В настоящее время основная научно-исследовательская деятельность организована и проводится на базе Государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения города Москвы "Московский институт социально-культурных программ" (далее - МИСКП).
В 2013 году МИСКП реализовал исследовательский проект, одной из задач которого являлась оценка уровня развития сферы культуры во всех административных округах города Москвы. Полученные данные уникальны и могут быть использованы в целях развития культурной жизни в городе Москве в течение ближайших лет.
На протяжении последних двух лет МИСКП занимается изучением международных методик оценки качества жизни населения города Москвы и уровня развития городской среды, а также механизмов регулирования (в т.ч. правового) культурной жизни в городе Москве, в России и за рубежом. МИСКП проводит исследования, позволяющие определить проблемы развития отдельных государственных учреждений культуры города Москвы, а также оказывает методическую и консультационную поддержку Департаменту культуры города Москвы и другим участникам культурной жизни в городе Москве.
Проведение указанной научно-исследовательской деятельности необходимо для оценки результатов реализации государственной политики в сфере культуры города Москвы, я# оценки эффективности деятельности отдельных государственных учреждений культуры и проведения культурных мероприятий.
1.4. Ключевые приоритеты и проблемы развития сферы культуры
Исходя из высокого потенциала и высокого значения инфраструктуры учреждений культуры в городе Москве (далее - культурной инфраструктуры города Москвы), можно выделить следующие приоритеты развития сферы культуры:
1) создание благоприятных условий для формирования человеческого капитала города Москвы;
2) создание современной комфортной городской среды в целях повышения удовлетворенности жителей города Москвы и привлечения в сферу культуры квалифицированных специалистов;
3) интеграция города Москвы в мировые культурные процессы, формирование образа города Москвы как культурной столицы.
В целях дальнейшего совершенствования и развития культурной инфраструктуры города Москвы необходимо устранить выявленные недостатки в деятельности государственных учреждений культуры города Москвы, а также определить, как изменились за последние десятилетия образ жизни жителей города Москвы и роль культуры и искусства в жизни столицы.
Основные проблемы, препятствующие развитию в сферы культуры, можно свести к следующим:
- территориальные диспропорции культурной инфраструктуры города Москвы;
- слабые механизмы поддержки культурных инициатив и формирования конкурентной среды в сфере культуры;
- неэффективная коммуникация с аудиторией государственных учреждений культуры города Москвы;
- ограниченное использование возможностей государственно-частного партнерства в сфере культуры;
- несоответствие программы культурных мероприятий города Москвы современным запросам населения города Москвы;
- нехватка квалифицированных специалистов в сфере культуры, неудовлетворительное состояние материально-технического оснащения ряда учреждений культуры.
1.4.1. Территориальные диспропорции
Низкий уровень развития культурной жизни в районах города Москвы, расположенных за пределами Центрального административного округа города Москвы, отрицательно сказывается на регулярно повторяющейся активности жителей города Москвы, связанной с производством или потреблением культурных продуктов и услуг (далее - культурных практиках), и развитии городских общественных пространств.
По данным социологических исследований лишь 8% жителей города Москвы проводят свободное время в пределах района города Москвы, в котором они проживают, 11% - в "пределах своего двора", 23% - совершают регулярные поездки в Центральный административный округ города Москвы, а почти 50% жителей города проводят свободное время "дома, в квартире". В конкуренции за свободное время жителей города Москвы государственные учреждения культуры "проигрывают" торгово-развлекательным центрам и другим коммерческим организациям.
Показатели качества жизни в административных округах города Москвы, удаленных от центра города Москвы, значительно ниже, чем в Центральном административном округе, что выражается в низком "уровне доверия" местных жителей к органам государственной власти города Москвы и невысоких показателях их участия в жизни города. Кроме того, поездки в центр для посещения государственных учреждений культуры города Москвы и культурных мероприятий сопряжены с ощутимыми временными и финансовыми издержками.
Присоединение к Москве Троицкого и Новомосковского административных округов, площадь которых в 2,4 раза превосходит территорию города Москвы до изменения границ, стало событием, радикально изменившим состояние сферы культуры. Приоритетом работы на территории, присоединенной к городу Москве, становится обеспечение доступности культурных услуг и благ для населения).
В результате резкого ускорения роста численности населения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы большое количество людей не обладают достаточной информацией о социально-культурной инфраструктуре своего района, никак не идентифицируют себя со своим районом и своим городом. Кроме того, в связи с проведением масштабных строительных# возникает деформация уже существующей социокультурной среды.
Развитие инфраструктуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы не успевает за ростом его населения. Государственные учреждения культуры города Москвы не способны полностью удовлетворить культурно-досуговые потребности жителей. Проекты жилой застройки новых районов города Москвы зачастую - не учитывают необходимость создания объектов культурной инфраструктуры. В связи с этим Троицкий и Новомосковский административные округи# города Москвы требуют использования принципиально иных управленческих подходов и инвестиционной политики в сфере культуры по сравнению с другими административными округами города Москвы.
1.4.2. Слабые механизмы поддержки культурных инициатив и формирования конкурентной среды
В городе Москве реализуется множество негосударственных культурных инициатив и проектов. В связи с низким уровнем развития горизонтальных связей между участниками культурной жизни города Москвы лишь некоторые из них получают государственную поддержку.
Одним из возможных средств государственной поддержки культурных инициатив в городе Москве является предоставление грантов. В настоящее время оно осуществляется по двум основным конкурсным программам: проект (конкурс) "Открытая сцена" (с 2005 года) и "Школа театрального лидера" (с 2012 года). Однако реализация подобных механизмов поддержки необходима не только в сфере театрального искусства, но и в других областях сферы культуры. Кроме того опыт успешного проведения конкурсов на предоставление государственной поддержки в форме грантов имеют только некоторые структурные подразделения Департамента культуры города Москвы, указанная деятельность не носит системный характер.
В настоящее время отсутствуют эффективные механизмы совершенствования деятельности государственных учреждений культуры города Москвы. Прежде всего, им не хватает конкурентной среды и способов привлечения дополнительного финансирования.
Также следует отметить, что город Москва недостаточно активно участвует в мировых культурных процессах, не имеет достаточного количества государственных учреждений культуры города Москвы и не проводит культурные мероприятия, имеющие международное значение. Как следствие, не развит обмен опытом в сфере культуры, снижаются конкурентная активность субъектов культурной деятельности и стандарты качества услуг в сфере культуры, теряется потенциальная аудитория государственных учреждений культуры города Москвы.
1.4.3. Неэффективная коммуникация государственных учреждений культуры города Москвы с их аудиторией
Большая часть государственных учреждений культуры города Москвы не осуществляет изучение своей аудитории и их потребности и, соответственно, не выстраивают свою деятельность с учетом этих аспектов.
Кроме того, государственные учреждения культуры города Москвы недостаточно эффективно используют современные способы коммуникации со своей аудиторией. Это выражается в неактивной работе со средствами массовой информации, неумении использовать возможности социальных медиаресурсов, выборе неудачных решений для реализации проектов и мероприятий в сфере культуры и др.
Следствием этого является несоответствие качества услуг, оказываемых государственными учреждениями культуры города Москвы, ожиданиям потребителей таких услуг и их узкая направленность, что негативно сказывается на восприятии города Москвы среди других крупнейших культурных столиц мира.
1.4.4. Ограниченное использование возможностей коммерческого сектора
Инвестиционная привлекательность сферы культуры города Москвы остается низкой, финансовые вложения в создание качественного творческого продукта, как правило, являются прерогативой органов государственной власти города Москвы. Во многом это обусловлено неразвитой системой государственно-частного партнерства и отсутствием гибких финансовых механизмов поддержки некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры.
1.4.5. Несоответствие программы мероприятий в сфере культуры запросам жителей города Москвы
В целях повышения событийной насыщенности культурной жизни в городе Москве необходимо системное финансирование фестивалей и общегородских сетевых акций, проводимых на регулярной основе с сезонной периодичностью (например, общегородского фестиваля "Лучший город Земли"), а также разработка и внедрение системы адресного оповещения жителей города Москвы о планируемых мероприятиях.
1.4.6. Нехватка знаний и технологий
Эффективное государственное управление в сфере культуры невозможно без проведения исследований, направленных на изучение запросов жителей города Москвы в сфере культуры, на оценку деятельности государственных учреждений культуры города Москвы, культурных особенностей административных округов города Москвы, успешного российского и международного опыта осуществления деятельности в сфере культуры. Развитию научно-исследовательской работы в сфере культуры препятствуют отсутствие системных методик изучения качества жизни населения города Москвы и городской среды, а также низкое качество статистических данных.
Кроме того отсутствует система передачи опыта между молодыми работниками в сфере культуры их коллегами "старшего поколения". Также наблюдаются серьезный дефицит представителей новых творческих профессий и отсутствие у работников в сфере культуры многих навыков, необходимых для развития государственных учреждений культуры города Москвы (управленческих навыков и навыков современной коммуникации: ведения деловых переговоров, привлечения партнеров и спонсоров, а также изучение и понимание потребностей аудитории).
Государственная программа направлена на решение этих проблем и дальнейшее развитие сферы культуры города Москвы.
2. Прогноз развития соответствующей сферы реализации Государственной программы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Государственной программы
Рост финансирования Государственной программы за годы реализации программы (с 2012 по 2018 годы) составит 40%. Общий объем финансирования программы составит 74,5 млрд. рублей. При этом доля средств бюджета города Москвы в общем объеме финансирования программы к 2018 году уменьшится с 58% до 47%. Финансирование из средств юридических лиц увеличится на 123%: с 7,1 млрд. рублей в 2012 году до 15,9 млрд. рублей в 2018 году.
Благодаря значительному росту посещаемости и увеличению количества услуг, предлагаемых в сфере культуры, рост внебюджетных доходов государственных учреждений культуры за годы реализации программы (с 2012 по 2018 годы) составит 140%). Ожидается, что в 2018 году совокупный доход музеев, выставочных залов, театров, концертных организаций, учреждений кинофикации, библиотек и культурных центров города Москвы от приносящей доход деятельности может превысить 15 млрд. рублей.
3. Основные цели и задачи Государственной программы
Цели и задачи Государственной программы сформулированы, исходя из приоритетов развития в сфере культуры, и направлены на решение существующих в ней проблем.
Цели:
1) создать инструменты эффективного взаимодействия всех участников культурной жизни в городе Москве;
2) обеспечить развитие современной культурной жизни в городе Москве исходя из культурных практик и ожиданий жителей города Москвы;
3) провести комплексную модернизацию государственных учреждений культуры города Москвы в целях повышения эффективности их работы, качества и доступности предоставляемых ими услуг.