ОДМ 218.2.054-2015 Рекомендации по применению текстильно-песчаных свай при строительстве автомобильных дорог на слабых грунтах основания стр. 7

1-9 – рулоны геополотна; 10 – установка для соединения рулонов;
11 – бульдозер; 12 – автосамосвалы; I – подготовка подстилающего слоя грунта; II – транспортировка, укладка и соединение рулонов геополотна; III – отсыпка, распределение и уплотнение слоя грунта
Рисунок 8.2 - Схема устройства прослоек из геосинтетического материала
8.2.5. Формирование гибкого ростверка производят после укладки геосинтетического материала и устройства защитного слоя из песка в режиме интенсивной технологии в соответствии с п.8.1.2 настоящего ОДМ. В ходе уплотнения и осадки межсвайного пространства производят досыпку грунта между сваями. В результате в основании образуется уплотненный ростверк, который позволяет уменьшить напряжения в межсвайном пространстве за счет перераспределения нагрузки на сваи. На подготовленном основании производится послойная отсыпка и уплотнение дорожной насыпи в соответствии с Рекомендациями [8].

8.3 Требования к контролю качества и приемке выполненных работ

8.3.1. Используемые на всех технологических стадиях грунты, материалы, изделия и конструкции должны удовлетворять требованиям РД, ГОСТ 32731 и п.6 настоящего ОДМ. Замена предусмотренных проектом грунтов, материалов, изделий и конструкций, входящих в состав возводимого сооружения или его основания, допускается только по согласованию с проектной организацией и заказчиком. Все материалы должны иметь технический паспорт.
8.3.2. Материалы для геооболочки свай должны быть сертифицированы и соответствовать характеристикам, заложенным в РД в соответствии с требованиями п.6. настоящего ОДМ. Примеры материалов, соответствующих условиям применения для КТ, приведены в приложении Д.1.
8.3.3. Перед началом работ необходимо провести верификацию поступивших материалов и конструкций. Все поступившие материалы и конструкции должны иметь документы, удостоверяющие их качество и соответствие требованиям ГОСТ 32731 и п.6 настоящего ОДМ. Контролируемые параметры геосинтетического материала (поверхностная плотность, прочность на разрыв и относительное удлинение в продольном и поперечном направлениях, коэффициент фильтрации) должны соответствовать требованиям, указанным в п.6 настоящего ОДМ, контролируемые параметры песка (гранулометрический состав, коэффициент фильтрации) – ГОСТ 25100. Результаты проверки заносятся в журнал верификации (входного контроля).
8.3.4. При устройстве текстильно-песчаных свай на всех стадиях комплексной технологии должен осуществляться контроль технологических процессов и, особенно, технологического регулирования нагрузок. Площадку для пробного уплотнения (опытный участок) следует располагать в пределахоснования возводимой насыпи, а при невозможности – в специально отведённом месте. Минимальные размеры площадки для пробного уплотнения должны составлять: ширина от 3×Ву, м; длина от 20 м, где Ву – ширина уплотняемой полосы, принимаемая по технической характеристике уплотняющей машины.
Контроль плотности следует выполнять в соответствии с ГОСТ 22733. Допускается использовать приборы для ускоренного определения плотности (плотномер-влагомер Н.П. Ковалёва, радиометрические, пенетрационные плотномеры и др.).
8.3.5. При выборе виброкатков следует учитывать их современное оснащение: бортовую систему контроля плотности грунтов, позволяющую получить на мониторе и сохранить в памяти послойную структуру состояния грунтов под катком. Информация о результатах работы катка и параметрах вибронагрузки хранится в памяти компьютера для последующей подготовки технической документации о состоянии основания и насыпей при сдаче выполненных работ.
Примеры машин, соответствующих условиям применения для КТ приведены в приложении Д.2.
8.3.6. Для проверки прочностных и деформационных характеристик текстильно-песчаных свай и межсвайной зоны на опытном участке следует регистрировать по каждой свае следующие данные:
    • идентификационная запись сваи и текущий производственный номер;
    • метод производства;
    • тип и основные параметры используемого вибратора;
    • время производства;
    • диаметр сваи и геооболочки из геополотна;
    • вид оболочки из геополотна (тип и прочность);
    • характеристики песка-заполнителя;
    • глубина погружения;
    • характеристики грунтового основания, способного нести проектную нагрузку.
8.3.7. Контрольные функции должны быть организованы на базе полевых лабораторий при дорожно-строительных подразделениях, а также контрольных постов в составе работ по контролю качества возведения насыпей на слабых основаниях. Контроль характеристик грунтов производится с целью установления стабилизации осадок и коэффициента безопасности (несущей способности) грунтов основания в соответствии с РД (ГОСТ 20276).
8.3.8. Испытания грунтов, измерения осадок и горизонтальных смещений следует вести в период упрочнения основания и возведения насыпи ежедневно, первые три месяца после полного возведения насыпи - еженедельно, в дальнейшем - до сдачи участка в эксплуатацию 2 раза в месяц [8]. При обнаружении резкого увеличения осадки или выпора грунта виброуплотнение необходимо немедленно прекратить для выявления причин деформаций и корректировки технологических режимов. В случае фиксирования потери прочности основания следует назначить мероприятия по ликвидации опасного состояния и предупреждения дальнейшего развития деформации.
8.3.9. В ходе работ необходимо предусматривать периодическое проведение натурных измерений (мониторинг). Состав, объем, и методы мониторинга устанавливают в зависимости от уровня ответственности сооружения и сложности инженерно-геологических условий. Следует учитывать требования СП 22.13330. Натурные измерения деформаций оснований должны предусматриваться при применении новых или недостаточно изученных конструкций сооружений.
8.3.10. При интенсивном уплотнении грунтов на первой технологической стадии необходимо вести сравнительный анализ фактического и расчетного хода осадки. Расчетная осадка грунта от нагрузки определяется по п.7.4. настоящего ОДМ. Решение о завершении уплотнения слабого основания следует принимать с учетом допустимого по РД ежедневного прироста осадки.
8.3.11. Для оценки несущей способности основания в ходе работ необходимо организовать контроль изменения прочностных характеристик (сопротивления сдвигу). Оценка несущей способности производится по величине коэффициента безопасности, который определяется в соответствии с п. 7.1 настоящего ОДМ.

8.4. Требования по безопасности проведения работ

8.4.1. Организация и производство работ должны соответствовать требованиям СП 48.13330, СП 12-136, действующим правилам пожарной безопасности и взрывобезопасности [12].
При организации и проведении работ во избежание пожаров, взрывов, отравлений, ожогов, других несчастных случаев и аварий, являющихся следствием несоблюдения технологического процесса, правил хранения и транспортировки, следует строго выполнять требования, изложенные в нормативно-технической документации на материалы (технические условия) и в технологических инструкциях.
8.4.2. Перед началом выполнения работ генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая участок, обязаны оформить акт-допуск.
8.4.3. Производство работ на территории действующего участка необходимо осуществлять при строгом выполнении мероприятий, указанных в акте–допуске. Указанные мероприятия принимаются на основе решений, разработанных в ПД и РД:
определение зоны совмещенных работ и порядка их выполнения.
8.4.4. Генеральный подрядчик при выполнении совмещенных работ с участием субподрядчиков обязан:
    • осуществлять их доступ на производственную территорию с учетом выполнения требований изложенных в акте-допуске;
    • обеспечить выполнение всех мероприятий охраны труда и координировать действия субподрядчиков в части выполнения мероприятий по безопасности труда согласно акту-допуску и графику выполнения совмещенных работ.
8.4.5. Перед началом и в процессе производства работ руководитель работ обязан:
    • оформить необходимую документацию (наряд-допуск) на право производства работ в местах действия опасных или вредных факторов;
    • перед началом работ ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде- допуске;
    • проводить систематические осмотры участка, проверку условий труда рабочих и принимать меры к устранению выявленных недостатков;
    • производить выдачу спецодежды и других средств индивидуальной защиты согласно действующим нормам.
8.4.6. При организации рабочей зоны до начала производства работ следует установить опасные для людей участки, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.
8.4.7. Конструкция защитного и сигнального ограждения должна быть предусмотрена в РД исходя из условий производства работ (мест расположения).
При наличии опасных и вредных производственных факторов безопасность работ обеспечивается на основе выполнения мероприятий, содержащихся в РД.
ППР должен содержать схемы и инструктивные указания по рациональной
организации и технологии строительного производства, привязанные к местным условиям строительства, в которых намечают рациональные режимы труда и мероприятия по безопасности, организационные требования к подготовке и обслуживанию трудового процесса, перечень и число инструмента и приспособлений, схему организации рабочего места и пр.
8.4.8. При производстве работ по устройству свай работники могут подвергаться воздействию следующих опасных и вредных производственных факторов:
    • движущиеся машины и механизмы, оборудование и их элементы, применяемые в производственном процессе;
    • пониженная и повышенная температура воздуха рабочей зоны, так как работы ведутся на открытом воздухе;
    • повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
    • расположение рабочего места вблизи перепада по высоте от 1,3 м;
    • возможность поражения электротоком (электротравмы при работе вблизи ЛЭП);
    • передвигающиеся конструкции;
    • падение вышерасположенных материалов, инструмента;
    • опасность ненадежных поверхностей;
    • метеоопасности, гроза (в первую очередь);
    • повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
    • недостаточная освещенность рабочей зоны;
    • повышенная запылённость и загазованность воздуха рабочей зоны;
    • острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности материалов и оборудования.

Библиография

[1]
СП 34.13330.2011
Актуализированная редакция «СНиП 2.05.02-85»
Автомобильные дороги. Строительные нормы и правила»
[2]
ОДМ 218.2.046-2014
«Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве»
[3]
Патент на изобретение 2449075 РФ
Способ упрочнения слабого природного основания для возведения дорожного земляного полотна: патент на изобретение 2449075 РФ: МПК Е01С 3/04 // Луцкий С.Я. Шмелев В.А., Бурукин А.Ю. - № 2010148128/03; заявл. 26.11.2010; опубл.: 27.04.2012. - Бюл. № 12. - 2 с.
[4]
ОДМ 218.2.047-2014
«Методика оценки долговечности геосинтетических материалов, используемых в дорожном строительстве»
[5]
Пособие к СНиП 2.05.02-85
Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах.
[6]
Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах. - М.: Информавтодор, 2004.
[7]
СТО НОСТРОЙ 2.25.27-2011
Строительство земляного полотна для автомобильных дорог. Часть 5 Возведение земляного полотна на слабых грунтах.
[8]
Рекомендации по интенсивной технологии и мониторингу строительства земляных сооружений на слабых основаниях // Под общ. редакцией С.Я. Луцкого - М.: Тимр, 2005. - 96 с.
[9]
ОДМ 218.1.001-2005
Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
[10]
ОДМ 218.5.003-2010
Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог.
[11]
ОДМ 218.5.006-2010
Рекомендации по методикам испытаний геосинтетических материалов в зависимости от области их применения в дорожной отрасли.
[12]
Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме (вместе с
Правилами противопожарного режима в
Российской Федерации)».
[13]
Комплексная технология упрочнения слабого основания земляного полотна сваями в геотекстильной оболочке. Устройство свай в геотекстильной оболочке методом бурения. ТК СМК-006-01.02-2011: технологическая карта. - М.: МостГеоЦентр, 2011. - 38 с.
[14]
Комплексная технология упрочнения слабого основания земляного полотна сваями в геотекстильной оболочке. Устройство свай в геотекстильной оболочке методом вибропогружения. ТК СМК-006-03-02-2011: технологическая карта. - М.: МостГеоЦентр, 2011. - 42 с.
[15]
Комплексная технология упрочнения слабых грунтов в основании дорожного земляного полотна сваями в геотекстильной оболочке. СТО ИСМ 58748660-05-2012: стандарт организации. - М.: МостГеоЦентр, 2012. - 82 с.
[16]
Цытович Н.А. Механика грунтов. - М.: Высшая школа, 1983г. - 288 с.
[17]
[18]
Маслов Н.Н. Основы механики грунтов и инженерной геологии. - М.: Высшая школа, 1968.
- 511с.
Евгеньев И.Е., Казарновский В.Д. Земляное полотно автомобильных дорог на слабых грунтах.
- М.: Транспорт, 1976
[19]
[20]
Kempfert H.-G., Stadel M., Zaeske D. Berechnung von geokunststoffbewehrten Tragschichten über Pfahlelementen // Bautechnik. Vol 74, 1997. - № 12. Recommendations for Design and Analysis of Earth Structures using Geosynthetic Reinfocements – EBGEO, Second Edition, 2011
[21]
Добров Э.М. , До Кхань Хунг. Влияние геосинт етичской оболочки на эффективность усиления слабых оснований грунтовыми сваями. М . Транспортное строительство . №7, 2014, с.15-17.

Приложение А (рекомендуемое) Пример оценки несущей способности основания и устойчивости откосов дорожной насыпи

П р и м е р А.1 - Оценка несущей способности слабого основания автодорожной насыпи высотой 4,1м на слабом основании из текучепластичного суглинка толщей 6м (ниже расположен несжимаемый грунт). Исходные данные принимают: характеристики грунтов слабого основания - по результатам инженерных изысканий; параметры насыпи – по РД.
Т а б л и ц а А.1 - Исходные параметры насыпи и грунтов основания
Группа параметров
Характеристики грунта
Обозначения характерис- тикЗначения характерис- тик
Параметры грунтов слабого основания
Мощность слоя грунта основания, м
h6
Удельный вес грунта, кН/м3
17,7
Угол внутреннего трения, град
φ13
Сцепление, кПа
с10
Модуль деформации, кПа
Е3285
Плотность грунта, г/см3
1,77
Коэффициент пористости
e01,073
Природная влажность, %
Wпр39
Влажность на границе раскатывания, %
W121
Число пластичности, %
JP15
Коэффициент консистенции
JL1,2
Коэффициент фильтрации, м/сут
Кф1,12·10-5
Параметры насыпи
Удельный вес грунта насыпи, кН/м3
н18,2
Высота насыпи (с крутизной откосов 1:1,5), м
h4,1
Категория дороги
Уровень ответственности
II
Максимальная осевая нагрузка от транспортных средств, кН
Ртр100
Примечание - Расчетные значения характеристик угла внутреннего трения
n , удельного сцепления с и модуля деформации E в таблице А.1 приняты в соответствии с СП 34.13330 с учетом коэффициентов надежности по грунту: в расчетах оснований по деформациям Кг =1; в расчетах оснований по несущей способности: для удельного сцепления Ксц=1,5; для угла внутреннего трения песчаных грунтов Квт =1,1; то же, глинистых грунтов Квт =1,15.
Расчет несущей способности слабого основания автодорожной насыпи выполняется на основе СП 34.13330 и в соответствии с методикой, изложенной в п. 7.1 настоящего ОДМ.
Несущую способность грунтов слабого основания следует устанавливать (см. п.7.1) по минимальному значению коэффициента безопасности в зависимости от Рб - безопасной нагрузки, соответствующей наибольшей величине внешней нагрузки на основание, вызывающей возникновение предельного состояния по сдвигу, кПа, и Ррасч - расчетной нагрузки от веса насыпи и подвижной нагрузки от транспорта (эксплуатационной нагрузки), кПа. Несущая способность основания считается обеспеченной при условии Кб  1.
Значение допустимой безопасной нагрузки на грунт основания в начальном (природном) состоянии:
(А.1)
где Снач и φнач – сцепление (кПа) и угол внутреннего трения грунта при природной плотности – влажности, град.;