личностных качеств, обеспечивающих социально, экологически и профессионально целесообразное поведение.
Для повышения качества обучения и формирования активной жизненной позиции обучающихся могут использоваться различные формы и средства работы: привлечение студентов к участию в реализации природоохранных программ и мероприятий, участие в научно-исследовательских работах по профилю образования, участие в природоохранной деятельности через общественные организации, участие в экологическом просветительстве и образовании, проведение студенческих олимпиад, проведение практики с реализацией задач экологической направленности и другое.